Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2003

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


От текста – к слову

Комплексная работа с текстами разных стилей

9, 11 классы

Обобщая и систематизируя изученное в конце учебного года, мы готовимся к устным и письменным экзаменам. Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для этого. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки.
Тексты отбирались с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома.

Цифрами в текстах обозначены слова для разных видов разбора:

1 – слово для фонетического разбора;
2 – слово для морфемного разбора;
3 – слово для морфологического разбора;
4 – предложение для синтаксического разбора;
5 – слово для лексического разбора;
6 – слово для орфографического разбора;
7 – предложение для пунктуационного разбора.

I. Прочитайте отрывок из мемуарных зарисовок (публикация в журнале «Новый мир» названа «Из “дебрей” памяти»), автором которых является замечательный ученый-филолог А.А. Реформатский (1900–1978). Подготовьтесь к изложению.

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ УШАКОВ

Дмитрий Николаевич был самым очаровательным человеком, каких я встречал в жизни: живой, умный, изящный, точный, озорной – редкое сочетание качеств в одном человеке! И все это в соединении с исключительным благородством мыслей и чувств, с безупречной честностью в науке и в жизни.
И его любили не только мы, его ближайшие ученики, его близкие и друзья, его любили и учителя, и ученые3 разных стран, и студенты, и простые люди.
Не любили его чиновники, завистники и мракобесы.
Располагал6 к себе Дмитрий Николаевич прежде всего своей внимательностью, простотой и уважительностью к любому1, кто к нему приходил. Он ни к кому не относился наперед неуважительно, хотя умел острым прозвищем, колким юмором и пародией заклеймить5 и дурака, и жулика, и мерзавца.4
В Дмитрии Николаевиче было много «чеховского» – и его отвращение к фразе, его простота и изящество, его тонкий5 юмор. Недаром в его кабинете рядом с Пушкиным висел портрет Чехова. Это были его любимые писатели.
И до чего же он понимал и чувствовал2 людей, и как его коробила5 любая фальшь и пошлость. А это тоже6 ведь «чеховское». К тому же Дмитрий Николаевич замечательно читал Чехова. В ВТО и в Институте русского языка АН есть запись в его исполнении рассказа Чехова «Дачники», сделанная для артистов и чтецов. Слушая1 эту запись, можно получить удовольствие от «музыки речи» исполнителя и его артистического дарования. А какой он был рассказчик и собеседник! Великолепный мастер и знаток русской речи и талантливейший хозяин интонации и повествования. И все так просто и непринужденно.
Для нас, его ближайших учеников, он всегда1 был образцом и идеалом человека, учителя и друга. Когда Дмитрия Николаевича не стало, мы осиротели.

(5 декабря 1962 г.)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
3. Объясните значение слов мракобес, пародия, фальшь, пошлость.
4. В каком значении употребляется в тексте многозначное слово фраза (отвращение к фразе)?
5. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
6. Выпишите из текста словосочетания, в которых зависимыми словами являются прилагательные в превосходной степени сравнения. Произведите разбор одного из словосочетаний.
7. Сравните: недаром – не даром. Придумайте предложения с этими словами.
8. Составьте схему одного из сложных предложений.
9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
10. Произведите разные виды разбора.
11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Словарный диктант. Самый очаровательный человек, исключительное благородство мыслей и чувств, безупречная честность, заклеймить острым прозвищем, отвращение к фразе, артистическое дарование, великолепный мастер и знаток русской речи, талантливейший хозяин интонации и повествования, быть образцом и идеалом человека; осиротеть, располагать к себе, завистник, чувствовать, непринужденно, редкое сочетание качеств.

II. Прочитайте отрывок из статьи, которая была опубликована в альманахе «Поэзия» (1986 г.). Определите тему, основные мысли текста.

Вижу из окна: осеннее деревце молодого клена. Листья1 и крона, как желтые кудри, создают впечатление женского лица...
Что за удивительный обман зрения: в оправе осени прячется прелестное, зыбкое лицо боттичеллиевской юной девушки-весны...
Вот он, «Сентябрь» Заболоцкого!

...Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Какое это счастье – вдруг однажды «увидеть» стихотворение и понять: то, что3 было для тебя строчками в книге, оказывается, существует в реальности, в природе, в живом, невыдуманном2, «готовом» виде...
Обратный путь – от произведения к узнаванию его в реальности – дарит ни с чем не сравнимое ощущение подлинности искусства, умаляет мифы о его «сделанности», придуманности, вымышленности...
Впрочем, этот путь подсказан нам самим поэтом:

И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен.
И проступал в нем лик Сковороды.

Ступай3 на этот путь! Он внушает каждому надежду, что7 если ты увидел в окружающем тебя бытии, природе хотя бы фрагмент прекрасного, то ты – творец, даже если за всю свою жизнь не написал ни строчки4.

(И.Ростовцева)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Подготовьтесь к культуроведческому комментарию текста (обратитесь к энциклопедическим словарям, справочникам). Запишите предложения: С.Боттичелли – это ... . В.Хлебников – это ... . Г.Сковорода – это ... . Н.Заболоцкий – это ... .
3. С помощью каких языковых средств автор статьи выражает не только мысли, но и чувства, свое отношение к искусству, к поэзии?
4. Какие языковые средства обеспечивают связь между предложениями, между абзацами? Какова роль последнего абзаца?
5. Объясните значение слов миф, фрагмент, венец.
6. Подберите синонимы к словам зыбкий, засиять, прелестный, лик.
7. Выпишите глаголы повелительного наклонения. Что достигается благодаря использованию этих глаголов в стихотворении «Сентябрь»?
8. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
9. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитаты из стихотворений Заболоцкого органической частью текста публицистического стиля? Какие особенности языка поэтических произведений можно проиллюстрировать примерами из цитат, включенных в статью?
10. Произведите разные виды разбора.
11. Объясните орфограммы и пунктограммы.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению.

III. Прочитайте, докажите, что это текст. Какова роль первого и последнего предложений? Выберите из текста материал для словарного диктанта.

Лирика Твардовского. Она так же глубока и несуетна, так же обстоятельна и совестлива, как и все у Твардовского.
Только он и никто другой мог написать «Я убит подо Ржевом». Сколько бы я ни6 перечитывал, сколько бы ни вглядывался в это стихотворение – не могу до конца доосмыслить какую-то мистически достоверную силу жизненности его.4 Так она велика в нем!.. Ведь его уже нет, того бойца, нет «ни6 петлички, ни лычка» с гимнастерки его, нет даже – 7что особенно потрясает! – хоть какой-никакой могилки, бугорка, его даже не «зарыли в шар земной» – есть просто безымянное6 болото... Небытие... Неизъяснимо6, непостижимо все до конца... Тела нет, даже нет праха – только голос один, голос земли, трав, корней, голос – просьба к живым: выдюжить, выстоять, победить. Это уже голос истории, исходящий от такого маленького, безымянного «я»:

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный6
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.

Даже маленькое «я» переходит в «мы», «наше» и становится уже тревожным ветром подземелья:

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – все это, живые,
Нам – отрада одна:

Что недаром6 боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать.

Если бы меня попросили показать наиболее конкретный образ бессмертия, я бы – да не обидятся3 на меня наши заслуженные скульпторы – я бы не начал это делать с нашей святой бронзы, с монументального мрамора и неколебимого гранита, как бы ни был он нерушим, – я бы попросил прочитать «Я убит подо Ржевом». Вот образ бессмертия.

(Е.Исаев)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. С помощью каких языковых средств обеспечивается смысловая связь между приложениями, между абзацами?
4. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитату органической частью текста? Как достигается связь цитаты с предшествующей частью текста (левым контекстом) и последующей (правым контекстом)? Какова роль частичного цитирования? Из какого стихотворения взяты слова зарыли в шар земной? Кто автор этого стихотворения?
5. Объясните значение слов монументальный, поверка, несуетный.
6. Подберите синонимы к глаголу выдюжить. Какова стилистическая окраска этого слова?
7. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
8. Составьте схему одного из сложных предложений.
9. Объясните орфограммы и пунктограммы.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

IV. Прочитайте отрывки из статьи поэта Е.Исаева «Слово, равное судьбе» (1981 г.). Понаблюдайте за использованием цитирования.

...Познавая Блока, приближаясь6 к нему7, я все чаще и чаще3 открывал для себя его истинно высокое поэтическое слово. И не только слово, но и целый мир человеческий, который жил, волновался, любил и негодовал... Мир сложный, трудный и вместе с тем прекрасный:

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.

И там, где красота не расходилась с правдой, а являлась сутью, смыслом этой правды – правды мучительной, тяжкой и все-таки6 в конце-то концов не беспросветной2, – там Блок становился для меня с каждым новым шагом приближения к нему величиной очень значительной, вершиной на горизонте могучей русской поэзии. <...>
Велик он своим провидческим «Возмездием», пронзительным циклом «На поле Куликовом», стихами о России.

Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Ветровые песни! Какая даль России! Темная и светлая, полевая и лесистая, равнинная6 и горная... Я вижу эту даль5, слышу ее, чувствую.
Признаю и приветствую все ясное1, все беспокойное, все афористичное в Блоке:

Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита!

* * *

И вечный бой! Покой нам только снится.

(Е.Исаев. Слово, равное судьбе)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
3. Объясните значение слов провидческий, афористичный.
4. Укажите в тексте синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль?
5. Какие слова употребляются в переносном значении?
6. Какова роль в тексте лексического повтора, использования однокоренных слов?
7. Какова роль цитирования? Благодаря чему цитаты становятся органической частью текста?
8. Составьте схему третьего предложения (И там, где...).
9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
10. Произведите разные виды разбора.
11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

V. Прочитайте начало статьи. Каковы особенности зачина текста? Выберите из текста материал для словарного диктанта.

Есенин... Как о нем сказать?
Сказать как выдохнуть. Только так. Самим Есениным сказать о Есенине, сказать самой Россией.
Есенин и Россия... Это – и широкое поле, это – и темная кромка леса у горизонта, по краю того поля, это – и тонкий молодой месяц над темной кромкой того леса... И, конечно же, «дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далекий».
Родимый! – точнее3 не скажешь. Как это больно и радостно...
Но только не одинокий, нет. Такие, как Есенин, одинокими быть не могут. Они принадлежат всем, касаемы всего. Такова природа таланта. Тем более такого чуткого, как у Есенина...
Есенин!
Даже в самом имени его слышится3 что-то по-весеннему радостное, звонкое и вместе с тем что-то тревожное, грустное... От осени что-то.
Первые1 стихи Есенина.
Прочитал ли я их когда-то или они сами навеялись мне? Не знаю. Одно скажу только: такое чувство, что они с детства у меня на памяти, как на памяти у меня, скажем, запах сырого снега и гомон первых прилетных грачей с картины Саврасова4... Я никогда их не учил наизусть, – кажется, они сами однажды пришли ко мне на память и навсегда остались там.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

Чудо прямо, а не стихи! Кажется, что они просто живым ветром навеяны к сердцу с того предрассветного озера, с той алой зари, из того сырого бора, где со звонами плачут глухари...

(Е.Исаев, 1984)

1. Докажите, что этот текст публицистического стиля.
2. С помощью каких языковых средств автор – поэт Егор Исаев – выражает не только свои мысли, но и чувства?
3. С помощью каких языковых средств осуществляется смысловая связь между предложениями, между абзацами? Какова роль лексического повтора?
4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
5. Какие способы цитирования используются в тексте? Какова роль цитат в этом отрывке? Какие еще строки Есенина вы могли бы процитировать, чтобы подтвердить основные мысли текста?
6. Проанализируйте синтаксические особенности отрывка из стихотворения «Выткался на озере...». Как с помощью порядка слов усиливается связь первых трех предложений? В чем особенность четвертой строки? Определите тип односоставных предложений и их роль в поэтическом тексте.
7. Какой частью речи является слово светло (на душе светло)? Докажите, что у этого слова есть грамматические омонимы: придумайте 2–3 предложения.
8. Составьте схему последнего предложения.
9. Объясните орфограммы и пунктограммы.
10. Произведите разные виды разбора.
11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

VI. Подготовьтесь к изложению. Выучите наизусть отрывки из стихотворения М.Лермонтова, которые цитируются в тексте (внимательно рассмотрите орфограммы и пунктограммы).

Не всякие открытия приходят к нам своевременно. Эта истина имеет к литературе такое же отношение, как и к жизни вообще. Так я с большим опозданием для себя открыл Лермонтова...
Произошло это в декабре сорок первого. В первые дни нашего первого контрнаступления, развернувшегося под Москвой.
В этих победоносных декабрьских сражениях наша танковая бригада, в которой был я тогда солдатом-связистом, не участвовала. Почти все машины и большая часть личного состава сгорела в октябре и ноябре на Можайском шоссе, под Голицином и Дороховом, где бригада вела неравные и смертельно тяжелые бои...
Остатки бригады были выведены. В это-то время, то есть в середине или конце декабря сорок первого, я, солдат-связист взвода управления, и был послан начальством в Москву, чтоб закупить в немногих еще не закрывшихся по военному времени книжных магазинах или у букинистов литературу для бригадной библиотеки.
Инструктируя меня, комиссар бригады сказал тогда:
– Вывели нас сюда не на день. Экипажи, возможно, мы получим скоро, а вот танки – едва ли... Поэтому постоять здесь какое-то время придется. И не одной же кашей питаться нам...
О составе будущей библиотеки он, впрочем, не сказал ничего. Начальник же политотдела бригады пожелал, чтобы в библиотеке, помимо всего прочего, были книги о Москве.
– Сам видишь, какое сражение развертывается в Подмосковье. Да и стоим мы недалеко от столицы. Понимать должен, – говорил он значительно. – Хорошо бы «Войну и мир» приобрести... Да не в одном экземпляре. Ну, там Пушкина тоже, Лермонтова...
На Лермонтове он остановился особо:
– «Бородино» чтоб было...
С тем я и направился в Москву...
Начальство поездкой моей осталось довольно. В двух объемистых связках, привезенных мною, были Толстой и Гоголь, Тургенев и Салтыков-Щедрин, Пушкин и Некрасов... Единственно, чего как раз не оказалось, это книг Лермонтова, о которых так настойчиво напоминал мне накануне начальник политотдела...
Вдруг глубокой осенью сорок второго я получил бандероль. То был томик М.Ю. Лермонтова. Бумажной закладкой были отмечены стихи о Москве:

Москва! Москва!.. Люблю тебя, как сын.
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

...Сама книга чем более листал я ее, тем более захватывала меня. Это становилось с каждым прочитанным стихотворением все очевиднее. Странное, но все более крепнущее во мне ощущение того, что многие стихи как бы написаны были не о ком-нибудь другом, а именно о нас и для нас, моих ровесников, державших оборону или наступавших, переполняло меня. Таким было и «Бородино» с его лихими и щемящими строчками:

Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?

Таким было и «Завещание», хотя совсем другие ноты звучали в нем:

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!

Я стал листать книгу дальше. Следующее произведение, которое буквально потрясло меня тогда, было стихотворение «Сон».

В полдневный жар, в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я...

Мне и всем моим однополчанам, собравшимся в минуты передышки у ночного костра, казалось, что стихи эти были написаны о нас и о нашем времени...
Нам было близко в поэте именно то, что составляло сердцевину всей его жизни и его поэзии, – его борьба и его страдания, как бы сближавшие его судьбу с нашей, его постоянная устремленность к постижению истины жизни, которая представляет собою сплав мужества и верности, человечности и чести, достоинства и гордости. Ради этого, собственно, и бились мы в годы войны.
...Много лет прошло с тех пор, как отгорел тот далекий солдатский костер, а блики его неяркого света я все еще вижу на лицах сидевших вокруг него солдат, внимавших голосу поэта, пришедшему к нам через многие десятилетия, подобно тому как приходит к нам свет далеких звезд...

(Л.Решетников, 1983 г.)

1. Прочитайте отрывки из очерка поэта Л.Решетникова «У костра, под ржевским небосклоном...», составьте план.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. С помощью каких языковых средств обеспечивается смысловая связь между предложениями, между абзацами?
4. Объясните значение слов букинист, бандероль.
5. Составьте схемы сложных предложений.
6. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
7. Напишите словарный диктант.

Своевременно, контрнаступление, победоносные декабрьские сражения, солдат-связист, не участвовать, сгореть, неравные и смертельно тяжелые бои, в это-то время, еще не закрывшиеся книжные магазины, инструктировать, комиссар, едва ли, будущая библиотека, какое-то время, недалеко от столицы, приобрести, объемистый, настойчиво напоминать, накануне, ровесники, щемящие строчки, однополчане, собираться, устремленность к постижению истины, далекий солдатский костер, внимать.

VII. Прочитайте отрывок из рассказа Б.Екимова. Докажите, что это художественный текст.

...Рано утром проснешься3, бредешь потихоньку к воде окунуться. После городской жизни не сразу обвыкаешься, словно не веришь, что все это явь: 7тишина, покой, зелень, вода...
Раннее лето, начало его. Шиповник цветет розовым. Старые5 акации, высоченные, чуть не до неба, вздымают над землей пахучие облака сладкого цвета. Солнце поднялось. Деревья гудят от пчел.
Тишина. Протяжная песнь иволги. Перекатистая трель черноголовой славки. Скворчиный гвалт на дуплистом тополе. Дыханье близкой воды. Прозрачная склянь ее, песчаное6 дно, утренняя свежесть. Выйдешь3 из воды – и чуешь души и тела восторг5... Покой, солнышко греет, птицы поют, синеет просторная вода; бредешь себе по светлой песчаной дорожке к утреннему чаю.

1. Озаглавьте текст (подберите разные варианты названий).
2. Какой синоним к глаголу идти используется в тексте (в первом и последнем предложениях)? Запишите ряд синонимов к этому глаголу. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
3. Укажите те части текста, которые являются описанием.
4. Подтвердите примерами из текста справедливость вывода: в текстах-описаниях обычно используется параллельный способ связи между предложениями. Обратите внимание на структуру предложений, на порядок слов.
5. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений.
6. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
7. Выпишите из текста глаголы. Какие грамматические признаки являются общими для многих глаголов, используемых в тексте?
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
9. Произведите на материале текста разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

VIII. Запишите миниатюру С.Козлова «Вороны», подчеркните грамматические основы предложений.

Перед отлетом на юг грачи собираются в огромные стаи.
Вороны никуда не полетят, но им приятно покаркать вместе с грачами, попробовать крылья – как будто им и взаправду придется куда-то лететь.

1. Найдите односоставные предложения, определите их тип. Чем выражена в них грамматическая основа?
2. Выпишите из текста однокоренные слова. Произведите морфемный и морфологический разбор одного из них.
3. Объясните орфограммы и пунктограммы.

IX. Запишите начало рассказа Б.Екимова «Перед праздником». Объясните знаки препинания.

Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. Давно такой зимы не было. И так рано пришла. В середине ноября, когда уезжал из Волгограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся – за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, людские селенья – все в снегу.
Жил я, как всегда, в Переделкине, двадцать минут от города, а иной мир: старые березы, вековые сосны, покой, тишина, да еще снег валит и валит. Живи и радуйся.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать с помощью интонации?
2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
3. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Природа».
4. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
5. Найдите в тексте неполные предложения. Почему мы можем их охарактеризовать как двусоставные неполные? Какова их роль в тексте?

X. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

Внуку снилось и вправду хорошее. Ему виделся мир без конца и края: земля и земля, огромное небо, вода, зелень деревьев и трав. Он летал2 в воздухе совсем низко, стремительно, вместе с ласточками, а потом взмывал к облакам, неспешно паря рядом с могучими орлами, которые3 были рады ему. Из солнечного зенита так хорошо нырнуть в зеленые купы верб, тополей, на гибких ветвях качаясь с головастыми иволгами да вяхирями-голубями.
Потом так же легко он вонзался в прозрачную склянь воды, играя1 среди серебристой плотвы, нарядных красноперок, окуней и в сумрачную глубь уходя навестить золотистых линей, тяжелых сазанов. И снова2 – наверх, к небу и солнцу, и – бегом быстрыми ногами по мягкой земле, тоже легко и счастливо, все быстрей и быстрей, потому что идут навстречу ему дорогие люди: мама, бабушка, дед...

(Б.Екимов)

1. Докажите, что это художественный текст.
2. Объясните лексическое значение глагола взмывать.
3. Подберите синонимы к словам: навестить, стремительно.
4. Выпишите несколько словосочетаний с наречиями. Какова роль наречий в этом тексте?
5. Укажите односоставное предложение, определите его тип. Чем выражена грамматическая основа?
6. Объясните орфограммы.
7. Произведите разные виды разбора.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Какое настроение надо передать с помощью интонации? Как вам помогает при этом анализ пунктуационных особенностей текста?

XI. Запишите отрывки, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

Нынешний год весна ранняя, но холодная. Ветер дует то северный, то восточный, по ночам зябко. Настоящего тепла еще нет. Но все равно – весна.
Я приехал в поселок из города в самую пору: вишни цветут, распускаются груши, розовеют бутоны яблонь. По земле, по зеленой траве – одуванчики, словно цыплята, желтенькие. Скворцы заливаются, горлицы стонут. Золотое5 время...
В прошлом году я приехал в поселок поздно, в конце мая, уже цвела акация, было зелено и тепло3. Всякий день поутру я ходил купаться, а вечерами долго сидел на причале, возле воды.
Погода случалась всякая1. Бывали тишь и покой, и тогда, особенно вечером, народу собиралось множество: порыбачить, просто отдохнуть. Но случалось и другое: ветер, волна...

(Б.Екимов)

1. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
2. Определите значение и синтаксическую роль слова зябко. Какова его стилистическая окраска? Подберите к нему синонимы.
3. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правила постановки знаков препинания: а) в сложных предложениях, б) в предложениях с однородными членами?

XII. Запишите, объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Лирика Твардовского. Она так же6 глубока и несуетна, так же обстоятельна и совестлива, как и все у Твардовского.
Помните в ранней лирике Твардовского:

Я иду и радуюсь. Легко3 мне.
Дождь прошел. Блестит зеленый луг.
Я тебя не знаю и не помню,7
Мой товарищ, мой безвестный друг.

Где ты пал, в каком бою – не знаю,
Но погиб за славные дела,
Чтоб страна, земля твоя родная,
Краше и счастливее3 была.

......................................

Друг мой и товарищ, ты не сетуй,
Что лежишь, а мог бы жить и петь.
Разве я, наследник жизни этой,
Захочу иначе умереть?..

А стихи о матери? Их невозможно читать только глазами... Они сердцем читаются. В них все – правда. Все строго и нежно. Это разговор с памятью и сердцем наедине.
И во всем – глубокое уважение к слову! К тому единственно верному, что всем смыслом своим идет из глубины...

(Е.Исаев)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения не только мыслей, но и чувств использует автор, говоря о лирике Твардовского?
2. Объясните значение слов несуетный, совестливый, сетовать.

XIII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Г.Горбовского. Какое настроение надо передать при чтении?

МЫСЛИ НАД РЕКОЙ

Глядя вдаль, за берег близкий,
я на том себя ловлю,
что не только эти избы,
эти ивушки люблю.

Если нужно, я на ощупь
отыщу среди огней
тот щемящий, вещий, отчий
мудрый свет земли своей,

Не об этом речь... Похоже,
что теперь, с приливом лет,
мне становится дороже
всей безмерной жизни свет.

1. Объясните значение слов вещий, щемящий.
2. Выпишите из текста словосочетания с разными способами подчинительной связи. Укажите, какими частями речи являются зависимые слова.
3. Понаблюдайте за рифмующимися словами: укажите, в каких случаях рифмуются слова одних и тех же частей речи, а когда – разных.
4. Сравните: вдаль – в даль. Придумайте предложения с этими словами.
5. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XIV. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Мы перешли небольшое ржаное поле, обрамленное болотным кустарником, утопающим в цветущих травах. Рожь буреет. Луговые цветы в этот год благодаря постоянным дождям необычайно ярки и пышны. Мне их не хочется называть, до того обыкновенны эти названия и так мало говорит каждое в отдельности.
...А когда мы вышли опять на край ржаного поля, то голубые васильки, проглядывающие в аквамарине стеблей, обласкали меня больше, чем звезды ночною порой.

(М.Пришвин)

1. Объясните значение слова аквамарин.
2. Выпишите примеры словосочетаний, разных по значению и строению. Произведите разбор одного из словосочетаний.
3. Напишите изложение-миниатюру.

XV. Найдите и исправьте ошибки (орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические), допущенные в предложениях.

а) Луговые цветы благодаря постоянных дождей были очень прекрасны.
б) Мы перешли ржанное поле, обрамленное кустами утопающеми в травах.
в) На краю поля я увидил голубые незабудки.

Для справок

а) Предлог благодаря употребляется с дат. падежом (грамматическая ошибка); прилагательное прекрасный не сочетается с наречием очень – речевая ошибка;
б) орфографические и пунктуационные ошибки;
в) ошибки фактические и орфографические.

XVI. Прочитайте отрывки из лекции В.Набокова, посвященной анализу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Запишите второй абзац, включив в него цитату из 10-й главы романа, чтобы подтвердить высказывание: Мы видим Базарова глазами других людей...

...В тургеневской композиции драматическую часть повествования обычно предваряет подробный рассказ о прошлом героев. Иллюстрацию мы находим в 6-й главе: «И Аркадий рассказал ему историю своего дяди». История эта поведана читателю в 7-й главе и заметно нарушает течение только что начавшегося повествования. Мы читаем о любви Павла Петровича к обворожительной роковой княгине Р. <...>
Начало 10-й главы прекрасно иллюстрирует другой типичный тургеневский прием – интонацию, которую3 мы слышим в эпилогах его коротких рассказов или, как здесь, когда автор считает необходимым остановиться и принимается рассматривать своих персонажей... Мы видим Базарова глазами других людей. <...>
В 11-й главе автор сопоставляет двух братьев, Павла и Николая, и мимоходом возникает чарующий пейзаж: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте6 от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля».
Следующие главы посвящены3 поездке Аркадия и Базарова в город... Базаров встречает г-жу Одинцову на балу у губернатора. <...>
Этот отрывок – вершина тургеневского мастерства, изысканный и красочный мазок (а «сероватый блеск» шелка просто великолепен); здесь изумительное чувство цвета и игра светотени.

1. Объясните значение слов композиция, эпилог, светотень.
2. Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что одно из проявлений тургеневского мастерства – это изумительное чувство цвета.
3. Подготовьтесь к выразительному чтению начала 10-й главы романа «Отцы и дети». Постарайтесь передать особенности тургеневской интонации (будьте особенно внимательны к знакам препинания, следите за паузами).
4. Проанализируйте один из эпизодов романа «Отцы и дети», чтобы показать особенности мастерства Тургенева (напишите об этом).

XVII. Запишите начало лекции В.Набокова, объясните знаки препинания. В чем особенность зачина текста?

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных3 произведений XIX века. Тургеневу удалось воплотить свой замысел: создать мужской характер молодого русского человека... Базаров – сильный человек и, перейди он тридцатилетний рубеж (когда мы встречаемся с ним, он заканчивает университет), наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером... Нигилизм толкает его демонстративно отвергать и отрицать все на свете, но не может освободить от страстной любви. Любовь оказывается чем-то большим...

XVIII. Запишите отрывки из статьи «Преодоление прозы?». Какова роль цитирования? Объясните знаки препинания.

1) Михаил Бахтин писал: «В большинстве поэтических жанров единство системы языка и единство (и единственность) непосредственно реализующей себя в ней языковой и речевой индивидуальности поэта являются необходимыми предпосылками поэтического стиля. Роман же не только не требует этих условий, но даже... предпосылкой подлинной романной прозы является расслоенность языка, его социальная разноречивость и индивидуальная разноголосица в нем». Бахтин выдвинул свой тезис: «Роман как целое – многостильное, разноречивое, разноголосое явление». Отсюда идея о диалогичности слова в романе и в тяготеющих к нему жанрах: «Предмет для прозаика – сосредоточие голосов, среди которых должен звучать и его голос...».
2) Ритм задается своеобразной пульсацией мысли. Он восстанавливается читателем, переживающим вслед за автором все смысловые перепады – взлеты и падения, завороженно следящим за борьбой эмоций и интеллекта.
Движение мысли, уплотненной, непрерывно развивающейся, призвано в каждой клеточке текста породить эмоциональную реакцию. И это происходит с неизбежностью, если по страницам скользит взгляд умного читателя, способного почувствовать, заглянуть в те смысловые бездны, которые распахивает перед ним автор. Как и в лирике, в монологичной прозе мы имеем своеобразный сплав мысли и чувства...

(А.Машевский)

1. Определите стиль текстов. Приведите доказательства.
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в каждом из отрывков?
3. Составьте схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
4. Произведите разные виды разбора.
5. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текстов? Составьте словарный диктант.

XIX. Подготовьтесь к выразительному чтению. Объясните знаки препинания. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста? В каких случаях возможны другие варианты постановки знаков препинания?

Летом мне не хватает снега
И салазок звонкого бега,
И зимой – зеленеющей3 ивы,
Серебристого плача иволги.
А еще журавлиной стаи,
Улетающей вдаль, не хватает.

Дни пройдут. И снега растают.
Мне чего-то всегда не хватает.
В радость мне не хватает грусти.
Когда тихо – то песни русской,
Ночью мне не хватает дня,
В холод – ласкового огня,
Когда дождь – голубого неба,
Когда сыт – то ржаного2 хлеба!

(В.Шестериков)

1. О чем это стихотворение? О природе? Или о чем-то другом?
2. Укажите ключевые слова.
3. Выпишите из текста антонимы. Какова их роль?
4. Запишите рифмующиеся слова, обозначьте части речи.

Образец: грусти (сущ.) – русской (прил.).

В каких случаях рифмующиеся слова – одна и та же часть речи, а в каких – разные? Произведите фонетический и морфологический разбор одного из слов.
5. Докажите, что у слов летом, зимой, плача, ночью, тихо есть грамматические омонимы. Придумайте предложения, чтобы доказать это.
6. Проанализируйте особенности синтаксического строя текста: укажите неполные, односоставные (определите их тип) предложения. Какова их роль в тексте?
7. Составьте схему первого предложения.
8. Произведите разные виды разбора.

Для самопроверки

В этом году москвичи наслаждались настоящей русской зимой (существительное).
Девочка шла, громко плача (деепричастие).
Утро солнечно, тихо (кр. прилагательное). Старайтесь говорить не так тихо (наречие).

XX. Используя примеры из текста, подготовьтесь рассказать:

а) о правописании прилагательных с суффиксами -ин-, -ан-;
б) о правописании окончаний глаголов, причастий.

XXI. Найдите лишнее:

а) журавлиный, голубиный, машинный;
б) русский, немецкий, французский.

XXII. Укажите группу слов, в которых пишется одно н:

а) соломе(н,нн)ый, торжестве(н,нн)ый, клюкве(н,нн)ый;
б) журавли(н,нн)ый, ржа(н,нн)ой, кожа(н,нн)ый;
в) утре(н,нн)ий, стари(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый.

XXIII. Прочитайте отрывок из статьи Г.Красухина «Обыкновенное чудо». Объясните смысл названия. Выберите из текста материал для словарного диктанта.

Окуджава не уводит от жизни, а возвращает нас к ее смыслу и сути, к сути ее главных истин и понятий. Таких, как дом и Родина. Таких, как долг и правда. Таких, как вера, надежда, любовь.
«Все встало на свои места, едва сыграли Баха...» – сказал поэт об этом чудесном свойстве искусства.
Окуджаву называют романтиком, и мы назовем: ведь он преображает6 жизнь.4 Но противопоставлять его реалисту не станем. Потому что чудо преображения2 в его поэзии того свойства, которое3 сказочник-драматург Евгений Шварц однажды счастливо определил как «обыкновенное», – обыкновенное чудо. Оно обыкновенное, потому что не показывает жизнь лучше, чем она есть на самом деле. И оно – чудо, потому что жизнь, какая она есть на самом деле, оказывается в стихах Окуджавы гораздо лучше, чем мы о ней думали. Да и мы все – люди, человечество – оказываемся выше, чище, добрее, чем мы себя представляли.

Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные
мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.

О чем идет речь в этом стихотворении? Его тема целиком раскрыта в его заглавии: «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Люди фотографируются на фоне памятника – хотят, как иронически5 сказал по схожему поводу поэт Давид Самойлов, «познать бессмертье».
И Окуджава дарит им бессмертие. Точнее, возвращает им то, что3 у них есть и о чем они сами даже, быть может,7 и не подозревали. Например, о своей внутренней причастности к Пушкину. Ведь они стоят на фоне этого памятника, охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею1 «на веки вечные». Одно только прикосновение6 к Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива6 фотоаппарата обязательно вылетит птичка. И вот пожалуйста – «птичка вылетает».

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Какие языковые средства, выражающие отношение, оценку, используются в тексте?
3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
4. Объясните значение слов романтик, реалист.
5. Укажите в тексте прилагательные, употребленные в сравнительной степени. Придумайте предложения, чтобы доказать, что у этих слов есть грамматические омонимы – наречия.
6. Выпишите из текста словосочетания с разными видами подчинительной связи. Произведите разбор одного из словосочетаний.
7. Укажите в тексте вводные слова, вводные конструкции. Какова их роль?
8. Составьте схему предпоследнего предложения.
9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
10. Произведите разные виды разбора.

XXIV. Запишите отрывок из научной статьи, подчеркните грамматические основы предложений. Выберите из текста материал для словарного диктанта.

Вспомним стихотворение Н.А. Заболоцкого «Портрет». Привлекает внимание то, как поэт, говоря о живописном искусстве, старательно избегает зрительных образов. Все, что можно увидеть, является в тексте через незримое: «Ее глаза – как два обмана». Характерно, что в цепи последовательных образов: «два тумана», «полуулыбка, полуплач», «два обмана, покрытых мглою неудач» – возможность зрительной реализации образов все время снижается, переходя в сферу предельной незрительности. Таким образом, динамика сравнения строится по принципу: от того, что является зрением («ее глаза»), к тому, что принципиально лежит за его пределами. Этим задается сам принцип поэтического воплощения живописи как прорыва в сферу невозможного. Но при этом именно неопределенное и невозможное оказывается наиболее точным адекватом того, что зримо и статично по своей природе. Это не понижает, а повышает адекватность описания описываемому. Не случайно стихотворение завершается двумя динамическими, в отличие от заданной статики, и зрительно невоплотимыми (вернее, возвышающимися над определенностью любого конкретного искусства) образами:

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

«Потемки» еще указывают на конкретный признак освещения, «приближение грозы» – это не состояние, а переход к состоянию; глаза же, сияющие «со дна души», – сфера абсолютного метафоризма, в которой зримое – лишь символическое воплощение незримого. Таким образом, заданные всей эстетикой Заболоцкого конкретность и зримость превращаются в свою противоположность.

(Ю.М. Лотман)

1. Докажите, что это текст научного стиля.
2. Объясните значение слов адекватность, адекват, статика, реализация, метафоризм, эстетика.
3. Какой антоним к слову статика используется в тексте? Какова роль этого противопоставления? Какие еще антонимы употребляются в тексте?
4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
5. Какие признаки, характеризующие текст-рассуждение, мы видим в данном отрывке из статьи?
6. Какова роль цитирования в тексте? Благодаря чему цитаты становятся органической частью текста?
7. Охарактеризуйте синтаксические особенности отрывка.
8. Составьте схемы двух сложных предложений.
9. Какова роль вводных конструкций?
10. В чем особенности склонения существительных: зримое, незримое, невозможное, неопределенное, описываемое?
11. Объясните орфограммы и пунктограммы.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Для справок. Антонимы: статика – динамика; зримое – незримое; понижает – повышает.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru