Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.М.ЕВГРАФОВА


Повторяем, подводим итоги...

8 - 9 классы

В начале года всегда приходится реанимировать почившие в бозе навыки письма, активизировать знания, основательно подзабытые за лето, вновь систематизировать их, поскольку в процессе забывания они превращаются из цельной картинки в рассыпанный и частично растерянный паззл. Начало 9-го класса – это непременное повторение и обобщение изученного о синтаксисе простого предложения и подготовка к углублению в дебри сложного. Вот пример небольшой работы, которая поможет вспомнить материал 8-го класса.

1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки и раскрывая скобки.

Те из моих читателей которые не ж_вали в деревнях не могут себе во_бразить что за прелесть эти уез_ные барышни! Воспитан_ые на чистом воздухе в тени своих садовых яблонь они знание света и жизни почерпают из книжек. Уед_нение свобода и чтение рано в них разв_вают чу_ства и страсти (не)извес_ные ра_се_н_ым нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже пр_ключение поездка в ближний город пол_гает_ся эпохою в жизни и пос_щение гостя оставляет долгое иногда и веч_ное воспом_нание. Конечно всякому вольно смеят_ся над некоторыми их стран_остями но шутки поверхнос_ного наблюдателя (н_)могут ун_чтожить их существен_ых досто_нств из коих главное особен_ость характера самобытность без чего по мнению Жан-Поля (н_)существует и человеческого величия. В столицах жен_щины получают может быть лучшее образование но навык света скоро (з,с)глаж_вает характер и делает души столь же однообразными как и головные уборы. Сие да будет сказан_о не в суд и не во осуждение однако ж nota nostra manet* как пишет один старин_ый ком_ентатор.

(А.С. Пушкин)

2. Ответьте на вопросы и выполните задания.

а) Сколько в отрывке сложных предложений? А простых (не считая тех, что входят в состав сложного)? А всего простых (считая те, что входят в состав сложного)?
б) Найдите грамматические основы в первом предложении отрывка.
в) Выпишите из текста все вводные слова и выражения.
г) Выпишите из текста все определительные обороты и объясните причины их обособления/необособления.
д) Каким членом предложения являются однородные члены особен_ость характера самобытность?
е) Какое окончание в слове яблонь?
ж) Выпишите из отрывка все сравнительные обороты.
з) Есть ли в отрывке безличные предложения, и если есть, то сколько их? Отметьте их звездочкой.
и) Выпишите из отрывка все конструкции с однородными членами.
к) Найдите в тексте соединительный союз и, не связывающий однородные члены. Какова его функция в предложении?
л) Какие еще сочинительные союзы встречаются в отрывке? Каковы их функции?
м) В какой функции слово и выступает в таких примерах:

<...> оставляет долгое иногда и веч_ное воспом_нание; <...> без чего по мнению Жан-Поля (н_)существует и человеческого величия; <...> столь же однообразными как и головные уборы <...>?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

а) Соотношение сложных и простых предложений в отрывке – 5:2. Всего простых предложений, включая простые в составе сложного, – 17 (3+1+1+3+4+2+3).

в) Вводные слова и выражения: конечно, по мнению Жан-Поля, может быть.
г) Определительные обороты: воспитанные на чистом воздухе(,) в тени своих садовых яблонь (обосабливается, так как относится к личному местоимению они); неизвестные рассеянным нашим красавицам (обосабливается, так как стоит после определяемого слова).
д) Слова особенность характера, самобытность являются однородными сказуемыми (именные части); подлежащее в этом неполном предложении опущено, оно восстанавливается по контексту: достоинство.
е) В слове яблонь нулевое окончание.
ж) В отрывке один сравнительный оборот: как и головные уборы. Другой претендент на данную «должность» – как пишет один старинный комментатор – является сравнительным придаточным предложением.

и) Однородные члены: 1) на воздухе, в тени; 2) света и жизни; 3) уединение, свобода и чтение; 4) чувства и страсти; 5) долгое, вечное; 6) особенность, самобытность; 7) сглаживает и делает; 8) не в суд и не во осуждение.
к) В предложении <...> и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание соединительный союз и соединяет простые предложения в составе сложного.
л) Кроме соединительного союза и, в тексте есть противительные союзы но и однако (ж). Все они соединяют простые предложения в составе сложного.
м) В первом и втором случаях и является усилительной частицей, во втором – присоединительной, которая примыкает к сравнительному союзу как, образуя вместе с ним и соотносительным словом единую смысловую конструкцию столь же... как и.


* Наше замечание остается в силе (лат.).

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «Страна советов». Перейдя по ссылке http://strana-sovetov.com , Вы можете не просто получить полезный совет по интересующей Вас тематике, но и узнать новости кино и шоу-бизнеса, пройти психологический тест или свериться с календарем праздников на этот год. Также редакция сайта «Страна советов» делает обзоры на популярные телесериалы и книги, пишет отзывы на новинки косметики и бытовой техники.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru