Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2003

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

И.Я. КЛЕНИЦКАЯ,
г. Москва


Еще один взгляд на проблему грамотности

Чего мы только не делаем, чтобы справиться с вопиющей безграмотностью школьников! Изобретаем разные методические приемы (часто удачные), упрощаем сложно сформулированные правила (необходимо!), применяем грамматические игры (кто же против!), критикуем слишком академичную, «затеоретизированную» программу (принципиально важно!), требуем увеличения часов на русский язык. Но и это бесполезно. По той же самой причине, по которой не очень-то срабатывают все прочие «меры». Потому что противоестественна сама система обучения грамотности. Она не только нерезультативна, но и тяжела и скучна для детей и вызывает у них лишь отторжение.

Никто и никогда не становился грамотным оттого, что знает все правила. Люди пишут заявление о приеме на работу не потому, что у них в голове тут же проносится: «Безударная гласная, ищем проверочные слова... ага, заявка, заявим, – а потому, что сотни раз видели это слово на различных бланках и сами не один раз писали его.

Грамотными без всяких правил чаще всего бывают начитанные ребята – так называемая «врожденная грамотность». (Это, правда, не относится к очень нервным и быстро утомляющимся детям, у которых много «ошибок по рассеянности».) Ребенок, который много и, главное, систематически читает, раньше или позже становится грамотным. У меня в 5-м классе был мальчик, который писал с ужасающим количеством ошибок. Правил он не учил, но много читал. К 8-му классу он стал грамотным. И никто, за редчайшим исключением, не становится грамотным, если ничего, кроме учебников и вывесок, не читает. Такого ребенка нельзя научить писать грамотно никакими приемами. Требовать этого – все равно что добиваться от детей чистоты, не воспитав привычку мыться.

Итак, корень безграмотности – неначитанность школьников. Значит, нельзя исправить положение с русским языком, не изменив преподавания литературы в среднем звене. С одной стороны, дети 10–13 лет вынуждены читать по программе зачастую не соответствующие их возрастным возможностям и интересам произведения, что напрочь убивает интерес к чтению. С другой стороны, учитель часто и сам не работает над развитием интереса детей к книге. А ведь привить такой интерес на уровне начальной школы и среднего звена, в общем, несложно. Если учитель систематически будет читать детям действительно интересные им рассказы, его ученики потянутся к книге. Наибольший интерес в этом возрасте вызывают рассказы о животных и ровесниках. Пятиклассникам можно почитать, например, «Муху с капризами» Грабовского, любую главу из книги Чаплиной «Мои воспитанники», в 6–7-х классах отлично идут «Эхо» Нагибина и совсем коротенькие рассказы Сарояна «Акробаты» и «Война», построенные на тонких психологических деталях. Разбудив интерес детей, очень нелишне первый раз отвести их «за руку» в школьную библиотеку. Ну а потом интересоваться тем, кто что читает, и терпеливо делать это из месяца в месяц, из года в год. Время для систематического чтения на уроках интересных художественных произведений можно найти, не затягивая слишком изучение программных произведений, а также взяв час от уроков русского языка. Грамотность от этого только повысится.

Но как же учить собственно грамотности?

Давайте вспомним, насколько грамотны были в старой России писари. А ведь многие из них были людьми малообразованными. Но, изо дня в день внимательно переписывая «казенные бумаги», писарь и сам становился грамотным – срабатывала зрительная память.

Систематическое внимательное списывание – один из главных шагов на пути к грамотности. Однако очень важно, чтобы текст был интересен для ребенка – иначе работа будет выполняться механически и потому с ошибками. Это может быть, например, любой выбранный ребенком отрывок из книги, которую он читает. Можно воспользоваться также моим сборником интересных текстов для работ по русскому языку «Веселые горошины» («Новая школа», 1995). Тут должно работать железное правило: ни одной ошибки при списывании (это достигается, впрочем, далеко не сразу). Хороший метод – зрительные диктанты.

Разумеется, правила тоже нужны. Иначе ребята не будут понимать логику правописания, да и процесс обучения будет замедлен. Но сама методика усвоения правил должна быть принципиально другой. Их вовсе не нужно специально заучивать. Самый естественный путь их усвоения мне представляется таким. Ребята на уроке списывают один интересный текст. Учитель по ходу дела иногда объясняет, почему в таком-то слове нужно писать такую-то букву, формулируя правило. При этом объяснения могут касаться разных частей речи. А так как главные орфограммы повторяются в любом тексте, то основные правила постепенно будут усвоены всеми. (Ведь ребята столкнутся с ними на каждом уроке.)

Следующий этап – подключение комментированного письма (отличный метод, которым блестяще пользуется С.Лысенкова).

Разумеется, время от времени учитель задает и упражнения по учебнику и использует игровые приемы.

К старшей школе при таком подходе учащиеся станут элементарно грамотными – и можно будет систематизировать знания.

Что касается обучения пунктуации, то тут вряд ли можно добиться успеха (если говорить об осмысленной постановке знаков препинания) без обучения правильной интонации при чтении, умению слышать эту интонацию за каждой запятой, точкой, за каждым вопросительным или восклицательным знаком. Если на уроках литературы и языка учитель не требует выразительного или хотя бы грамотного чтения, с паузами и повышением или понижением голоса в местах соответствующих знаков препинания, ученик вряд ли сможет овладеть пунктуационной грамотностью. (Кстати, «врожденная» пунктуационная грамотность бывает у детей, которым с раннего детства читали вслух выразительно и которые дома ежедневно слышали грамотную, выразительную речь.) В школе же ученик часто получает хорошую оценку за прочитанное наизусть без запинки стихотворение, если даже оно звучало не только невыразительно, но без всяких пауз и с пулеметной скоростью!

Как-то у меня был девятиклассник, который в предложениях с союзами когда и который неизменно ставил запятую после них. Я попросила его прочитать свои предложения с интонацией, соответствующей поставленным запятым. Как же смеялся Сергей вместе со всем классом, произнося: Когда (пауза), все было готово...», Это был эпизод который (пауза), заставил героя... Больше Сережа таких ошибок не делал. И, конечно, начинать работу над пунктуацией нужно не с 7–8-го классов, а по крайней мере с 5-го, параллельно с изучением орфографии. Методом опережения, по Лысенковой, ненавязчиво забегая вперед, как бы между прочим обращая внимание ребят на запятые в предложениях с что, чтобы, потому что, когда, который (это самые употребительные союзные средства). Считаю, что эти методы не только более результативны, но и более естественны с психологической точки зрения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru