Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Чернянский р-н,
Белгородская обл.


Комплексная работа с текстом в старших классах

(По материалам школьного музея этнографии)

1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Жила-была на свете девочка. И звали ее Рая. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерицы, почитай, во всей округе лучше ее не было. Ниточка за ниточку, и так изо дня в день, из года в год. Кружатся за окном долгой песней снежинки и словно оседают в ее кружеве нетающим инеем. У ее кружев свой танец, своя музыка. Салфетки, воротники... А вот скатерть! Причудливы извивы узоров. И вот вы, неназойливо втянутые художницей во всеобщий хоровод, вдруг понимаете, что давно уже кружитесь вместе с ними. Узоры ее изделий манят к себе, как тайна.
Долгая слава у кружева Раи. Но как непросто творится эта слава! Изделия мастерицы врачуют душу всех, кто вглядывается в узор, кто пытается разгадать его неумолчную красоту. Сейчас это не девочка Рая, а уважаемая всеми Раиса Сергеевна Борзилова.
А вот и она... улыбается гостям: «В нашей семье вязали мама и старшая сестра, а я, дошкольница, завороженными глазами следила, как быстро нанизывает крючок петлю за петлей, как появляются колечко, лепесточек, зубчик. Как хочется самой попробовать! Не разрешают... Уйдут на работу все, тут-то моя воля. Как напутаю, а вечером под строгим взглядом сестры, шмыгая носом, распускаю свое вязанье, наматывая нитки на катушку. А потом стало получаться, и никто больше меня не отгонял. Вязали скатерти, стараясь, чтобы они были в форме цветка... Мировой славой пользуются вологодские, елецкие кружева, михайловское цветное «узорочье». Это гордость нации. А кружева, что вязали наши бабушки и мамы, неизвестны миру. Любовались ими только близкие и родные. Но это произведения искусства, так как вязальщица вложила в узор частицу своей души».

1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
2. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) в тексте выражается отношение к изделиям мастерицы?
3. Объясните трудные орфограммы.
4. Составьте текст диктанта, включающий орфограммы суффиксов и приставок.
5. Произведите пунктуационный анализ текста.
6. Составьте схемы сложных предложений.
7. Выберите из текста материал для разных видов разбора.
8. Подберите синонимы к словам гордость, любовались, слава.
9. Какие слова употребляются в переносном значении? Какова роль этих слов в данном тексте?
10. Что вы знаете о кружевоплетении? Подготовьте сообщение об этом народном промысле.
11. Озаглавьте текст.

2. Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.
Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. Его история уводит нас в далекое прошлое. Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала. Стало намного легче работать. Шло время, и это занятие полностью перешло в руки женщин. С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.
В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам, нижнему белью.
Учились вязать с детства, это умение для каждой девочки считалось обязательным. Кружевами украшали даже будничную одежду. Косыночка, носовой платок, отделанные кружевами, привлекали внимание нежностью, оригинальностью.
Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное.
Зима. За окном трещит мороз, высоко в небе мерцают звезды, а в теплой избе при тусклом свете деревенские девушки и молодые женщины вяжут кружева. Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено! Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная. Вольно льется она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда.
Живет в народе многовековая традиция вязания, живет и не может прекратить свое существование. Интерес к нему не только не падает, а возрастает с каждым годом.

1. Запишите текст. Докажите, что это связный текст.
2. Какова тема, основная мысль текста? Озаглавьте текст.
3. Объясните значение слов ремесло, ажурное, искусные, традиция, изящество. Придумайте предложения с этими словами.
4. Какие эпитеты встречаются в тексте?
5. Подберите синонимы к словам: искусные, нехитрого.
6. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок и суффиксов?
7. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста.
8. Понаблюдайте за использованием в тексте односоставных предложений. Какие из них преобладают и почему?
9. Выберите интересные слова для лексического, морфемного, словообразовательного и морфологического разборов.
10. Перескажите текст. Подготовьтесь писать изложение.

3. Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в 1778 году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более 200 лет.
Внутри самовара есть топка. В нее накладывают угли, которые горят и отдают свое тепло воде, налитой в сам самовар. Древесный уголь – это незаменимое топливо для самоваров, и запасались им заранее. Самый лучший самоварный уголь – березовый. Это о нем Иван Сергеевич Шмелев писал: «Какой-то звонкий он, особенный».
Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне.
Самоварный дымок выходил через имеющуюся трубу. В избе самовар обычно ставили около печи, чтобы дым попадал в печной дымоход.
Хозяйка все время присматривала, как горят в топке угли: тлеют ли они, горят ли сильно, разгораются хорошо или еле-еле.
С самоваром связано множество примет. Уголек нечаянно обронили – быть гостям. Гудит? Мороз крепкий сулит. Пищит? Из дому хозяев выживает. Чем они ему не по нраву? Растопить с первого раза не умеют, или на стол не вовремя подают, или подадут, да с виду он такой, что впору с глаз долой убирать, стыдно гостям показать...
Иной раз не углядят – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Зима ведь каждого прохожего в избу гонит.
Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит. В народе на этот счет говорят: «Что сама-то сияешь, как самовар?».
Самовары чаще всего делали из меди или латуни – сплава меди с цинком и с другими металлами. Латунь намного дешевле, а по цвету ничуть не уступает меди.
Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почетное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж все остальное.
Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нем не перегорели, вода остается горячей.
Самый большой самовар в музее этнографии вмещает два ведра воды. Настоящий самоварище! Сколько человек можно из него чаем напоить! А самый маленький рассчитан всего лишь на один литр. Но все они – и большие, и маленькие – как братья родные: «четыре ноги, два уха, один нос и брюхо». Самовары похожи друг на друга, но двух совсем одинаковых все равно не найдешь.
Жаль немного, что на смену угольным самоварам пришли электрические. Хочешь горячего чаю попить – не мешкай. Долго он не ждет – вода остынет. А чай горячим должен быть.

1. Докажите, что это связный текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
2. Составьте план текста и перескажите его.
3. Какие виды осложнений встречаются в данном тексте?
4. Составьте схемы сложных предложений, объясните в них знаки препинания.
5. По данному тексту составьте диктовку, включив в нее интересные в орфографическом плане слова.
6. Подберите синонимы к вводному слову возможно.
7. Подберите синонимы к слову сияешь.
8. По памяти напишите, какие приметы связаны с самоваром.
9. Какую роль в данном тексте выполняют односоставные предложения? Определите их вид.
10. Произведите словообразовательный разбор слова самоварный.
11. Определите части речи во втором предложении и произведите морфологический разбор любых двух слов.
12. Какие загадки, пословицы, фразеологизмы про самовар вы знаете?
13. Дополните данный текст собственными размышлениями о самоваре.

4. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (текст лучше дать без знаков препинания).

Емкость, в которой закваш_вали тесто, имен_валась квашней или деж_й. Ее делали из липы, дуба, березы. Осина, ель или сосна для такой кадоч_ки
(не)годились. Новую дежу (с)начал_ вымывали горяч_й водой, а потом запар_вали р_ск_ле_ыми камнями. После этого кадку обмывали, обт_рали и смаз_вали стенки и дно гущ_й от кваса или закваской от хлеба. В таком виде ее ост_вляли до (полу)суток, после чего дежу (не)мыли, а скр_бли ножами. Очищ_нную квашню обязательно пр_крывали крышкой, сдела_ой из того(же) материала.
Когда дежа «уст_вала» и хлеб вдруг переставал вып_кат_ся как следует, кадку «правили». Для этого ее скр_бли осв_щ_нным на (П,п)асху нож_м и, вымывая теплой водой, пр(е,и)говар_вали: «Дежа, дежа, нужно тебе тряпки и ножа!». Чтобы квашня (не)плесневела и (не)гнила, ее в середине нат_рали луком с солью. «Правле_ую» или совсем новую дежу став_ли возле колодца, нап_лняли холодной водой и давали напит_ся корове. «Правили» квашню перед полн_м месяц_м, что(бы) всегда была полной и надежно служила хлеб_пекам.
Без закваски не и_печ_шь хлеба, не пр_готов_шь пирогов: без нее тесто не закисн_т и не подним_тся, не станет рыхлым и пышным. Закваска – это комок теста, оставля_мый от ранее выпеч_нного хлеба и хранимый обычно в квашне. Хозяйка сл_дила, что(бы) она не перек_сала, и если хлеб пекли (не)часто, то не забывала осв_жать ее, подмеш_вая (не)много просе_нной муки.
Дежу с закваской д_ржали в сухом прохладном месте. (Н_)в коем случае не допускали, что(бы) она пром_рзала, иначе дро(жж,ж)и погибнут. Готовая закваска шла так(же) на блины, квас и вообще зам_няла собою дро(жж,ж)и. Закваску готовили так: в ст_кане теплой воды р_зводили дро(жж,ж)и, подмеш_вали туда (пол)стакана муки и оставляли на двенадцать часов, пр(е,и)сыпав мукой.
Хлеб обычно пекли раз в неделю. Хлопоты вокруг дежи, как правило, нач_нались с вечера. (С)начал_ в теплой воде ра_пускалась закваска, потом туда (мало)помалу пр_б_влялась мука. Получался не очень густой раствор, который ст_кал с весла, или веселки – деревя_ой лопаты с дли_ым д_ржаком. Этой лопатой размешивали тесто. В Орлике она называлась копысткой. Квашню накрывали чист_й холстиной и ставили к печке. Рано утром, вск_чив до в_схода солнца, хозяйка пр_б_вляла ещ_ муки и тут(же) хорошенько колотила тесто копысткой. Получе_ое тесто быстро подн_мал_сь, пузырясь и вывал_ваясь из дежи. Нужно было уг_дать момент, что(бы) тесто не перекисало. По опыту уловив его готовность, хозяйка старательно вымешивала тесто лопатой или руками. От этого замеса завис_ло качество хлеба. Хорошо вымеш_нное тесто должно отставать от копыстки. Несколько раз тесто обм_нал_сь, переклад_вал_сь в формы и пр_мым путем попадал_ в печ_.

1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Как вы думаете, являются ли синонимами слова квашня и дежа?
3. Охарактеризуйте слова квашня и дежа с точки зрения активного и пассивного запаса лексики.
4. В каком лексическом значении употреблено слово хлеб в данном тексте? Образуйте форму множественного числа данного имени существительного.
5. Назовите в тексте слова, ограниченные в употреблении. Как они называются?
6. Найдите в тексте однокоренные слова, разберите их по составу.
7. Подчеркните грамматические основы предложений.
8. Составьте схемы сложных предложений, определите виды придаточных предложений.
9. Есть ли в тексте односоставные предложения? Определите их вид. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?
10. Объясните употребление кавычек в данном тексте.
11. Какие загадки про квашню вы знаете?
12. Перескажите текст. Ответьте на вопрос: «Какое место в жизни русского человека занимала дежа?».

5. А ну отгадайте-ка загадку: «Что из избы не вынесешь?». Правильно, печь. В народе ее ласково величают матушкой. Она и накормит всю семью, и обогреет, и хвори разные излечит, и спать на лежанке уложит. Но и хозяин о ней тоже должен заботиться: приготовить дров на долгую холодную зиму. Березовые – самые лучшие. Они и горят хорошо, и тепла дают много. Настоящая русская печь дров требует мало, зато тепло держит долго.
Дрова закладывают в топку через устье, или чело. Оно полукруглое и большое. Через него взрослый человек может внутрь не только заглянуть, но и залезть.
Устье русской печи прикрывается заслонкой. У нее есть ручка, так удобнее ею пользоваться. Взялся за ручку, отодвинул заслонку да посмотрел, не пригорает ли хлеб в печи.
Топка внутри печи тоже просторная, вместительная. Помните русскую народную сказку «Гуси-лебеди»? Машенька и Иванушка свободно спрятались в печи да еще заслонкой устье ее прикрыли, чтобы не увидели их. А сказку про Бабу-ягу и Иванушку, который перехитрил злую старуху: попросил ее на лопату сесть, чтобы показала она ему, как это делается, и отправил ее саму в печь.
«Такое только в сказках, – скажете вы, – бывает!» А вот и нет.
Если не было возможности построить отдельную баню, парились в русской печи. Испекли, скажем, в ней хлеб. Угли вытащили. Под вымели. Застелили его соломой или доску широкую туда положили. На нее – бадейку с горячей водой. Рядом – веник березовый, или дубовый, или из мяты. Вот и готова баня. Полезай теперь сам внутрь. И стены, и потолок горячие, раскаленные. Веник только окуни в горячую воду да хлещи себя.
Возле устья печи – небольшой выступ из кирпичей или толстой доски. Это шесток. На него ставят горшки, чугунки, сковороды.
А как же туда внутрь через устье на под печи чугунок поставить или сковороду?
Для чугунов есть разные ухваты. Маленькие – под маленький чугунок, большие – под большие чугуны. Ухват на длинную палку насажен. Ухватишь им снизу чугунок и в печь на под поставишь, как в загадке: «Сел на конь и поехал в огонь». По-другому ухват называется рогач. Очень похож.
А как сковороду отправить в печь, ведь раньше-то они были без ручек? Большие, круглые, тяжелые, чугунные. Для них в каждой избе имелся сковородник, или чапельник. И тоже на длинной палке.
Тут же около печи и лопата. Из дерева вырезана. Лопата специальная – хлебная. С ее помощью на под в печь хлеб сажали. На лопате его и вытаскивали. Очень удобно.
Рассказ о печи будет неполным, если не упомянуть о кочерге. Она в виде буквы Г, железная. Кочергою в топке угли сгребают или, наоборот, разгребают.
Как последние угли догорят в печи, задвижку, или вьюшку, закрывают, а не то все тепло уйдет. Задвижка же печной дымоход перекрывает, и тепло сохраняется.
Кашу да щи сварили. Хлеб испекли. Лежанка печи нагрелась. Можно залезть туда да подремать. В припечье – голбец. Голбец – это ступени, чтобы по ним на печь подняться. Или обычная лесенка сзади у печи стоит. И по ней забраться на лежанку можно. Там и одеяла разложены, и подушки приготовлены. Места всем хватит.

1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Какие языковые средства используются для связи между предложениями в этом тексте?
4. Объясните значение следующих слов: хворь, лежанка, заслонка, ухват, под. Обратитесь за помощью к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля.
5. Вспомните загадки, пословицы про печь.
6. Почему в народе печь называют матушкой?
7. По данному тексту составьте диктант, представив в нем как можно больше различных орфограмм.
8. Выпишите все сложные предложения, составьте их схемы, объясните знаки препинания.
9. Объясните знаки препинания при однородных членах, вводных словах, обособленных членах.
10. Объясните встретившиеся в тексте тире.
11. Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.
12. Выпишите из текста примеры различных типов сказуемых.
13. Подготовьтесь к пересказу текста. Постарайтесь усвоить и правильно употреблять слова, связанные с устройством печи.
Охарактеризуйте данные слова с точки зрения употребления.

6. Перепишите. Объясните пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания (текст дан без знаков препинания).

Бе_хлебный год... Как(же) выж_вали наши пре_ки, когда случался такой год?
Большим по_спорьем в голодное время был так называ_мый «дикий хлеб». Что это такое и как он готовился? Корн_вища, кору, сем_на и плоды диких р_стений х_зяйки в той или иной пропорц_и смеш_вали с пшеничной и ржа_ой мукой. Народ хорошо знал р_стения, которые обл_дали высокой п_тательностью и которые были способны зам_нить хлеб (в)виде определе_ых блюд. Что(же) это за р_стения?
В окрес_ностях села Орлик их произр_стает великое множество. В пищу можно употреблять зерна манника, канареечника, кури_ого и сорного проса, перловника, ячменя дикого, колосняка, ржи равни_ой, овса песча_ого, или овсюга, и других диких злак_вых культур.
Как добавку к муке использ_вали лебеду, за это она и получила название травы «мучника». Пож_лые люди, п_знавшие на своем веку (н_)один бе_хлебный год, в общени_ и сейчас пр_водят пословицу: «Как ур_дится лебеда, то уже не беда». Особым смыслом наполн_ны их слова в адрес иных мал_веров, (не)переживших лихолет_я: «Н_ то беда, что во ржи лебеда, а то беды, что н_ ржи, н_ лебеды».
В голодные годы в хлеб подмеш_вали мя_кие слои, которые нах_дились под корой сосны (их в народ_ называли мезгой или пенкой). Весной и осенью мезгу ср_зали (в)виде лент, высуш_вали на медле_ом огне, т_лкли в деревя_ой ступе в мелкий порошок, затем доб_вляли к муке. Как вид_те, прав народ, говоря: «Липа од_вает, а сосна корм_т».
В бе_хлебную пору в_ликой це_остью для сельских жителей ст_новился всякий с_едобный р_сточ_к. Остатки муки замеш_вали на воде и в тесто в различных пропорц_ях добавляли и луковые пер_я, и укроп, и петрушку, и крапиву. Хлеб из такого зеле_ого замеса назывался зельником. (Не)редко в тесто добавляли м_кину. В Орлике часто, когда заканч_вались мучные запасы, в муку подмешивали сваре_ые и перетертые суше_ые груши. В результате получался хлеб, прозва_ый груше(н,нн)иком.
Таким образом, русский человек умел находить выход в любой жизне_ой с_туации, даже очень (не)простой.

1. Докажите, что это связный текст, а не случайный набор фраз. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
2. Какова тема текста? Выпишите ключевые слова (или словосочетания), которые отражают эту тему.
3. Каким типом речи является данный текст?
4. Что нового и полезного для себя вы узнали из данного текста? Что такое дикий хлеб?
5. Составьте план текста, объясните членение текста на абзацы. Подготовьтесь к изложению.
6. Однозначным или многозначным является слово лента? В каком лексическом значении употреблено слово лента в данном тексте? Назовите другие значения этого слова.
7. Вспомните загадки и фразеологизмы о ступе. Что такое ступа?
8. В каком лексическом значении употреблено слово мягкие в данном тексте? Какие еще лексические значения этого слова вы знаете? Составьте словосочетания.
9. Подберите синонимы к словам большим и подспорье.
10. Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи. Произведите их разбор. Укажите грамматическое значение.
11. Выберите слова, представляющие интерес в плане морфемного и словообразовательного разбора.
12. Приведите примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает.
13. Выпишите из данного текста однокоренные слова.
14. Есть ли в тексте односоставные предложения? Какие преобладают и почему? Произведите синтаксический разбор одного из них.
15. Укажите в тексте все обособленные члены предложения.
16. Есть ли в тексте предложения с двумя и более рядами однородных членов?
17. Составьте самостоятельно предложение с обобщающим словом при однородных членах и его схему. В качестве однородных членов используйте названия диких злаковых культур.
18. Произведите морфологический разбор слова в виде.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru