Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

В.В. ЛИБЕРЦЕВА,
Ильинская средняя школа Олонецкого района,
Республика Карелия


Подготовка к сочинению-миниатюре по текстам экзаменационных изложений

Использование технологии развития критического мышления

9 класс

Цели урока: 1) осмысление идейно-тематического содержания текстов № 7 и № 66 из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы»; обсуждение орфографических трудностей текста, незнакомой лексики (1-й этап урока); подготовка возможных тезисов для сочинения-миниатюры о героизме по заданиям к изложению (2-й этап урока); 2) развитие памяти, навыков критического мышления при работе с текстом и подборе аргументов для рассуждения, развитие умения формулировать тезисы; 3) воспитание интереса к истории страны, ее героическим страницам; осмысление нравственных понятий при анализе поступков героя.

1-й этап урока

Стадия вызова

Словарная работа по текстам № 7 и № 66

Учащимся предлагается выполнить задание по карточке, составленной учителем.

Карточка

Ответьте на вопрос: почему слова и словосочетания были разделены на две группы?

Команда «Пуск», центрифуга, сем(?)десят секунд после в(?)лета от Земли, миро(з,с)дание, орбита, внеземные пределы, и(лл,л)юминатор, слои атмосферы, ангар, прообраз космической пустоты, об(?)ективная информация, оторвалась от стартового устройства, начали отделяться ступени ракеты, топливо выгорело, бортовой журнал, схваче(нн,н)ый микрофоном голос, нар(а,о)стающий гул, г_гантская ракета, бледно(сапфировый) шар, ровный безжизне(н,нн)ый свет, окольцованный з_рей.

Пр_небрежение к опас(?)ност_; лихо, бедово подбадривая, сам(о,а)чу(?)ствие отличное, пр_ходилось переносить и (не)такое, по(?)черк (не)изменился, чу(?) ствовал себя первооткрывателем, вспоминал поз(?)нее, благ_получ(?)но спускался, деловитость и напр_жение покинули его, короткая внутре(нн,н)яя борьба, чуточку смелее, добрее, прям_душнее, (не)испытывал (н?)ош_ломления, (н?)в_сторга, все было точным и размере(нн,н)ым в его сознани_.

Девятиклассники высказывают различные предположения о причине деления слов на две группы: 1) первая группа – текст № 7, вторая – № 66 (эта версия быстро отпадает); 2) первая группа – это ключевые слова о начале полета, о старте, а вторая – о полете в космическом пространстве; 3) первая группа – слова о полете над землей после старта, вторая – о полете в космосе; 4) первая группа – о работе корабля, вторая – как выглядит космос; и, наконец, – 5) первая группа слов нужна для характеристики работы корабля и его систем во время старта и полета, сюда же включены необходимые термины; а вторая – для описания ощущений Юрия Гагарина в этот исторический момент. Мой замысел раскрыт (верно 5-е), но считаю нужным спросить ребят, а согласны ли они с таким распределением словосочетаний, может быть, что-то стоит перенести из одной группы в другую или отнести к обеим группам одновременно. Учащиеся привели такие словосочетания: схваченный микрофоном голос, нарастающий гул, бледно-сапфировый шар, безжизненный свет, окольцованный зарей. С помощью этих словосочетаний описываются и объективная «физическая картина мира», и в то же время восприятие этих явлений человеком, и тогда определения перерастают в эпитеты. Из второй группы в первую они перенесли бы словосочетания: самочувствие отличное, благополучно спускался и все было точным и размеренным в его сознании, так как они могут уточнить, например, медицинские наблюдения над состоянием человека в экстремальных условиях космического полета.
Делаем выводы об особенностях публицистического стиля данного текста: первый полет человека в космос важен и необычен и как научное, и как общественное событие, поэтому важны одновременно и объективное, точное описание происходящего, и яркость, эмоциональность восприятия космоса человеком. Сочетание научной, деловой и художественно-образной лексики в тексте кажется оправданным.
Далее в течение 10 минут – самостоятельная письменная работа с карточкой. Задание: списать, обозначая орфограммы; над словами, в которых возникают затруднения, поставить вопросительные знаки, а затем – проверить их правописание по текстам.

Стадия осмысления текстов

– Оба текста о первом космонавте Земли Юрии Гагарине взяты из книги Л.Обуховой «Любимец века». Как можно определить их тему? (Юрий Гагарин как человек и герой.)
– Первое задание к тексту № 7 такое. Ответьте на вопрос: какие черты характера, по вашему мнению, позволили Гагарину стать космонавтом? Давайте запишем на доске возможные ответы на этот вопрос. В ходе беседы названы были следующие качества: целеустремленнность, сила воли, профессионализм, ответственность, смелость и мужество. Некоторый стереотип в суждениях ребят есть, но все-таки на первое место в характеристике героя они не поставили последние два качества. За ответы хвалю и предлагаю обратиться к текстам Л. Обуховой. Попробуем определить из текста № 7, какие же черты характера выделяет публицист и каково авторское мнение о поступках и поведении героя. Оформим записи в виде таблицы.

Теперь попробуем сопоставить ответы ребят с тем, что мы обнаружили в тексте. В целом ребята не так уж и не правы, ведь сила воли и самообладание – близкие качества, действительно необходимые людям такой профессии, как космонавт. Профессионализм может включать оптимизм и умение снимать напряжение, и сегодня это крайне важно для представителей разных профессий – преодолевать несобранность, робость и страх, с удовольствием занимаясь любимым делом. А вот права ли Л.Обухова, считая, что для первого космонавта были необходимы такие качества, как гуманизм и патриотизм? Девятиклассники, посомневавшись и порассуждав, пришли к выводу, что, возможно, это нужно потому, что освоение космоса должно происходить для людей, во имя людей, а не ради чьих-то амбиций или только ради развития техники и науки. Благодаря человеческому обаянию Юрия Гагарина космос, непонятный и даже пугающий людей, стал более притягательным и манящим для будущих исследователей. Помним также и о том, что взгляд публициста на любую проблему должен быть несколько необычным, нестандартным, иначе он будет неинтересен читателю, не привлечет к себе внимания.

Стадия рефлексии

Обсуждаем вопрос, о каких качествах следует написать в сочинении-миниатюре: если писать обо всех, то работа будет слишком большой, а ведь на экзамене сочинение идет после подробного изложения; если говорить о тех качествах, что указаны в тексте, есть опасность перейти на пересказ; если говорить о тех качествах, которые отметили сами, нужно искать доказательства в литературе (а вдруг не сможем найти все?). Разумнее всего, пожалуй, выбрать 2–3 самых важных качества, о которых есть что сказать; каждый, очевидно, выберет что-то свое. Дома есть возможность подумать, и я советую не забывать, что сочинение выглядит более убедительно и выигрышно, если это будет рассуждение, а не описание или тем более повествование. Можно также написать рассуждение о героизме по первому заданию к тексту № 66.

2-й этап урока

Стадия вызова

– Какие два понятия противопоставляются в тексте и могут стать основой ваших рассуждений? (Героизм и геройство.)
– Попробуем разобраться, что в них общего и чем они различаются, синонимичные это понятия или антонимичные. Для этого можно воспользоваться словарями, но для экономии времени на уроке я сделала карточку-выписку словарных статей.

Герой, -а, м. 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги. Герои Великой Отечественной войны. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой романа. 3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты среды, эпохи. Герой нашего времени. 4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-н. или являющееся предметом восхищения, подражания. Герой Советского Союза.
Героизм, -а, м. Героический дух, образ действий, присущий герою. Трудовой героизм.
Геройство, -а, ср. Геройское поведение. Проявить геройство.

Стадия осмысления

Познакомившись с содержанием карточки, ребята отмечают, что общим для слов героизм и геройство, безусловно, является то, что оба слова происходят от слова герой в 1-м или 4-м из приведенных значений. Во-вторых, оба эти понятия включают в себя проявление храбрости, совершение необычных, выдающихся поступков, самоотверженность. Судя по словарным статьям, различие заключается в степени и постоянстве проявления этих качеств. По «Словарю этики» герой обычно берется за выполнение исключительных по своим масштабам и трудности задач, возлагает на себя большую ответственность, чем в обычной жизни. Поэтому в философии и искусстве появилось понятие сверхчеловека, «супермена», наделенного необычайными качествами: силой воли, физической силой и т.п. Вот, кстати, откуда, возможно, и ваши представления о качествах, необходимых первому космонавту: ведь вы сразу стали думать о нем как о герое, исключительной личности. Скажите, пожалуйста: о проявлении каких качеств идет речь в легенде из текста № 66? (О терпении, умении выдержать боль.)
– Насколько это важно для космонавтов? (Очень важно, ведь они могут в любой момент оказаться в экстремальной ситуации.)
– Как вы думаете, проявили ли это качество космонавты, с которыми беседовал академик Королев? (Да, они все, скрывая свое недомогание, отвечали, что самочувствие отличное.)
– Чем же тогда недоволен академик? (Науке нужны объективные данные. После первых тщательно отобранных и подготовленных специалистов в космос полетят и обычные люди, и они могут не выдержать перегрузки.) (Умение говорить правду, честно признаваться – это тоже непросто, это тоже героизм.) (А геройство – это как раз ненужное, неоправданное терпение.)
– Как вы думаете, можно ли считать Гагарина, совершившего самый необычный для своего времени поступок, героем-сверхчеловеком? Найдите в тексте авторское высказывание по этой проблеме. (Гагарин был как все. Удивительно как все! Только чуточку смелее, добрее и прямодушнее.)
– Вот еще одна важная черта, о которой можно написать в сочинении по тексту № 7. Как она называется? (Открытость, умение думать о других.)
– Да, причем открытость идущего впереди других – лидера и героя. Только тогда он сможет сделать что-то для людей. И становится их кумиром, примером для подражания, «любимцем века».

Стадия рефлексии

– Приходилось ли вам в жизни встречаться с проявлениями героизма и геройства? Например, в походе, на спортивных соревнованиях? Постарайтесь написать об этом не очень длинно, но убедительно.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru