Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.ЕВГРАФОВА


Школьная жизнь глазами писателей и повторение пройденного

8 - 9 классы

То, что К.И. Прохоренко прав, когда призывает опираться на тематические группы при изучении орфографии, сомнения не вызывает. Скорее вызывает удивление, что эта истина (кстати, давно очевидная для любого преподавателя иностранного языка) нуждается в каком бы то ни было обосновании. Тем более что русисты, обращаясь на уроках к такому аспекту, как развитие речи, работают именно с тематически организованной лексикой (например, в № 43/2002 мы опубликовали очень симпатичные материалы Л.Г. Зазулиной, в которых тексты и упражнения группировались по темам: «Лес. Любовь к природе», «Осень», «Зима» и др.).
Представляется разумным обращаться к тематически организованной лексике не только при изучении, но и при повторении орфографических тем в старших классах. Если текст оказывается достаточно сложным, то, работая с ним, можно заодно повторить и пунктуацию. Кроме того, для ребят постарше важно, чтобы текст был не слишком наивным или нравоучительным. Хорошее лекарство от излишней «педагогичности» – юмор. А тема... Почему бы нам в преддверии Дня знаний не вспомнить о школе?
Предлагаем вашему вниманию подборку текстов. В этом номере вы найдете фрагмент третьей главы из знаменитой книги Корнея Чуковского «Серебряный герб». Этот отрывок, насыщенный различными орфограммами и пунктограммами, хорош для уроков повторения в 9-м классе или для разговора с восьмиклассниками о том, что они уже должны знать и что они будут изучать в ближайшие два года.

Преступление Зюзи Козельского

(По повести К.Чуковского)

Словарный диктант № 1: изъявительное наклонение, преувеличить, наотмашь, преступник, фальшь, нынче, впиваться зубами, кое-кто, сокращать, истерзанный, поглощать, возрождение, нелестный отзыв, наслаждение, неприступная крепость, быть настороже.

№ 1. Директор был немец: Бургмейстер. Как и многие обруселые немцы, он изъяснялся на преувеличенном русском языке и любил такие слова, как галдеж, невтерпеж, фу-ты ну-ты, намедни, давеча, вестимо, ай-люли.
Этим языком он владел превосходно, но почему-то этот язык вызывал во мне тошноту.
Распекал он очень долго, так как сам упивался своим краснобайством и даже наедине с каким-нибудь малышом-первоклассником произносил такие кудрявые речи, словно перед ним были тысячи слушателей.
Когда я приблизился к двери его кабинета, там уже стоял один «рыдалец». Это был распухший от слез, испуганный Зюзя Козельский.
Шестиглазый так энергично надвинулся на него всем своим корпусом, словно хотел вдавить его в стену. Несчастный не только спиною, но головою и пятками прижался к стене, пылко желая, чтобы стена проглотила его. Но стена была каменная, и Шестиглазый мог сколько угодно услаждать свою душу пустословием.
– Смею ли я верить глазам? – декламировал он, отступая на шаг и помахивая в такт своей речи какой-то измятой тетрадью. – Не обманывает ли меня мое зрение? Не мираж ли предо мною? Не призрак ли? Неужели это ты, Козельский, тот самый Иосиф Козельский, который еще в прошлом году был гордостью наставников, утехой родителей, радостью братьев, опорой семьи?..
В этом стиле он мог говорить без конца, подражая величайшим ораторам древности. Не меньше получаса терзал он Козельского, и только к концу этого получаса я понял, в чем заключается преступление Зюзи.
Преступление было немалое.

(221 слово)

Задания к отрывку № 1

1. Сравните слова: обруселый и обрусевший. Чем они отличаются? Как они образованы? Совпадают ли они по лексическому значению? Вспомните похожие пары: озверелыйозверевший, осоловелыйосоловевший (взгляд, человек). Как вы думаете, какой член таких пар является более современным? Как образованы слова горелый, угорелый, спелый, смелый? Как, по вашему мнению, развивалось их значение?
2. Приведите несколько примеров слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
3. Придумайте семь слов с приставкой при- и семь – с пре-. Какие значения имеет та или иная приставка в каждом из придуманных вами слов? Значение какой приставки обычно легче определить? Какая приставка не является исконно русской и из какого языка она заимствована?
4. Какой частью речи является слово почему-то?
5. Найдите грамматическую основу в предложении Это был распухший от слез, испуганный Зюзя Козельский.
6. Вспомните правило написания слов с разделительными твердым и мягким знаками. Проиллюстрируйте его примерами.

Словарный диктант № 2: объединение, полученные мной отметки – отметки получены вчера, у него было некрасивое лицо, превращение, не хочу видеть – увидевший меня человек – не увидел главного – он почти ничего не видит – ненавидящий всех человек, расстаться навек – это случилось на век раньше.

№ 2. Началось с того, что Зюзя получил на этой неделе целых две единицы – по каким предметам, не помню. Эти единицы были проставлены классным наставником Флёровым в его школьный дневник. И он должен был показать их отцу, чтобы тот подписался под ними. Но так как Зюзин отец, владелец ресторана у Воронцовского сада, грозился избить его за первую худую отметку, он(,) по совету своего товарища Тюнтина(,) переделал у себя в дневнике обе единицы на четверки. Дело было нетрудное. Отец Козельского не заметил обмана и подписался под фальшивыми четверками с большим удовольствием.
Но Зюзя был малоопытный жулик: когда ему пришлось превращать четверки «назад» в единицы (для предъявления классному наставнику), он так неумело стер лишние черточки перочинным ножом, что вместо них образовались две дырки.
Что было делать? Если классный наставник увидит ужасные дырки, лучше Зюзе не возвращаться домой. Нужно было скрыть следы преступления.
И вот вчера вечером(,) по совету того же Тюнтина(,) Зюзя решил похоронить свои единицы в глубокой могиле, из которой они не могли бы воскреснуть. Пробрался тайком в наш гимназический сад, выкопал под акацией ямку, не очень глубокую, так как почва была жесткая, кремнистая, и закопал там навеки свой многострадальный дневник.

(188 слов)

Задания к отрывку № 2

1. Найдите в отрывке сложные слова. Как они образованы? Какие другие типы сложных слов вы знаете? Приведите примеры.
2. Какое окончание в следующих словах: стер, началось, жулик, назад?
3. Найдите в отрывке краткие причастия. Расскажите об их правописании. Вспомните, каковы особенности правописания полных причастий и отглагольных прилагательных.
4. Вспомните сложности правописания глагольных окончаний.
5. Вспомните сложности правописания гласных в суффиксах причастий.
6. Используется ли сейчас слово худой в том значении, которое можно наблюдать в данном отрывке, в свободных словосочетаниях? А во фразеологизмах? Приведите примеры.

Словарный диктант № 3: мечтать об Италии, жить в волчьей стае, прекрасные перспективы, свидетель, принадлежать, неприветливый, не узнавать – оставаться неузнанным – идет, не узнавая знакомых, чинно шествовать – шефствовать над соседним госпиталем.

№ 3. Он был уверен (и в этом убедил его Тюнтин), что, чуть он заявит о пропаже своего дневника, ему тотчас же выдадут новый, без единиц и двоек, без замечаний и клякс, и тогда он начнет новую, светлую, прекрасную жизнь.
Был лишь один свидетель этих тайных похорон дневника: пес Эсхил(,) ньюфаундлендской породы. Эсхил принадлежал Шестиглазому. Шестиглазый каждое воскресенье прогуливался с Эсхилом по приморской аллее с незажженной сигарой во рту. У Эсхила были добрые, человечьи глаза. Они глядели на Зюзю с братским сочувствием.
И этот-то ласковый пес, так приветливо вилявший своим добрым хвостом, предал Зюзю, как последний подлец.
Чуть только Зюзина работа была кончена и Зюзя удалился счастливый, собака разрыла своими добрыми лапами могильную насыпь, схватила зубами похороненный под нею дневник и, не понимая всей безнравственности своего поведения, побежала прямо к Шестиглазому, замахала добрым хвостом и положила добычу к ногам повелителя.
Теперь этот дневник находился в левой руке Шестиглазого, вымазанный землею, измятый и рваный. Шестиглазый изящно помахивал им перед носом Козельского, угрожая преступнику чуть ли не Сибирью.

(164 слова)

Задания к отрывку № 3

1. Есть ли окончание в следующих словах: теперь, этих, жизнь, двоек? Если есть, то какое?
2. Найдите в отрывке все причастия и причастные обороты. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
3. Найдите в отрывке все деепричастия (деепричастные обороты). Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
4. Найдите в отрывке примеры слов с непроизносимыми согласными.
5. Вспомните правила правописания частицы не с различными частями речи.
6. Какие существуют сложности в правописании окончаний существительных?

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru