Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Многоуважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Пишет вам самый обычный учитель самой обычной средней школы. Но необычным в этой ситуации является то, что школа, где я работаю, находится далеко за пределами нашей Родины – на территории Республики Казахстан, где дислоцируется воинская часть, к которой мы относимся. Ваша газета – единственный для нас (не считая методлитературы, приобретенной во время отпуска) источник вдохновения, кладезь творческих находок, а в определенных ситуациях и момент истины. Поэтому мне от чистого сердца хочется сказать вам огромное человеческое спасибо за труд, терпение, уважение к нам, за то, что облегчаете наш нелегкий труд. Ваша газета для меня – часть Родины, глоток родного воздуха; единомышленник, советчик, наставник, а иногда и подруга, с которой хочется поспорить... Большое спасибо всем-всем членам редакции за то, что с вашей газетой не бывает скучно и неинтересно!
К сожалению, у нас нет возможности делиться опытом с коллегами на семинарах, занятиях и т.д. Но ведь так хочется быть не просто учителем, а хорошим учителем! Я тоже стараюсь не отставать от вас, и сегодня мне хочется поделиться с вами маленькими удачами, которые приносят на уроке радость и мне, и моим детям. Не судите строго, ведь это мои первые шаги.
С уважением к вам и любовью к «Русскому языку»,

Светлана Вовк
г. Балхаш-9,
2003 г.

С.ВОВК,
г. Балхаш-9, Казахстан


Такие разные уроки!

5 класс

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Алиса встала на ц_почки, выт_нула шею и встретилась взглядом с _громным синим ч_рвяком.
Вместе с Алисой в пруду ок_зались В_робей и Орленок Ц_п-Ц_п.
Со временем ц_ферблат на стари_ых городских ч_сах потускнел, и Алиса с трудом см_гла разгл_деть, который ч_с.
Чай был с ц_трусовым ар_матом.
Алиса вспомнила, что это слово она встр_чала в энц_клопедии.
Теперь ее пальц_ стали толстыми и некрасивыми.
Шляпа своей формой нап_минала ц_линдр, такой Алиса вид_ла на стари_ой к_ртине.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, укажите проверочные слова.

щ_ки – ..., ч_рствый – ..., печ_нка – ..., ж_рдочка – ..., ж_лтый – ..., неч_тные – ..., ш_л – ..., щ_тка – ..., щ_лкать – ..., ж_лудь – ..., ш_пот – ... .

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.

Выр_стут, р_стения, выр_сли, зар_сли, пор_сль, отр_сль, р_стет, возр_ст, Р_стов, Р_стислав, р_сставание, р_сстояние, р_спись, р_списание, водор_сли, выр_щивание, прор_сти, недор_сль.

Задание 4. Определите, какие перед вами морфемы, и «соберите» из них слова.

С, за, вы, пере, рас, пре, раз, да, бег, сказ, к, ств, о, ние, а, ыва, ва, ть, тель.

(Одна ученица собрала 68 слов.)

РАЗВИВАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

1. Знаете ли вы историю происхождения чисел?
2. А когда они появились?
3. Тогда слушайте!
4. Древние люди, занимавшиеся собирательством и охотой, считали так: один, два, три и много.
5. Других чисел у них не было.
6. Потом им понадобился более точный счет.
7. В 1202 году Фибоначчи предложил индийскую систему счета: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
8. Как называется по-арабски ноль?
9. Сифр!
10. От этого слова и произошло название цифра.
11. Какие числа можно передать этими цифрами?
12. Единицы, десятки, сотни, тысячи, миллионы.
13. Что обозначало на Руси слово тьма?
14. Не знаете?
15. Тьма – это десять тысяч.
16. Отсюда и выражение тьма народу.
17. Запомните это!

Задание. Запишите номера:

1) повествовательных предложений;
2) вопросительных предложений;
3) побудительных предложений;
4) восклицательных предложений;
5) предложений, в которых есть и подлежащее, и сказуемое;
6) предложений с одним главным членом предложения – подлежащим;
7) предложений с одним главным членом предложения – сказуемым.

8 класс

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

Если утверждение верно, ставим 1, если утверждение неправильное – 0.

1. Слова, характеризующие состояние человека или окружающей среды, составляют особую группу – категорию состояния.
2. Иду на вы! – определенно-личное односоставное предложение.
3. Теперь рассветает рано. – Это предложение двусоставное.
4. Единицы синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст.
5. Береги честь смолоду. – Это двусоставное предложение.
6. Мне нравится гулять под дождем. – Это предложение односоставное, обобщенно-личное.
7. В предложении И буду славен я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит первое сказуемое – простое глагольное, второе – составное именное.
8. В предложении Красная площадь – сердце Москвы! подлежащее – площадь.
9. В предложении Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана следует ставить дефис при приложении.
10. Предложение «Ночь тиха» – назывное.

Ответ: 1 1 0 1 0 1 1 0 1 0

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ  «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1. Какое предложение не побудительное?

А. Шуми, шуми, послушное ветрило.
Б. Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
В. Проверь, пожалуйста, работу.
Г. Вы не знаете правил!

2. Какое предложение односоставное?

А. Есть на Волге утес.
Б. Буря мглою небо кроет.
В. Пруд как сталь.
Г. Нет места в моем сердце лжи.

3. Какое из подлежащих выражено словосочетанием?

А. Древний город ничуть не хуже современных.
Б. Синее море чайку качало.
В. Густые осинки загородили путь в лесную чащу.
Г. шел как-то раз мимо рощицы старик со старухой .

4. В каких предложениях простое глагольное сказуемое?

А. Я буду славить Русь.
Б. Ольга ставит завтрак на стол.
В. Журавль продолжал жалобно плакать.
Г. Он на радостях готов был любить весь мир.

5. В каком предложении инфинитив будет дополнением?

А. Мама просила купить молока.
Б. Бабушка продолжала вязать.
В. Скучать было некогда.
Г. Толковый словарь помогает понять значение слова.

6. В каком предложении несогласованное определение?

А. Книги продавала девушка с черными волосами.
Б. Стояли теплые погожие дни.
В. Лес кажется непроходимым.
Г. В начале осени солнце еще жарко.

7. В каком предложении следует поставить дефис при приложении?

А. Журнал «Разгадай-ка» скучать вам не даст.
Б. Кремль вырос на берегу Москвы реки.
В. Врач Иванова заболела.
Г. Москва столица нашей Родины.

8. В каком предложении нет обстоятельств?

А. Костер горел жарко, с треском.
Б. В избе было жарко.
В. Было жарко.
Г. Чужими руками хорошо жар загребать.

9. В каком предложении нельзя поставить запятую?

А. Вопреки ожиданиям ночь была теплой.
Б. Несмотря на позднее время в доме никто не спал.
В. Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.
Г. В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений.

10. Какое предложение определенно-личное?

А. Вы откуда родом будете?
Б. Нет возврата ушедшим годам.
В. Быть сегодня пурге.
Г. Садись рядом с нами.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Задание

Прочитайте оба текста. Ответьте на вопросы:

1. Что объединяет эти два текста?
2. Какой текст интереснее, понятнее и почему?
3. Определите стиль речи и тип второго текста.
4. Найдите и прочитайте описание в первом и втором тексте.
5. Выпишите из текста синонимы к словам заяц, летал, бежал.
6. Найдите антонимическую пару во втором тексте.
7. Выпишите словарные слова.
8. Перескажите второй текст подробно.

Текст № 1

Осень. Сентябрь. Небо чистое. Лес пожелтел. Трава привяла.
Я шел по дороге. Она вилась через поле. Вверху кружились ястребы. Один ринулся вниз. Выскочил заяц. Он побежал. Ястреб за ним. Почти догнал. Заяц ударил его ногами. Птица отскочила. Ушастый прибежал ко мне. Замер. Снова поскакал. Ястреб взмыл вверх. Потом снова за зайцем. Теперь русак спрятался за меня. Ястреб не сдавался и все кружился над нами. Заяц тоже не хотел стать его добычей.
Я пошел. Заяц за мной до самого леса. Ястреб летал над нами. До леса оставалось шагов десять. Заяц шмыгнул и скрылся. Ястреб остался ни с чем.

Текст № 2

Это было в сентябре. Стоял осенний погожий денек. Небо над головой было чистым и высоким. Вдалеке виднелся лес. Осень разукрасила его желтой, красной, оранжевой, багряной и бурой краской. Издали он казался золотым. Трава под ногами привяла и казалась неживой.
Я шел медленно по дороге, которая желтой змейкой вилась через поле сочной озими. Вверху надо мной кружили ястребы. Вдруг один резко ринулся вниз. Из груды сорняка(,) откуда ни возьмись(,) выскочил рыжий заяц. Он, завидев врага, молнией рванул к лесу. Но до него было далеко, а в поле спрятаться косому было негде. Ястреб погнался за зверьком. Теперь он был над ним всего в каких-то пятидесяти сантиметрах. Когда хищник уже почти настиг длинноногого, заяц вдруг лег на спину и со всех сил хлестнул задними длинными ногами ястреба. Птица от неожиданности взмыла вверх, потом снова бросилась на добычу. Заяц не растерялся и бросился мне под ноги. Ястреб не решался вновь напасть на него, так как боялся меня. Но он все продолжал кружить над нами. Я сделал несколько шагов вперед – заяц тоже. Он не отставал от меня ни на шаг. Так мы и продвигались в направлении леса: сначала я, потом косой, а над нами  – ястреб.
Когда до леса оставалось шагов десять, заяц покинул меня и пустился наутек. Ястреб остался без обеда. Он сделал прощальный круг надо мной и исчез в небесной выси.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Рапакс-Строй». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://rapax-stroy.ru/kosmeticheskiy-remont-kvartir, Вы можете не только узнать приблизительную цену планируемого Вами ремонта, но и в считанные минуты подать заявку на ремонт. Компания «Рапакс-Строй» поможет построить дачу или коттедж, а также осуществит косметический ремонт квартиры недорого. «Рапакс-Строй» предлагает высококвалифицированную помощь специалистов из России, Украины и Белоруссии, гибкую систему скидок (до 30 % от сметной стоимости работ), а также гарантию качества сроком на 3 года.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru