Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2003

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Попробуем их убедить...

«Описанием картин» занимается на своих уроках учитель рисования одной из московских школ Владимир Николаевич Батасов. Нам было интересно узнать, что думает о такого рода заданиях художник, хорошо знающий, как создаются живописные полотна.

«Русский язык». Владимир Николаевич, в чем разница между традиционным описанием картины и тем, которому Вы пытаетесь научить ваших ребят?

Владимир Николаевич: Думаю, прежде всего в том, что на моих уроках больше внимания уделяется техническим приемам, которыми пользуется художник, добиваясь того или иного эффекта. Хотелось бы, чтобы ученик понимал и умел объяснить, насколько важную роль играет, скажем, освещение в картине «Иван Грозный и сын его Иван».

«Р.Я.». А что, по-вашему, является главным в описании картины?

В.Н. Главное, конечно же, не механическое перечисление изображенных предметов и не бездумное восхваление кого-либо из прославленных живописцев. В идеале школьник должен научиться смотреть картину, то есть постигать мироощущение Ван Гога, Серова или Малевича.

«Р.Я.». Как Вы считаете, можно ли научить кого-то понимать красоту?

В.Н. О.Уайльд писал: «Красота выше Гения, поскольку не требует понимания». И действительно, как объяснить красоту? А ведь то, что необъяснимо, не может быть понято. Но, с другой стороны, подготовленный зритель имеет возможность получить более полное представление о картине. Он оценит нюансы колорита, заметит детали, ускользающие от человека, чуждого искусству. Так что, если нельзя научить понимать красоту, можно помочь кому-то испытать более глубокие и, следовательно, более высокие чувства от соприкосновения с произведениями мастеров.

«Р.Я.». А что Вы можете сказать об особенностях детского восприятия картины?

В.Н. Помню, на одном уроке я показывал детям портрет какой-то знатной дамы. Рассказываю о парадном портрете, об идеале красоты в XVIII веке. Внезапно слышу, как девочка шепчет соседу по парте: «Ф-фу, уродка какая-то!». И знаете, эта эмоциональная искренняя реплика все-таки лучше равнодушного: «Да-а, хорошая картинка». Ведь зачастую ученик пытается схитрить, сказать или написать то, чего от него ждут, а не то, что он думает в действительности.

«Р.Я.». Все мы знаем, что школьники мало читают, не ходят в музеи и т.д. Может быть, мы прикладываем мало усилий, чтобы привить им любовь к искусству?

В.Н. Мы слишком много прикладываем усилий, чтобы заставить детей любить искусство. Помните, в фильме Козинцева Дон Кихот кричит каторжникам: «Я заставлю вас быть благодарными!». Финал этой сцены, как Вы знаете, был весьма плачевный. Мне кажется, лучше убедить ребенка в том, что, изучая произведения литературы или живописи, он открывает в себе нечто новое, сокровенное, начинает тоньше чувствовать, более осмысленно воспринимает жизнь... Дело за немногим – нужно найти способ, как это сделать.

«Р.Я.»: Большое спасибо, Владимир Николаевич. Хотим пожелать Вам, чтобы ваши поиски увенчались успехом.

В.Н. Спасибо Вам. Не сомневаюсь, что ваша газета поможет в этом мне и другим учителям.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru