Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См.  № 16, 20, 27–28, 30, 34, 45/2002, 1, 5, 17, 18/2003


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 19. Как производные слова становятся непроизводными

Материалы этой темы не подлежат обязательному изучению (в учебнике они обозначены пометой «Только для любознательных! нелюбознательные могут не читать.»), поэтому я опускаю задания к нему. Желающие могут изучить этот параграф самостоятельно, а мы тем временем переходим к следующему.

§ 20. Словотворчество в поэзии

Задание 257. Вернемся к заданию 149. В нем приведены строки И.Лиснянской:

Ах, моя судьба –
Вся как есть татьба...

Лексический комментарий

ТАТЬ – устаревшее слово, когда-то употреблялось в древнем значении слова вор – «мятежник, бунтовщик».

Стоп, неувязочка получается: первые два существительные – отглагольные, а татьба? А оно уже отыменное, от существительного тать образовано! Но непродуктивный ныне дериватор* -б- сохраняет в нем то же значение – «отвлеченное название действия». То есть татьба – это борьба, неспокойство, мятеж. (Помните лермонтовский «Парус» – «А он, мятежный, просит бури...»?) Вспомните известных вам поэтов и подумайте, можно ли к их жизни отнести придуманное И.Лиснянской слово? Почему?

Однако вернемся к словообразованию. Хотя словообразовательный тип слова татьба легко вычленяется, но все-таки Лиснянская допустила словообразовательную вольность – неглагольное происхождение своего неологизма (ср. с существительными на с. 31 учебника). И подобные словообразовательные вольности допускают многие поэты! Они придумывают новые слова и тексты, сплошь состоящие из неологизмов, при этом пользуются как известными способами словообразования, так и изобретают новые; непроизводные с современной точки зрения слова у них запросто становятся производными, а давно вышедшие из употребления оживляются и воспринимаются как «всамделишные»... Таковы поэты: одушевляя в стихе весь окружающий мир, они и к языку относятся как к одушевленному, живому и доводят до полной реализации имеющиеся (или скрытые, или утраченные) в нем возможности.

Разберемся в этом подробнее.

Задание 258. Прочитайте строки из стихотворения Е.Евтушенко:

О Боже,
как медленно входит свобода
в привычку!
На горле свободы
сжимается черная сотня в кольцо,
И, словно булыгами
из темноты в электричку,
Сегодня камнями швыряют
свободе в лицо.

Какое не существующее ныне слово «оживил» поэт?

Запишите однокоренное к нему современное слово. Составляют ли они этимологическую словообразовательную пару?

Каков смысл сопоставления слов булыга и камень в этом отрывке? Поможет ли вам ответить на этот вопрос поговорка «Не бросай каменья в чужой огород»?

Задание 259. Процитируем еще Е.Евтушенко:

Почему сквозь уста мадонны,
где и трещинки даже медовы,
вдруг раздвоенный, розоватенький,
вылезает язык змееватенький?

Какое слово здесь является неологизмом? Как вы определите его значение? Легко ли это сделать? Почему? Производное ли оно или непроизводное? По какому образцу оно создано? Является ли общеупотребительным исходное для него?

Продолжите квадрат своими «авторскими» неологизмами:

Задание 260. Найдите авторские неологизмы в следующих фрагментах, определите их лексическое значение. Докажите, что все они образованы в соответствии с существующими ныне словообразовательными типами. Для этого постройте соответствующие квадраты.

Образец

В третьем тысячелетье
Автор повести
О позднем Предхиросимье
Позволит себе для спрессовки сюжета
Небольшие сдвиги во времени –
Лет на сто или на двести.

(Д.Самойлов)

1) К теплой силе человечьей
жмись да радуйся!
К теплой силе, к свежей коже,
к синим высверкам,
к городским да непрохожим
дальним выселкам.

(Н.Асеев)

2) Северяне вам наврали
О свирепости февральей:
Про метели, про заносы,
Про мороз розовоносый.

(В.Маяковский)

3) О страдатели, насаждатели,
о садовники сих садов,
С разнородными вам породами бой готовится,
бой готов.

(К.Бальмонт)

4) В жаркой одури камни окапал
край грозы. Обезлунела мгла.
К утру шторма тяжелая лапа
пляж накрыла и мол потрясла.

(А.Медведев)

5) А цены растут –
лишь цена человеческой жизни упала,
И честь, и достоинство
тоже упали в цене.
Над нами цари
предостаточно нацаревались,
Над нами «вожди» навождились...
Довольно с народом войны!

(Е.Евтушенко)

6) И молюсь не там, где клир и прихожане,
Где алтарь стоит, свечами окропленный,
А вот в этой, всем ветрам открытой ране, –
В безоконной, безыконной и беззвонной.

(И.Лиснянская)

Задание 261. Только ли собственные новые слова используют поэты? Прочитайте отрывок из стихотворения А.Зорина.

Моя младенческая пища
культурная... О первый страх
обещанного пепелища!
О слово темное тощища,
Которого – увы и ах –
Нет в иностранных словарях.

В какой среде могло возникнуть слово тощища?
Какой смысл вкладывает в него автор?
К какому словообразовательному типу оно относится?
Почему этого слова нет в иностранных словарях? А в русских? Почему?

Задание 262. Не обходят вниманием поэты и неологизмы – сложные слова. Найдите их в отрывке из стихотворения А.Кушнера «Новый Орфей»:

Я в аду, прекраснейшем на свете,
Побывал, новейший Вавилон
Видел я, с монеткой в турникете
Застревал, казалось: снится сон
Перевернутый, инопланетный,
Небоскребозубый, золотой,
На осот похожий сложноцветный,
Очередный, остронадрезной,
Выемчато-перисто-зубчатый,
Стреловиднокрылый, как сорняк,
Всех цветов роскошней...

Выделите среди эпитетов, определений к слову сон, сложные прилагательные-неологизмы, образованные по тому же типу, что и общеупотребительные.
Какие из авторских прилагательных расходятся с основным правилом образования сложных слов в русском языке? (В случае затруднения обратитесь к заданию 232.)

Задание 263. Как уже отмечалось выше, иногда авторские новообразования преобладают в поэтическом произведении, тем самым становясь центром стихотворения, его главными «героями». (См. в учебнике «Заклятие смехом» В.Хлебникова, с. 74.) Вот еще одно стихотворение подобного типа.

ЕВПАТОРИЯ

Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
ветерок
над Евпаторией.
Ветерки эти самые
рыскают,
гладят
щеку евпаторийскую.
Ляжем
пляжем
в песочке рыться мы
бронзовыми
евпаторийцами.
Скрип уключин,
всплески
и крики –
развлекаются
евпаторийки.
В дым черны,
в тюбетейках ярких
караимы –
евпаторьяки.
И, сравнясь,
загорают рьяней
москвичи –
евпаторьяне.
Всюду розы
на ножках тонких –
радуются
евпаторенки.
Все болезни
выжмут
горячие
грязи
евпаторячьи.
Пуд за лето с любого толстого
соскребет
евпаторство.
Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
в Евпатории.

(В.Маяковский)

Определите способ образования однокоренных слов от исходного Евпатория.
Какие словообразовательные типы использовал автор? Докажите, построив в каждом случае необходимый квадрат.
Встретился ли в стихотворении непривычный, новый способ словообразования?

Задание 264. А вот поэт, которого с полным правом можно назвать творцом не только новых слов, но и новых способов их образования, – это уже знакомый вам Велимир Хлебников (настоящее имя – Виктор. Обратите внимание на необычность образования взятого им псевдонима!). С некоторыми его неологизмами вы можете познакомиться на с. 72–73 учебника. Для него не существует никаких лексических и словообразовательных барьеров – настолько он упоен сочинительством. Он смело экспериментирует и со словом, и с его формами, и с отдельными морфемами.

Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!

Лексический комментарий

ЧИНГИСХАНЬ – от имени Чингисхана, монгольского хана и полководца.
ЗАРАТУСТРЬ – от имени Заратустры, древнеиранского пророка, которому приписывают основание религии древних народов Средней Азии, Азербайджана и Персии.
МОЦАРТЬ – от имени австрийского композитора В.А. Моцарта.

Хлебников отважно образовывал повелительное наклонение от существительных, хотя по правилам русской грамматики его можно образовать только от глаголов: сядь, встань, отрежь и т.д.!
Не чуждался поэт и чистых лабораторных экспериментов – например, он создал неологизмы из сходных корней чур- и чар-:

Мы чаруемся и чураемся.
Там чаруясь, здесь чураясь,
То чурахарь, то чарахарь,
Здесь чуриль, там чариль.
Из чурыни взор чарыни.
Есть чуравель, есть чаравель.
Чарари! Чурари!
Чурель! Чарель!
Чареса и чуреса.
И чурайся, и чаруйся.

Какие общеупотребительные суффиксальные дериваторы использованы в этом экспериментальном произведении?
Там, где это возможно, постройте словообразовательные пары.
На примере этого стихотворения докажите справедливость слов В.Маяковского: «Хлебников – не поэт для потребителей... Хлебников – поэт для производителя... Для Хлебникова слово – самостоятельная сила, организующая материал чувств и мыслей. Отсюда – углубление в корни, в источник слова...».

Задание 265. Порой поэты для достижения полноты мысли используют слова с настойчиво повторяющейся морфемой. Показательны в этом отношении некоторые стихи М.Цветаевой:

Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету.
– Письмо в бесконечность.
– Письмо в беспредельность. –
Письмо в пустоту.

Какое значение имеет приставочный дериватор бес-?
Как удалось Цветаевой довести до предельной глубины значение последней строки?

Или еще один фрагмент:

Настанет день, – печальный, говорят! –
Отцарствуют, отплачут, отгорят...
Мои глаза, подвижные, как пламя.

Какой смысл приобретают эти строки благодаря троекратному повтору приставки от-?
В дальнейшем, читая стихи, старайтесь внимательнее относиться к авторским образованиям – они помогут вам точнее и полнее понять смысл произведения!

Задание 266. Выполняя некоторые задания из этого сборника, вы встречались с авторскими неологизмами и писателей-прозаиков (вспомните хотя бы знаменитые лохматость повысилась и выгоняния Э.Успенского). Писатели используют этот прием для создания юмористического повествования, для того, чтобы точнее выразить мысль или передать особенности детской речи. Прочитайте фрагмент рассказа А.Н. Толстого «Как ни в чем не бывало».

Митя был очень работящий. Он всегда что-нибудь делал. Или молча и старательно размазывал себе по лицу черничный кисель, или вымазывался молочными пенками.
Или, взяв стул, он возил его по всем комнатам, отчего происходил страшный шум. Но Митя не обращал внимания на страдания взрослых.
Он любил подметать пол веником. Или на кухне брал котлетную колотушку и колотил ею в медный таз, что также производило большой шум.
Он очень любил рисовать, и у него был несомненный талант к живописи.
Он рисовал догадки и напрямки. Это были очень интересные вещи.
Например:

Это была догадка.

А это:

напрямка.

Они рисовались в разных местах на листе бумаги. Но если быстро посмотреть на догадку, а потом быстро посмотреть на напрямку, то получится обыкновенный человек.

В чем необычность слова напрямка? Как оно образовано? С какой целью автор его использовал?

Подведем итоги.

Мир литературы, и в первую очередь мир поэтический, полон парадоксов и неожиданностей. И эти неожиданности подстерегают нас не только в авторском чувстве, осмыслении им происходящего, но и в способе выражения мысли. И один из самых ярких способов – использование авторских неологизмов. Пусть они не станут общеупотребительными, навсегда останутся только в тексте одного стихотворения, но емкость, сила, новизна, заложенные в них, будут дарить радость открытия и удивления, любования возможностями русского словообразования все новым и новым поколениям читателей!

Материалы для повторения, обобщения, контроля

Задание 267. Спишите текст, вставляя буквы на месте пропусков и раскрывая скобки. При списывании предпоследнего абзаца введите в морфемный состав существительных, где это возможно, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Егор Иванович вышел из ст_ро(ж,ш)ки, засунул валенки в лямки широких лыж и отправился в оч_редной о_ход своего учас_ка.
Тусклый зимний р_свет зан_мался над лесом. Небо, укрытое обл_ками, было (пепельно)серым. Только вдали, над самым г_ризонтом, наволоч_ обл_ков немного пр_поднялась, и (из)под нее выгл_нула пр_зрачная, как морской янтарь, утре_яя з_ря.
Сле_ка морозило. Воздух был чистый и б_дряще свежий. Лыжи почти без усилий ск_льзили по крепкой укат_ной лыжне.
Егор Иванович ш_л не спеша, вн_мательно, по-х_зяйски осматривая свой участок.
Вот уже почти тридцать лет он ежедневно о(б,п)х_дил его, охр_няя от пожаров и тайных п_рубок; ухаживал за (в,вв)еренным ему лесом, как за чем-то самым бли_ким и д_р_гим.
С наступлением весны он пр_водил свой участок в порядок, соб_рал, в кучи старый сушняк и (с,з)ж_гал его, чтобы там (не)развелись вредные насекомые, а главное, летом, в жару, (не)возник бы пожар.
На п_лянах и выру_ках Егор Иванович по_саживал молодые деревца и зорко следил, чтобы кто-нибудь (не)п_л_мал, (не)п_портил посадок. Нед_леко от ст_ро(ш,ж)ки он даже устроил лесной п_томник. Каждое утро Егор Иванович обязательно ходил пр_ведать своих п_томцев. Вот и сейчас он прежде всего загл_нул в «детский сад».
Молодые ели, дубы и липы, укут_нные снегом, действительно пох_дили теперь на ребят в белых пушистых шубах, шапках и меховых рукавицах. Они будто тянули к ст_рику свои ра_топыренные руки – зд_ровались с дедом.
– Ишь какие крепкие, к_ренастые! – ласково улыбнулся им Егор Иванович. – Ну, р_стите, р_стите.

(Г.Скребицкий)

Что общего с точки зрения словообразования у слов облако, лыжи, свежий, ходить, молодой?

Вернитесь к предпоследнему абзацу. Что общего появилось у образованных вами слов? Можно ли говорить о синонимии словообразовательных аффиксов в русском языке? Подтвердите вашу позицию своими примерами.

Какое слово с точки зрения словообразования лишнее в этом ряду? Поясните свою позицию.
Сушняк, лямка, рассвет, обходить, лыжня.

Какие способы словообразования здесь представлены? Дополните каждый способ своими примерами.
С каким явлением мы сталкиваемся в словах сторожка и рукавичка?
Какие словообразовательные типы присутствуют здесь? Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами:

а) приподняться;
б) деревце;
в) пепельно-серый;
г) вверить.

Задание 268. Списывая текст, вставляйте пропущенные буквы и знаки препинания.

Позади нар_стает гул – машина. Я ст_раюсь определить: волга или москвич? Послышался т_гучий скрип т_рмозов. Сейчас пр_дложат подве_ти. Нам иногда пр_дл_гают. Я бы с уд_вольствием забрался в к_бину. Чес_но говоря, за пять дней осточертело идти пешком. Но мы не поедем на машине. Такой у нас уговор: до конца путешествия идти своим ходом. Эту идею подал отец а мы с Аленкой радос_но подхв_тили. Нам тогда пок_залось что это так здорово. И вот шагаем но_ками пятый день.
Это была волга. Пепельная. С московским номером. На кузове мета(л,лл)ический б_гажник. Кроме уложенных в бр_зентовый чехол уд_чек, там ничего нет. Машина ост_новилась впереди нас и я крякнул от зависти. За рулем с_дел мальчи_ка в ч_рной руба_ке. А рядом с ним (широко)плечий му_ина. На заднем с_денье у дверцы пр_м_стилась молодая жен_ина. Кр_сивая и заг_релая. Она пр_ветливо см_трела на нас и улыбалась. Я во все глаза см_трел на в_дителя. Мальчи_ке было лет шес_надцать-семнадцать. Он небрежно пол_жил руку на кремовый руль с золотым оленем посередине и ждал когда мы подойдем. Волосы у мальчи_ки светлые вьющиеся. Конечно он имел все осн_вания зад_ват_ся. За рулем с_дит. Волгу в_дет. Мальчи_ка мельком взгл_нул на меня и уставился на Аленку.
Могу подбросить сказал му_ина.

(В.Козлов)

Что такое словообразовательное значение? Продолжите ряды слов:

а) водитель, ...;
б) московский, ...

Докажите, что слова каждого ряда (см. предыдущее задание) относятся к одному словообразовательному типу.
Как образованы слова в каждом ряду:

а) скрип, уговор, ход;
б) послышаться, взглянуть, подвезти;
в) металлический, сиденье, брезентовый;
г) осточертеть, путешествие, широкоплечий.

Доберитесь по словообразовательной цепочке до исходного слова:

а) радостно;
б) загорелый.

Что такое словообразовательное гнездо? Самостоятельно постройте гнездо, в котором одним из производных слов является багажник.

Задание 269. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

(Не)стыжусь нежности, с которой вспом_наю задумч_вое движение по кембриджской у_кой и излуч_стой реке, сладос_ный гавайский вой гра(м,мм)офонов, плывших сквозь тень и свет... Белые и розовые каштаны были в полном цвету; их гр_мады т_лпились по берегам, выт_сняя небо из реки, и особое соч_тание их листьев и (конусо)образных соцветий сост_вляло к_ртину, как бы вытканную en escalier*. Теплый воздух пр_питан был до странности крымскими зап_хами, чуть ли не мушмулой. Три арки камен_ого, венецианского вида мост_ка, перекинутого через у_кую речку, обр_зовали в соед_нении со своими отр_жениями в воде три волшебных овала, и в свою очередь вода наводила перел_вающийся отсвет на внутрен_юю сторону свода, под которой ск_льзила моя гондола. Порою лепесток, р_няемый цветущим деревом, медленно падал, и со странным чу_ством, что наперекор жрецам по_сматриваешь нечто такое, чего ни богомольцу, ни туристу видеть (не)следует, я ст_рался схв_тить взглядом отр_жение этого лепес_ка, которое значительно быстрее, чем он падал, подн_малось к нему навстречу; и было страшно что фокус (не)выйдет, что благословленное жрецами масло (не)заг_рит_ся, что отр_жение пром_хнет_ся и л_песток без него поплывет по течению; но всякий раз оч_рованное соед_нение уд_валось, – с точностью слов поэта, которые встречают на (пол)пути его или читательское воспоминание.

(В.Набоков)

Однокоренные ли это слова: вода – наводить? Постройте фрагменты гнезд, в которых они бы встретились.
Проверьте, относятся ли к одному словообразовательному типу слова кембриджский, гавайский, крымский, венецианский.
Найдите «лишнее» слово с точки зрения способа словообразования в каждом ряду:

а) движение, каменный, нежность, запах;
б) скользить, образовать, вспомнить, встречать.

Доберитесь по цепочке до исходного слова:

а) подсматривать;
б) воспоминание;
в) читательский.

Запишите схему производного слова (укажите последовательность разбора);

а) соединение;
б) задумчивый;
в) сладостный;
г) промахнуться.

Задание 270. Спишите текст, вставьте недостающие буквы и знаки препинания.

Стоял еще день и в бане было свободно. Отец ошпарил веник. Вода в тазу потемнела запахло, как лесной прелью после дождя. Николай рывком отодрал разбухшую дверь в п_рилку.
Обычно парят_ся березовым веником. Кожа от него ст_новится упругой и скр_пит под пальцами.
Дубовый? Есть любители и на дубовый. Хл_стат_ся дубовым чу_ствительно пр_садисто но зато уж и жить после него хочет_ся. Но и не дубовый был у Афони.
Может быть, пихтовый? Этот сортом повыше, встречает_ся в банях ре(д,т)ко. Пихтовый пахнет см_лой он т_ж_л (с,з)бивает с ног. От него глохнешь и хочет_ся убежать невым_тым. Нет, и не пихтовый был у Афони.
Знатный был п_рильщик Афоня явился к первому пару л_жал-п_дремывал в этом ра(з,с)к_ленном воздухе в котором к_лыхнуться без ож_га трудно, и веник у него был соответственный. Мо(ж,жж)евеловый был веник. Это зеленый пуч_к к_люч_й проволоки это куст азиатских роз без самих роз, с одними шипами. Но всякое ср_внение вылетит из головы когда тебя ст_гают таким веником. Кажет_ся что кожа рвет_ся в л_хмотья ребра и(с,з)ц_рапаны что конец света наступил намного раньше, чем назначено судьбой, а всего-то-навсего и(с,з)п_лняется выдуманный закон – добро насильственно. Выйдет п_рильщик с померкшим светом в очах добр_дет до крана сунет_ся под холодную струю сядет на пол впадет в небытие потом пот_хоньку забре(зж,жж)ит ему новый свет, свет того солнца когда был он молодым когда будущее было безбрежно безгрешно и стремительно летело к нему а не улетало.

(А.Куприн)

По какому словообразовательному принципу подобраны слова в данном ряду: день, баня, веник, дождь? Дополните его несколькими примерами из текста.
Что объединяет прилагательные березовый, дубовый, пихтовый, можжевеловый?
Произведите словообразовательный разбор: ошпарить, прель, рывок, азиатский, потихоньку.
Определите словообразовательные типы, дополните каждый ряд своими примерами:

а) парилка;
б) добрести;
в) ожог.

С каким словообразовательным явлением мы встречаемся в словах любитель и парильщик?
Как вы объясните значение наречия присадисто? Найдете ли вы это слово в толковом словаре? А в словообразовательном? Почему?

Задание 271. Перепишите текст, заполните орфографические и пунктуационные пропуски.

На Сенатской площади господствуют стелющиеся г_ризонтали открывает_ся ш_рокая п_рспектива Невы. Над ними царит с_луэт всадника на крутом гребне в_лны. Ничто не засл_няет памятник не мешает его круговому о(п,б)ходу и во(с,з)приятию всего б_гатства его пл_стических аспектов. В посредственных памятниках бывает так что смотрятся они только с какой-нибудь одной, много – с двух точек зрения, а с других выглядят бе_характерно, бе_форменно. «Медный всадник» не имеет невыгодных и неинтересных аспектов. Все его с_луэты выр_зительны, и в их изменениях – жизнь ________ Петра. То он видит_ся в коло(с,сс)альном напряжении берущим крутой подъем то уже од_левшим подъем и над бездной ос_дившим коня то всадник выглядит благосклонным то гневно гр_зящим врагам а то в нем чудит_ся бе(сж, зж, жж)алос_ная деспотическая сила: самый жест простертой длани неоднозначен в производимом им впеч_тлении. Впеч_тления м_няются не только при круговом о(п,б)ходе м_нумента – они зависят и от того, смотреть ли на него изд_ли или вплотную, виден он сквозь п_лену падающего снега, или сквозь туман, или при лунном свете, спокойна Нева или бурлива.

(Н.Дмитриева. Краткая история искусства)

Вставьте на месте пропущенного слова производное прилагательное от исходного Фальконе – итальянского скульптора, автора памятника Петру I.
Можно ли говорить о производности слов: всадник, перспектива, бездна, горизонталь, восприятие?
Какое значение придает приставка без- (бес-) словам бе_характерно, бе_форменно, бе_жалостный? Как вы объясните разницу в их написании?
Определите способы образования слов обход, господствовать, богатство, подъем, издали, вплотную, пластический.
Бывают ли аффиксы-омонимы? Помогут ли вам слова памятник и всадник?
Сколько словообразовательных типов представлено в данном ряду: счастливый, назойливый, талантливый, бурливый, крикливый?

Заключение

Наше знакомство со словообразованием подошло к концу. Мы разгадывали словообразовательные загадки, проникали в тайну происхождения русского слова. Интересно ли вам было этим заниматься? Все ли было понятно? Хочется слышать ваши утвердительные ответы на эти вопросы...

Пора поставить точку. Но это не значит, что вы навсегда прощаетесь с этой темой. Во-первых, наверное, не все задания вы выполнили, а некоторые оказались вам пока просто не под силу. Возвращайтесь к ним иногда, попытайтесь найти решение затруднившей вас задачи. Ведь это так увлекательно – докапываться до истины!

Во-вторых, образование слов – настолько живой процесс, что вы постоянно будете сталкиваться с ним и в вашей повседневной речи, и на уроках русского языка при знакомстве с другими темами. Пока мы не все еще сказали об особенностях словообразования различных частей речи, поэтому во время их изучения вас ждет еще немало интересной информации, словообразовательных неожиданностей и парадоксов.

Удачи вам!


* Напомним, что автор пользуется термином, употребляемым Е.А. Земской, означающим «словообразовательный аффикс». – Ред.

** Рельефно (франц.).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru