Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2003

ФАКУЛЬТАТИВ

Три года назад на конференции «Лингвистика и школа» в г. Барнауле мы познакомились с Н.А. Янцер, а потом опубликовали конспекты ее уроков. Вот уже семь лет она увлекает своих учеников изучением диалектов родного Алтайского края. Сегодня на страницах газеты «Русский язык» мы представляем авторскую программу Н.А. Янцер «Русские говоры Алтая» и работы ее учеников-одиннадцатиклассников Татьяны Ситниковой, Александра Майнингера и Юлии Гноевой.

Надежда Александровна Янцер и ее ученики

Надежда Александровна Янцер и ее ученики

Н.А. ЯНЦЕР,
школа № 1,
с. Кулунда,
Алтайский край


Изучение русских говоров Алтая

Диахронический подход в обучении русскому языку в школе

Диалекты – «неисчерпаемая сокровищница, в которой хранятся бесчисленные архаические слова и формы, давно утраченные в литературном языке» (Ю.В. Откупщиков). Вспомним, что диалекты составляют большую часть национального языка, русский язык буквально вырос из них. Изучение диалектов устраняет узость в обучении русскому языку: в школе традиционно изучается только высшая форма национального языка – литературный язык. При этом игнорируется многообразие языка, существование его в таких формах, как диалекты, просторечие. Цель наших занятий – повысить лингвистическую компетенцию, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, способствующую духовному, патриотическому воспитанию личности, осознающей связи поколений через язык. Изучение лингвокраеведческого материала проводится как на уроках русского языка, так и в кружках и на факультативах.

Уже в течение нескольких лет мы изучаем русские говоры Алтая на уроках и во внеурочное (в том числе и каникулярное) время.

Благодатными темами школьного курса «Русский язык» для включения в него регионального компонента являются вводные занятия в начале года, темы «Лексика и фразеология», «Нормы литературного языка», вводные занятия по морфологии. Фрагментарно сведения по диалектологии используются при изучении и других тем. Во внеурочное время работа в средней школе осуществляется на занятиях кружка «Юный диалектолог», а в старших классах – факультатива «Русские говоры Алтая» по специально разработанной программе.

Сбором лингвокраеведческого материала мы занимаемся постоянно: в частных беседах с информантами, при чтении и прослушивании произведений наших земляков – писателей, деятелей культуры.

Мы принимали участие в диалектологической экспедиции в село Троицк Кулундинского района, во время которой записывали речь информантов, фольклор.

Важной и пока новой формой работы является научно-практическая конференция. Так, весной 2001 года впервые в нашей школе № 1 в рамках школьной научно-практической конференции проходила работа предметных секций. Удачно выступили в секции диалектологии русского языка и анализа художественного текста учащиеся, представившие исследования собранного материала.

За семь лет работы по диалектологии мы составили и обработали картотеку, включающую примеры лексем русских говоров Алтая. Материал отражает многообразие лингвистических явлений в Кулундинском (по преимуществу) районе на современном этапе.

Диалектный и литературный языки рассматриваются в своеобразной оппозиции. Проводится сопоставительный и сравнительный анализ данных литературного языка и диалектов. Это повышает орфографическую и орфоэпическую грамотность школьников: уменьшается количество ошибок в устной и письменной речи учащихся. Ребята теперь понимают, откуда взялись написания – они мотивированы проверочными словами из говоров: посодют, плотют; чем обусловлена ошибка во фразе [тока] одну литру – в говорах есть форма литра женского рода.

Другой пример – слово Записанная ученицей от своего отца лексема в значении «палец» объясняет правописание безударной гласной в корне.

Увлекательными являются «археологические раскопки» слов и словосочетаний с «затемненной, непрозрачной» этимологией. Так, мы записали прилагательное облоухий в значении «ушастый» в контексте Какой у него пес облоухий. Вспомним эпиграф у «Путешествию из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (Чудище обло, озорно, огромно...), здесь обло – это краткая форма прилагательного со значением «полный, тучный, кругловатый». Вполне вероятно, что и величина, «огромность» облаков позволяют считать лексемы обло и облоухий однокоренными в диахронии.

Черты русского языка XI–XVII веков мы обнаруживаем на разных языковых уровнях. В селе Златополь Кулундинского района мы записали слово неделя в значении «воскресенье»: такая семантика была в древнерусском языке. На фонетическом уровне «шепелявость» шипящих (вместо [ч] произносится [ш]) в говорах, по мнению ученых, обусловлена существовавшей мягкостью всех шипящих в древнерусском языке раннего периода. В записанной нами быличке об истории села Троицк находим: «По Ключах шла Кончуковская банда. Атаман Ананенко был белым. Пугащёвщина была». Сохранившаяся в говорах «шепелявость» шипящих – это в какой-то степени отражение особенностей консонантной системы древнерусского языка.

На Алтае существует 4 типа говоров. В нашей местности (в степной зоне) бытует так называемый говор «новоселов» – самый современный тип говора на Алтае. Интереснее изучать более древний пласт – сибирский старожильческий говор, сложившийся на полидиалектной основе. Объектами наших исследований стали рассказы В. Шукшина и монологи эстрадного артиста М. Евдокимова, уроженцев территорий раннего заселения Алтая русскими, воспроизводящие черты сибирского старожильческого говора.

Важность изучения лингвокраеведческого материала современными школьниками трудно переоценить. Юные диалектологи отличаются языковой интуицией, осознанным подходом к лингвистическим явлениям. Они хорошо учатся, участвуют в олимпиадах. Как заметил Д.С. Лихачев, «...память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным...».

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Рекрут». Созданный специально для Вашего удобства, сайт «Рекрут» - это интерактивный сервис, который позволит, не затрачивая время на регистрацию, разместить вакансию бесплатно и в быстрые сроки найти персонал для своей компании. Удобный рубрикатор сайта «Рекрут» поможет быстро найти резюме специалистов требуемой профессии. Интернет проект «Рекрут» располагается по адресу http://rekrut.pro/

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru