Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

В № 42 /2002 в рубрике «Представляем книгу» мы опубликовали обзор учебных комплексов (учебников и рабочих тетрадей) по русскому языку, выпущенных эстонскими издательствами. В том же номере был подробно представлен учебный комплекс для 7-го класса, подготовленный Э.А. Флоренской.
Сегодня мы печатаем выдержки из учебника для 9-го класса этого же автора. Нумерация упражнений сохранена.

Упражнения по пунктуации и синтаксису

Из книги: Флоренская Э., Полева А., Митюрев С. Русский язык: учебник для 9-го класса. Таллин: Коолибри, 2001

9.2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях

Сравните:

Простые предложения с однородными членами

Воздух чист и прозрачен.

Сложносочиненные предложения

Мороз усилился, и воздух стал чист и прозрачен.

33. По данному выше образцу придумайте и запишите два-три сложносочиненных предложения.

34. Прочитайте. Распределите предложения в две группы: 1) простые с однородными членами; 2) сложносочиненные.

1. Вижу лес, и вечернее полымя, и обвитый крапивой пл_тень. (С.Есенин) 2. Снова в рощах (не)пасенных (не)избывные стада, и струи_ся с гор зеленых зл_тоструйная2 вода. (С.Есенин) 3. Дроби_ся, и плеще_т, и брызж_т волна мне в очи соленою влагой. (А.К. Толстой) 4. Одна бы няня знать могла, да (не)догадлива была. (А.Пушкин) 5. Смире_ый парус рыбарей, твоею прихотью хранимый, скользит отважно сред_ зыбей, но ты взыграл, (не)одолимый3, и стая тон_т6 кораблей. (А.Пушкин) 6. Меж ими все рождало споры и к размышлению влекло. (А.Пушкин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подчеркивая грамматические основы.

35. Прочитайте. Назовите грамматические основы. Сделайте вывод, что соединяют сочинительные союзы: однородные члены или простые предложения в составе сложносочиненного. Вывод запишите в виде схем.

1. Катится диском золотым
Луна в провалы черной6 тучи,
И тает6 в ней, и льет сквозь дым
Свой блеск на каменные6 кручи.

(И.Бунин)

2. Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася6 в дупле
И в лес пошла, блестя лиловой,
Пятнистой кожей по земле.

(И.Бунин)

3. Стояли ночи северного мая,
И реял6 в доме бледный полусвет.

(И.Бунин)

4. Ни6 урны, ни6 торжественного слова,
Ни6 статуи в его ограде нет.

(С.Маршак)

5. То разрастаясь, то слабея,
Гром за усадьбой грохотал.

(И.Бунин)

6. Ни6 громкий чин, ни6 важный ранг,
Ни6 лондонский богатый банк
Блаженства не дают.

(С.Маршак)

7. То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады.

(И.Бунин)

  • Выпишите сочинительные союзы, разделив их на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

36. Используя данные ниже грамматические основы, составьте сначала предложения с однородными членами, а затем – сложносочиненные предложения с союзом и.

1. Небо потемнело. 2. Тучи сгустились. 3. Погода испортилась. 4. Мы не поехали на дачу. 5. Было скучно.

37. Составьте и запишите сложносочиненные предложения с союзом и, употребляя в качестве сказуемых данные ниже глаголы и опираясь на приведенные схемы.

1. Подсчитать – убедиться [ ], и [ ].
2. Подняться – опуститься [ ], и [ ].
3. Победить – наградить [ ], и [ ].
4. Выступить – согласиться [ ], и [ ].

38. Допишите предложения таким образом, чтобы одно было простым с однородными членами, а второе (с этим же началом) – сложносочиненным. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Внезапно пошел снег и ...
2. В доме зажгли свет ...
3. Рождественская звезда сияла и ...
4. На душе было светло и ...
5. Мы или отправляемся рождественским вечером в деревню к родственникам ...

39. Прочитайте. Выпишите сначала предложения с однородными членами, затем сложносочиненные предложения. Подчеркните грамматические основы. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Поток шумел и св_ркал на солнце.
2. Ветер налетел и _бросил последние листья с деревьев.
3. П_рывы ветра с шумом налетали на деревья и последние ув_дающие листья оказывались на земле.
4. Водопад ни_вергался с огромной высоты гор и брызги от него ра_ыпались алмазными каплями.
5. Маленькая собачка пот_ряла хозяина и жалобно скулила.
6. Я посмотрел на друзей и пон_л все и они дог_дались об этом.
7. Собач_нка подб_жала к незн_комцу и он ласково погладил ее.
8. Солнце ярко осв_тило землю и все вокруг пр_обр_зилось.
9. Гость решительно пов_рнулся и вышел и вскоре внизу хлопнула дверь.

<...>

41. Вставьте в предложения необходимые по смыслу сочинительные союзы. Предложения запишите. Подчеркните в них грамматические основы.

1. Гроза прошла, ... небо прояснилось. 2. Мы направились к взлетной полосе самолета, ... полет отменили по непредвиденным обстоятельствам. 3. Я с удовольствием читаю художественную литературу, ... мой товарищ предпочитает научную. 4. В дружбе важно сохранить мир, ... мы так и делаем. 5. Раздался гром, ... молния не сверкнула.

42. Ответьте письменно на вопросы, используя простые предложения с однородными членами или сложносочиненные предложения.

1. Какие основные виды художественной литературы вы знаете?
2. Книги каких литературных жанров вы предпочитаете читать?
3. Всегда ли заглавие книги подсказывает ее содержание?
4. Какие из прочитанных книг вы назвали бы своими настольными книгами?
5. Есть ли у вас друзья, которые разделяют ваши читательские вкусы? Интересно ли вам беседовать с ними о прочитанных книгах?
6. Пользуются ли ваши друзья при выборе книг вашими рекомендациями?

  • Напишите сочинение-миниатюру на тему «Эту книгу я вам советую прочитать».

43. Прочитайте. Назовите предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются? Выпишите эти предложения и сделайте их синтаксический разбор.

Часто смешивают понятия «образованность» и «интеллигентность». Человек, получивший образование, обладающий суммой сведений, даже большой, он не обязательно интеллигент. Интеллигентный человек – это не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Все это просто правила поведения. Они обязательны. Интеллигентность же – прежде всего понятие нравственное. Быть интеллигентом – скорее к чему должен стремиться человек. Потому что именно тогда крупные нравственные ценности – совесть, доброта, порядочность, ответственность за другого человека, жалость, снисхождение к более слабому – становятся для него непреложными истинами.

(Д.Лихачев)

  • Объясните значения выделенных слов.

  • Выпишите заимствованные слова.

  • К какому стилю относится этот текст?

  • Найдите в тексте тезис и доказательство.

<...>

45. Прочитайте.

Недавно мне пожаловался знакомый предпр_ниматель. У него неожида_о сорвался в Японии контракт с с_лидной токийской фирмой. Обо всем почти договорились но согл_шение осталось (не)подписанным и он (ни)как (не)мог понять причину.
Через (не)которое время мы встретились снова и он мне все об_снил. О (не)удаче в Япони_ он ра_казал знакомому в_сток_веду и не без уд_вления узнал о своей промашке. Во время п_р_г_воров он по привычке смотрел японскому п_ртнеру прямо в глаза а у японцев это сч_тае_ся чуть(ли) (не)грубостью. Но и японские бизнесмены ок_зались нович_ками в общени_ с ро_иянами. Наши п_вадки им то(же) были (не)знакомы.

(Л.С. Кудрявцева)

  • Спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

  • Возможна ли ситуация, извиняющая невежливость?

  • На основе содержания текста напишите сочинение-миниатюру на тему «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Включите в сочинение советы, которые вы бы дали героям этой истории.

46. Прочитайте текст. Найдите сложносочиненные предложения, определите, к какому типу они относятся.

История Нарвы изобилует военными катастрофами и разного рода несчастьями. В 1659 году произошел опустошительный пожар но на сей раз это случилось не от военных6 действий. В городе было много деревянных6 домов и он почти полностью сгорел. В Стокгольме Королевский совет решил отстроить Нарву как шведский пограничный пункт и превратить в роскошный и достойный королевского звания город. Восстанавливать город поручили любекскому архитектору Герту Тойфелю и он вскоре приступил к работе. В 1671 г. здание ратуши было готово. Оно стоит на высоком каменном6 цоколе а под ним находятся подвалы. Перила из кованого6 железа с гербом города ведут к порталу и это наиболее торжественная6 часть фасада. Над порталом три женские фигуры символизируют Справедливость, Мудрость, Умеренность и этими тремя добродетелями должен был руководствоваться магистрат Нарвы.

(По Ю.Кускемаа)

  • Спишите текст, разделив его на абзацы и расставляя знаки препинания.

  • Назовите слова иностранного происхождения и объясните их значение.

47. Прочитайте текст.

МИР ЧЕЛОВЕКА

Юность. Трогательный и уд_вительно пр_красный п_риод человеческой жизни. В этом возр_сте совершае_ся одно из важнейших открытий открытие самого себя. Человек как бы остае_ся наед_не с самим собой и миром. В нем р_ждае_ся свой неповторимый голос свое «я». В этот «звездный час» мы обраща_мся внутрь себя но пр_обрета_м возможность общат_ся с вечностью. Каждый из нас станови_ся учас_ником непр_кр_щающегося диалога человека с вечными в_просами человеческого бытия диалога народов и культур диалога между прошлым настоящим и будущим. В юности мы не только3 поэты но3 одновременно и философы а из философи_ никогда3 не уходят проблемы волнующие каждое пок_ление4. Что такое человек? Каково его предн_значение? Что значит для него мир и что он значит для мира? Что такое жизнь и что такое смерть? Способен ли человек познать мир? Может ли он поб_дить зло? Спасет ли красота мир? И многие другие.

(Из книги «Мир человека»)

  • Спишите текст, разделяя его на абзацы, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

  • Устно ответьте на вопросы:

1. Что открывает человеку философия?
2. Какие из перечисленных в тексте вопросов вам представляются наиболее интересными? Какие бы ответы вы дали на них?

  • Напишите сочинение, в котором расскажите, с кем из известных людей прошлого вы хотели бы провести диалог и на какую тему. Объясните, почему она вас волнует. Озаглавьте свой текст.

48. Прочитайте текст.

Перед вами на берегу реки высится1 зеленый холм опоясанный6 красной стеной с ровными бойницами2. Из этих бойниц когда-то торчали дула пищалей а по желобам сыпались камни и лилась горячая смола на головы врагов. Это сердце России – Кремль.
Кремль расположен треугольником3 и стены идут по сторонам этого треугольника чуть заметным зигзагом. На сгибах6 линии стен возвышаются башни а их острые граненые6 шатры крыты темно-зеленой черепицей. На каждой3 стороне треугольника находятся семь башен но ни одна из них не повторяет другую.
В иных башнях на случай осады заключены родники и вырыты колодцы а в толще стен проведены ходы между башнями.
На самой вершине кремлевского холма над откосом возвышается Большой дворец. Это огромное прямоугольное здание построено в XIX в.
Белые ступени широкой лестницы ведут внутрь в огромные залы и сверкают люстры и блестит паркет и справа остается знаменитый Георгиевский зал. Здесь вручают правительственные награды.

(По Н.Михайловой)

  • Спишите текст, расставляя знаки препинания.

  • Объясните значение выделенных слов.

  • Какие сложносочиненные предложения являются средством создания описания, передачи впечатлений?

  • Назовите сложносочиненные предложения, которые:

– обозначают одновременно происходящие действия;
– изображают сопоставляемые или противопоставляемые картины;
– обозначают чередование предметов.

  • Напишите сочинение на одну из тем:

«Улица моего детства», «Достопримечательные места моего города, поселка, края...», «Я экскурсовод».

Включите в сочинение описание интересного для вас места. Предварительно продумайте вопросы:

1. С какого места открывается вид?
2. Что попадает в поле зрения?
3. Какое впечатление оставляет этот вид?

49. Прочитайте.

А лес все вел и вел их своими сложными, путаными6 ходами. Казалось конца-краю не будет этим деревьям сугробам этой тишине и просквоженному2 солнцем сумраку.

Неожиданно6 вдалеке забрезжила дымчато-голубая6 щель. Редняк сменил чащу стало просторно и свежо. И вот уже не щель3 а широкий залитый солнцем просвет возник впереди6 там что-то сверкало искрилось роилось ледяными6 звездами.
Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих3 одеждах огромный и величественный3 как собор стоял дуб... Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры и толстый в три3 обхвата ствол казался прошитым серебряными6 нитями. Листва усохнув3 по осени почти не облетела и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках2.

(По Ю.Нагибину)

  • Спишите, расставляя знаки препинания.

  • Объясните значение выделенных слов.

  • Назовите метафоры и эпитеты, использованные в тексте.

  • Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения.

  • Определите тип речи.

  • Устно озаглавьте каждую часть текста.

  • Какова роль сложносочиненных предложений в тексте?

  • Какие выразительные средства использованы в тексте?

  • Переделайте приведенный ниже текст, убрав из него повторы слов. Усложните синтаксис текста.

В нашем лесу можно встретить старый дуб. Дуб растет посреди широкой поляны. У дуба длинные широкие ветви, крепкий толстый ствол. Могучий дуб кажется вечным.

  • Запишите новый текст.

50. Прочитайте.

«Сегодня еще существует шаткое равновесие2 природы и техники, но потенциально5 природа обречена», – читаем мы в современной литературе.
Так ли это? Обречена6 ли природа, и будет ли она вытеснена6 даже при самом бережном отношении к ней? Запрограммировано6 ли уничтожение природы в XXI веке? Мы представляем два мнения. Определите для себя, чья точка зрения вам ближе.
Мнение I. Через три-четыре поколения человечеству3 предстоит жить в мире, безразличном к природе4. Леса пройдут стадии заповедников, потом – парков, потом – садов и превратятся в чахлые скверики, атмосфера загрязнится6 до недопустимых6 норм, а пашни станут полутеплицами2.
Мнение II. Люди одумаются3 и повернутся лицом к природе, защитят ее. Они изменят стиль жизни: перестанут загрязнять1 воздух нефтепродуктами2, истреблять леса ради печатных изданий, уничтожать животных ради3 прибыли.

(По П.Н. Кочетковой)

  • Какое из двух мнений вам ближе? Почему?

  • Напишите сочинение на одну из тем: «Обречена ли природа в XXI в. на вымирание?», «Приближается ли технический бесприродный мир?», «Мое восприятие природы», «Береги мир вокруг себя».

9.3. Отсутствие знака препинания в сложносочиненном предложении

Среди сложносочиненных предложений имеются конструкции с второстепенным членом, который можно отнести к обоим предложениям, входящим в состав сложного.

Если в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом предложения связываются одиночным соединительным или разделительным союзом, то запятая между ними не ставится:

<...>

52. Прочитайте. Объясните отсутствие запятых в сложносочиненных предложениях. Назовите грамматические основы.

1. Утром3 погода изменилась и мне захотелось покататься на лыжах. 2. Вчера состоялся разговор с Костей и мне пришлось признать3 его правоту2. 3. Дорогой обдумывал я и то и другое, и вчерашняя1 история показалась мне вполне6 объяснимой3. 4. От1 сильного мороза тротуары обледенели, и прохожие3 шли осторожно, боясь поскользнуться. 5. В саду слышалась веселая музыка и раздавались голоса гуляющих. 6. В чаще токовали5 глухари и птички распевали свои последние3 вечерние песенки.

  • Переделайте предложения таким образом, чтобы между простыми предложениями, входящими в состав сложного, нужно было поставить запятую. Запишите полученные предложения, подчеркните грамматические основы.

53. Прочитайте предложения. Назовите грамматические основы.

1. На Ратушной площади играл оркестр и слушатели в перерывах между исполняемыми пьесами громкими аплодисментами выражали свое одобрение4. 2. Утром гости начали собираться домой и мы помогли им сложить все необходимые вещи. 3. Начало светать и мятежники отступили от стен крепости. 4. Ночью затихает жизнь и все погружается в таинственный сон. 5. Леса стали осыпать листву и между оголившимися деревьями можно было отчетливо разглядеть просторные поляны. 6. На сцене поднялся занавес и перед зрителями предстали любимые артисты.

  • Спишите сначала сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом, подчеркивая его; затем предложения без общего второстепенного члена. Расставьте знаки препинания.

54. Спишите, расставляя, где надо, знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Найдите сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом и выделите его.

1. По улицам, на месте домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон. (А.Пушкин) 2. Здесь краски не ярки6 и звуки не резки3. (Н.Рыленков) 3. Дождями каждодневными2 кончается3 лето и начинается2 осень. (М.Пришвин) 4. К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. (А.Чехов) 5. На дворе всходило солнце и громко пели птицы. (А.Чехов) 6. С утра в саду немыслимо3 светло и от лучей оплавилось стекло. (К.Ваншенкин) 7. Лишь изредка6 в близкой6 реке с внезапной3 звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный6 тростник слабо зашумит. (И.Тургенев) 8. Вскоре2 после восхода набежали тучи и брызнул короткий дождь. (А.Пушкин) 9. Часам к двум пополудни сверкнула3 молния и прокатил гром. (Д.Григорович) 10. За окном брезжил рассвет2 и кричали петухи. (А.Толстой) 11. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорелся огонек. (М.Горький)

§ 15. Сложноподчиненные предложения(обобщение темы)

172. Рассмотрите схему. Составьте и запишите фантастический рассказ о трех типах придаточных в сложноподчиненном предложении: опишите их главные приметы и те черты, по которым их отличают друг от друга.

173. Прочитайте предложения, найдите придаточные и определите их значение. Объясните правописание слов с пропущенными буквами и нераскрытыми скобками. Укажите, где следует расставить знаки препинания.

1. Берлиоз тоскливо огл_нулся не пон_мая что его напугало. 2. Жизнь Берлиоза складывалась так что к (не)обычным явлениям он не привык. 3. Тут ужас до того овл_дел Берлиозом что он закрыл глаза. 4. Дело в том что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую (анти)религиозную поэму. 5. Ваш рассказ чрезвычайно интересен хотя он и совершенно не совп_дает с евангельскими рассказами. 6. Тут у самого выхода на Бронную со скамейки (на)встречу редактору поднялся в точности тот самый гражданин что тогда при свете солнца вылепился из жирного зноя. 7. Он смерил Берлиоза взглядом как(будто) соб_рался сшить ему костюм. 8. Сделав над собой усилие Иван Николаевич поднялся со скамьи и бросился туда где разговаривал с профессором. 9. Но отправить его на Соловки (не)возможно по той причине что он уже с лишком сто лет пр_бывает в местах значительно более отдаленных чем Соловки... 10. Поэт для которого все сообщаемое редактором являлось новостью внимательно слушал Михаила Александровича уставив на него свои бойкие зеленые глаза.

(М.Булгаков)

  • Выпишите из задания два сложноподчиненных предложения с придаточными определительными, два с придаточными изъяснительными и два с придаточными обстоятельственными.

174. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя запятые. Укажите значение придаточных предложений.

1. Отставной втируша-регент сидел на том самом месте где сидел еще (не)давно сам Иван Николаевич. 2. Иностранец насупился и глянул так как(будто) впервые видит поэта. 3. Пока иностранец совал документы редактору поэт успел разгл_деть на карточке напечатан_ое иностран_ыми буквами слово «профессор» и начальную букву фамили_ – двойное «В». 4. Важное сведение (по)видимому действительно произвело на путешествен_ика сильное впечатление потому что он испуган_о обвел глазами все вокруг дома как(бы) оп_сался в каждом окне увидеть по атеисту.
5. – Они не пон_мают! – вв_зался со скамейки регент хоть его (ни)кто и не просил объ_снять слова иностранца.

(По М.Булгакову)

  • Составьте схемы предложений 3 и 4.

175. Прочитайте. Исправьте ошибку в выборе подчинительного союза или союзного слова. Запишите правильные варианты предложений, вставьте буквы, раскройте скобки.

1. Тебе звонил тот, который вчера звонил. 2. Онегин през_рал среду, из кого он произош_л. 3. Мы сильно устали, что (не)могли (ни)о чем рассказывать. 4. Разговаривая с ним, мы всегда узн_вали что(нибудь) такое, которое раньше (не)было нам известно. 5. Следующая наша встреча состоялась в городе, где мы оба (ни)когда (не)бывали в нем.

176. Прочитайте. Вставьте необходимые для связи предложений указательные слова. Отредактируйте и запишите предложения.

1. Дождь размыл дорогу, что на машине нельзя было добраться до хутора. 2. Автор осуждает своего героя, что он думал только о своих целях. 3. Защищаясь, он не думал, чтобы уцелеть, он только думал, чтобы спасти Наташу. 4. Мать внимательно следит, куда направляется ее малыш.

177. Прочитайте.

1. Мы долго искали тот парк, параллельно которому тянулась улица, на которой жила моя подруга. 2. Пришлось расположиться на крошечной полянке, которая была плотно окружена деревьями, которые защищали нас от ветра. 3. Наконец установилась теплая погода, которая радовала людей, которые устали от долгих холодов. 4. Машина свернула за угол того дома, в котором находился магазин, который недавно открылся.

  • Исправьте предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением.

§ 16. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Алиса начала было спускаться с холма, но вдруг оробела и остановилась.

– Прежде чем туда идти, нужно запастись хорошей веткой, чтобы отмахивать слонов, – оправдывалась она перед собой. – А как будет смешно, когда меня спросят дома, как мне здесь понравилось! А я скажу, что прогулка была очень приятная, что было пыльно и жарко и что слоны ко мне так и липли!

  • Составьте схемы выделенных предложений, используя «способ ящичков» как более наглядный. Бывает ли одно и то же предложение одновременно и главным, и придаточным?

Сложноподчиненные предложения могут состоять не только из двух, но и из трех и более предложений.

Выделяют три вида взаиморасположения главного и двух (или более) придаточных:

§ 17. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением

В таких предложениях главное предложение подчиняет себе одно из придаточных (придаточное первой ступени), которое, в свою очередь, подчиняет себе второе придаточное (придаточное второй ступени). Таким образом, первое придаточное выступает в роли главного предложения по отношению ко второму придаточному.
При последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза (или союз и часть второго составного союза).
Как расставлять запятые в этих случаях?

Запятая ставится между двумя подчинительными союзами.
Запятая не ставится между одним подчинительным союзом и частью другого составного союза.

Например:

179. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схему одного из предложений.

1. Женя думала что я как художник знаю очень многое и могу верно угадывать то чего не знаю. (А.Чехов) 2. Женя шла со мною рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звезд которые почему-то пугали ее. (А.Чехов) 3. Ночь была так черна что пока глаза после света привыкали к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (А.Куприн) 4. Дома я застал гостя который поздоровавшись начал жаловаться что когда ехал ко мне то заблудился и у него отстала хорошая дорогая собака. (И.Тургенев) 5. Противник сам для себя создаст такую обстановку в которой если мы будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. (Л.Толстой) 6. Капитан рассчитывал что если разорвутся вражеские бомбы то его они не зацепят. (В.Ставский)

§ 18. Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением

В таких предложениях к одному главному относятся два придаточных, разных по своему значению:

180. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Постройте схему одного из них.

1. Хотя Таня ни словечком не обмолвилась в ответ Семену казалось что все решено. (Э.Казакевич) 2. А когда наступил вечер то стало так тоскливо что трудно было и слово вымолвить. (А.Чехов) 3. Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое небо усеянное разорванными облачками на дальний берег Крыма который тянется меловой полосой и кончается утесом на вершине коего белеется молочная башня я отправился в крепость Фанагорию чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик. (М.Лермонтов) 6. До Бешеной балки куда условились отправиться считалось если ехать на лошадях не более десяти верст. (А.Куприн)

§ 19. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением

В этих предложениях к одному главному относятся два или более однородных придаточных, т.е. придаточных с одинаковым значением:

Однородные придаточные могут соединяться друг с другом с помощью сочинительных союзов, как однородные члены предложения.

Запятые между однородными придаточными ставятся так же, как между однородными членами.

Например:

Союз (или союзное слово), который повторяется при каждом из однородных придаточных, может быть опущен в последнем предложении.

Например:

Однородные придаточные между собой связаны сочинительной связью. При встрече сочинительных союзов, связывающих придаточные между собой, и подчинительных союзов, связывающих придаточное предложение с главным, запятая между ними не ставится.

Например:

Кажется мне, что, написав «Историю Горюхина», я уже не нужен миру, что долг мой исполнен и что пора мне почить. (А.Пушкин)

Возможны и более сложные комбинации придаточных.

Например:

Наконец уж и сам отец заметил (1), что дочь не в своем уме (2), когда она налила ему кофе без сахару и в задумчивости сорвала какой-то чудесный тюльпан (3), что искону считалось смертным грехом (4). (А.Бестужев-Марлинский)

181. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. По_же Алиса вспомнила что они кружились взявшись за руки что музыка л_лась откуда(то) (с)верху и что она совсем не уд_влялась всему этому. (Л.Кэрролл) 2. К востоку река пр_мыкала к диким (не)обитаемым местам к (не)проходимому болоту где произр_стала одна клюква где разд_ет(?)ся лишь однообразное кваканье лягушек и где по суеверному преданию обитает (не)кий бес. (Л.Кэрролл) 3. Режи_сер это единственный человек за которого держат(?)ся все и на которого все надеют(?)ся. 4. Вечером он выходил на улицу раздумывая куда бы ему поехать с Викой и что вообще делать и как жить дальше. (Ю.Казаков)

182. Прочитайте. Найдите главные и придаточные предложения. Определите, к какому виду сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными относится каждое из предложений.

1. Чемпион был так озадачен внезапным ходом своего противника что не заметил Корсакова хотя тот не отходил (ни)на шаг. 2. Мне стоило большого труда убедить ребят что Григорий пишет в письме вполне искрен_е что и талантливому человеку нужно много учит(?)ся и работать что успех не приходит сам собой. 3. Но прежде чем вести вас в мастерскую я желала(бы) знать зан_мались ли вы рисованием раньше? 4. С домашними обедами которые старый ребусник давал знакомым гражданам и которые являлись главной статьей домашнего дохода тоже было плохо. 5. Нужно было добрат(?)ся до разбитого судна где ост_валось еще (не)мало вещей которые могли бы пригодит(?)ся маленькому отряду. 6. Теперь я сам издаю свои книжки так что и автор я и издатель.

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений 1, 2, 3.

183. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

1. Нам нужно было найти такое место где течение реки было бы спокойным и где было бы достаточно глубоко. 2. Я не обижался что они разговаривают так словно на моем венском стуле с (не)лепыми рахитичными ножками сидит манекен а не их новый товарищ. 3. Я понимал что здесь (не)просто уголовный розыск что здесь отдел борьбы с бандитизмом и что здесь (не)кому да и (не)когда заниматься со мной разыскным ликбезом. 4. Я не мог вмешаться так как детали операции которую они сейчас увлеченно обсуждали мне были (не)известны. 5. Если бы позеленевший медный маятник не качался в длинной коробке стенных часов можно было подумать что они остановились навсегда. 6. Больше я (ни)чего не сказал потому что старику вовсе не следовало знать как я провел свой первый день в отделе борьбы с бандитизмом.

(А. и Г. Вайнеры)

  • Составьте схемы трех предложений по выбору, указав значение придаточных.

184. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

СВАДЬБА С ПР_ДАНЫМ

Рассказывают что легендарный спартанский законодатель Ликург издал закон по которому н_ одна спартанская невеста н_ получала пр_даного. Когда его спросили о причине такого странного постановления от ответил Чтобы н_ одна девушка н_ засиделась (в)следстви_ того что у нее мало пр_даного.
В результате ок_залось что красивые девушки пр_обрели мужей а некрасивые так и остались старыми девами. Поэтому царь Агис изменил закон так что пр_даное давали только некрасивым. Тогда и выяснилось что во всей Спарте н_ нашлось н_ одной невесты которая согласилась бы выйти замуж на таких условиях.

  • Охарактеризуйте предложения с точки зрения их синтаксической структуры.

  • Назовите предложения с несколькими придаточными, составьте их схемы.

185. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определите типы придаточных предложений.

1. Останьтесь во Франци_ за которую вы уже прол_вали свою кровь и будьте уверены что и здесь ваши заслуги и дар_вания не останутся без достойного возн_граждения. (А.Пушкин) 2. Санин не заметил как прол_тел вечер и только тогда вспомнил о предстоявш_м путешествии когда часы пробили десять часов. (И.Тургенев) 3. Поля и леса по которым ехал он так под_вляли его своей красотой своим счастьем что он стал чу_ствовать где(то) в груди боль даже телесную. (И.Бунин) 4. Растегин понимал что наверняка простудится но хозяин так уг_варивал что пришлось все(таки) раздет(?)ся и стать под бак который тот(час) сам и опрокинулся обдав Растегина ледяной водой. (А.Толстой) 5. Не знаю что(бы) еще пришлось Ольге выслушать от меня если бы она повернувшись ко мне спиной не отошла. (А.Чехов) 6. Еще не к_чало но Елена которая не успела пообедать в городе и рассчитывала поесть на пароходе вдруг почу_ствовала что потеряла а_етит. (А.Куприн) 7. Когда Грушницкий открыл рот что(бы) поблагодарить ее она была уже далеко. (М.Лермонтов) 8. Лес в который я вошел был очень част и глух так что я с трудом добрался до места где упала птица. (И.Тургенев).

  • Составьте схемы 2-, 4-го и 7-го предложений.

186. Прочитайте, найдите главные и придаточные предложения, выделите в них грамматические основы. Определите, какие из придаточных относятся непосредственно к главному, а какие – к другим придаточным.

1. Видно было что весть о пр_бытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они пр_готовились встретить меня с торжеством. (А.Пушкин) 2. Она увид_ла что храбрость и гордое сам_любие (не)исключительно пр_надлежат одному сословию и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение которое час от часу становилось внимательнее. (А.Пушкин) 3. Ему было мутно и тр_вожно точно что(то) должно произойти страшное то чего нельзя понять и простить. (А.Толстой) 4. Петя знал что он плохо воспитан и что (не)которые (не)удачи в его жизни произошли именно по этой причине. (В.Короленко) 5. Душной июльской ноч_ю когда небо было покрыто густыми ч_рными тучами и все на реке было зловеще спокойно пр_плыли в Казань. (М.Горький) 6. Санин не заметил как пролетел вечер и только тогда вспомнил о предстоявшем пут_шествии когда часы пробили десять часов. (И.Тургенев) 7. И он соб_рался делал пр_готовления к от_езду ходил по Москве в том странном оп_янении которое бывает когда человек еще бодро держит(?)ся на ногах но уже болен какой-то т_желой болезнью. (И.Бунин) 8. Страшнее всего для Каштанки было то что этого чужого нельзя было укусить так как он был (не)вид_м и (не)имел формы. (А.Чехов) 9. Он так привык к переодеваниям и к ролям что ему (ни)какого труда не составляло совершенно изменять манеру в завис_мости (от)того с кем он имел дело. (М.Алданов)

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Проверочная работа

  • Спишите текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.
    Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.

Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной поз(а/о)лотой к(а/о)зался мне свяще(н/нн)ым. Я входил в Эрмитаж как в хр(а/о)нилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые еще юношей почу(ст/вст)вовал счастье быть человеком и понял как человек может быть велик и хорош.
Первое время я терялся среди пышного ше(с/вс)твия художников. У меня кружилась голова от обилия красок и чтобы отдохнуть я уходил в зал где была выставле(н,нн)а скульптура.
Там я сидел очень долго. И чем больше я смотрел на статуи безве(с/ст)ных эллинских ваятелей или на едва заметно улыбавш(е/и)хся женщин Кановы тем яснее понимал что вся эта скульптура зов к прекрасному в самом себе что она предве(с/ст)ница ч(е/и)стейшей утре(н/нн)ей з(а/о)ри человечества. Тогда поэзия будет вла(вст/ст)вовать над сер(ц/дц)ем...
Д(о/а)лга наша дорога в золотой век хотя он непреме(н/нн)о наступит. Досадно конечно что мы не дож(и/е)вем до него но мы должны быть сча(с/ст)ливы тем что ветер этого века уже шумит вокруг нас и заст(о/а)вляет сильнее биться наши сер(ц/дц)а. Недаром Гейне приходил в Лувр часами просиж(е/и)вал у статуи Венеры Милосской и плакал.
О чем? О поруга(н/нн)ом совершенстве человека. О том что путь к совершенству тяжел и далек и ему Гейне отдавшему людям яд и блеск своего ума уж конечно не дойти до той обетованной земли куда всю жизнь звало бесп(а/о)койное сер(ц/дц)е.

(По К.Паустовскому)

187. Прочитайте текст, озаглавьте его.

Ни одно из многочисленных слов языка не воспринимается нами с таким интересом, как наше собственное имя. Нет, наверное, на земле человека, который хотя бы раз в жизни не задавался вопросом, почему его назвали именно так, а не иначе.
В самом деле, почему в течение веков одних мальчиков называют Петрами, а других – Александрами, Егорами или Николаями? Почему новорожденной девчушке родители выбрали имя Анна, а не Ирина, Наталья или Вера?
Фамилия объединяет нас со всеми нашими родственниками, с нашими предками и потомками. Наше отчество намекает на ту часть нашего существа, что передал нам отец. А зачем человеку имя? Только ли для того, чтобы выделить каждого из нас среди однофамильной родни? Есть ли вообще что-то общее у всех, кто носит одинаковое имя?
«Что в имени?» – вопрошала шекспировская юная Джульетта у своего возлюбленного, полагая, что, «когда Ромео не звался бы Ромео, он сохранил бы все милые достоинства свои».
«Что в имени тебе моем?» – подхватил А.С.  Пушкин, однако не настаивая на том, что имя – это лишь пустое сочетание звуков.
Многие люди хотели бы знать, что же скрывается за их именами, связано ли каким-то образом имя человека с его судьбой. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно основательно изучить историю имен, познакомиться с биографиями выдающихся людей разных эпох, которые носили данное имя.

(По книге «Тайна вашего имени»)

  • Выпишите из текста сложноподчиненные предложения и сделайте их синтаксический разбор.

  • Определите стиль текста. Объясните свое решение.

  • Проведите исследование, с тем чтобы выяснить, какие имена мальчиков и девочек наиболее распространены среди учащихся вашего класса (школы).

  • Что вы знаете о своем имени?

188. Прочитайте стихотворение Давида Самойлова из цикла «Пярнуские элегии».

Когда-нибудь и мы расскажем,
Как мы живем иным пейзажем,
Где море озаряет нас,
Где пишет на песке, как гений,
Волна следы своих волнений
И вдруг стирает, осердясь.

  • Найдите грамматические основы в предложении. Определите типы придаточных. Составьте схему данного предложения.

  • Какие метафоры встретились вам в этом стихотворении?

  • Найдите в тексте стихотворения сравнение. Как вы его понимаете?

  • Какую картину вы представили себе, прочитав это стихотворение?

189. Прочитайте текст.

СЛОВО О «МАЛОЙ РОДИНЕ»

Те, кому пришлось уехать с родины (понятно, что я имею в виду так называемую «малую родину»), невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть. С годами грусть слабеет, но совсем не проходит. Может, отсюда проистекает наше неловкое заискивание перед земляками, когда мы приезжаем к ним из больших «центров» в командировку или в отпуск?Не знаю, как другие, а я отчего-то смущаюсь и заискиваю. Я всякий раз спотыкаюсь о какую-то неловкость, мне бывает даже стыдно, что я взял и уехал когда-то... И вот все вокруг вроде бы и не мое родное, и я потерял право называть это своим. Мое ли это – моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею. Именно она придает мне силы, когда случается трудно и горько...
Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности». Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание того, что есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та стойкость духа, какую принесли туда и наши предки, живет там с людьми и поныне. И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

(По В.Шукшину)

  • Определите тип выделенных предложений и найдите в них грамматические основы.

  • Из-за чего автор испытывает чувство неловкости перед земляками?

  • Как вы понимаете выражение я всю жизнь мою несу родину в душе?

  • Можно ли сказать, что ощущение связи со своей «малой родиной» делает человека сильнее? Почему вы так думаете?

  • Что для вас означает понятие «малая родина»?

190. Прочитайте текст.

Стоял март, сверху падал дождь, смешанный со снегом, и залеплял глаза. Дул резкий ветер. Было то самое время весеннего перелома, когда сама природа еще не решила, держаться ли ей зимы или махнуть на нее рукой и переходить на лето. Тротуаров не было, у заборов лежали тяжелые кучи осевшего снега, так что приходилось идти посередине улицы. Мне казалось, что городок совсем вымер. Это ощущение усиливалось оттого, что во всех окнах уже были потушены огни. Только на колокольне единственной церкви чуть слышно позванивал колокол, как будто кто-то игрался с веревкой. Глядя на этот городок, затерянный в снежной пустыне, я невольно подумал о той страшной борьбе за существование, что заставила его первых обитателей бросить насиженные места и основать город в таких печальных болотистых местах.

(В.Короленко)

  • Объясните правописание выделенных слов и расстановку запятых.

  • Выпишите из текста слова, употребленные в переносном значении.

  • Напишите изложение, максимально приближенное к тексту.

191. Прочитайте текст.

Случалось ли вам в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.
Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас. Я вдруг осознал, что существует другая жизнь людей, которые ничего общего не имеют с нами и даже понятия не имеют о нашем существовании. Конечно, я и прежде знал все это, но знал это не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.
Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, чтобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, который сильно тронул меня и заставил задуматься, был для меня таким путем.

(По Л.Толстому)

  • Выпишите выделенные предложения, сделайте их полный синтаксический разбор, определите типы придаточных.

  • С чем связывает начало своего отрочества автор?

  • Какие мысли стали для автора поворотным моментом в его развитии?

  • Случалось ли вам задумываться над теми же вопросами, над которыми размышлял автор?

  • Напишите изложение, максимально приближенное к тексту Л.Толстого.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru