Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2003

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Е.И. МЕТУШЕВСКАЯ,
школа № 3, пос. Нахабино,
Московская обл.


Интегрированные уроки:
русский язык и литература

Работа с текстом

5 класс

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. На первый взгляд так действительно кажется. В истории преподавания русского языка, например, в 60–70-е годы работа с текстом на уроке тоже имела место. Правда, этот текст часто был рассредоточен и представлен в виде отдельных предложений. Тематика текста могла быть и общественно-политической, и воспитательной, или это был отрывок из художественного текста.
Однако работа с текстом не носила речеведческого характера, внимание акцентировалось в основном на вопросах правописания. Именно поэтому от самостоятельного текста как отвлекающего фактора отказывались.
Овладение языком на всех уровнях, изучение строя языка, его структуры, речевая деятельность, многосторонняя работа с текстом – задачи сегодняшнего дня. Их решение позволяет вызвать у учащихся глубокий интерес к изучению родного языка, помогает им увидеть, что он действительно «велик и могуч», дает возможность «дойти до самой сути»... Кроме того, ученики овладевают умением самостоятельно проводить лингвистический и литературоведческий анализ, а в связи с этим видеть контекст, стилистические приемы писателя, строить свой текст, основываясь на образцах – от подражания до собственного творческого поиска.
Невозможно не почувствовать, что в школу пришли новые веяния. И теперь проблема в другом: как сделать эту работу не эпизодической, а целенаправленной и систематической? Над этим работают многие учителя, заботясь о развитии творческого воображения учеников, понимании ими поставленных задач. Поэтому работа с текстом проводится на многих уроках русского языка, литературы, развития речи, словесности начиная с 5-го класса.
Так, например, на уроках литературы в 5-м классе при изучении повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» мы берем несколько строк из 1-й главы, описывающих обстановку, в которой будет протекать действие, и выясняем, с помощью каких художественных средств создан этот текст. Ученики уже знакомы со всеми частями речи и глагольными формами, в основном умеют распознавать их, видеть их роль в тексте.

Текст 1

Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали.

БЕСЕДА

  • Попытаемся увидеть картину вечера. Смогли бы вы ее нарисовать?
  • Что вы можете сказать о месте, где будет происходить действие? Какое оно? Привлекательное или непривлекательное?
  • Что помогает вам «увидеть» это?

Ученики находят ключевые слова, словосочетания, предложения: звонкая песня лилась рекою, блеск чистого вечера, выливать веселье в звуки, задумавшийся вечер, вечер обнимал синее небо, сумерки.

Вывод. Зрительные образы создают не только прилагательные: звонкая, чистый, синее, – но и существительные: блеск, веселье, вечер, небо, даль, сумерки, песни; причастие задумавшийся, деепричастие преображая и глаголы лилась, выливать, обнимал; эти слова дают возможность угадать скрытую от поверхностного взгляда читателя прелесть майского вечера. Объясняя выбор слов писателем, сделаем попытку заменить их синонимами (блеск – сияние, лилась – неслась, задумавшийся – тихий...). Таким образом обращаем внимание на значение каждой части речи в описании. Ученики начинают понимать, что такое контекст, видеть авторскую позицию (Гоголь наслаждается этим дивным вечером), учатся выразительно читать текст, находя для этого нужные интонации.

  • Как ведут себя в тексте глаголы?

Все глаголы в данном отрывке несовершенного вида и употреблены в прошедшем времени; обозначая происходящее в настоящем, они указывают не на мгновенное, а на длительное протекание действия, процесс в его движении. Отсюда живописность и изобразительность глагольных форм. Выпишите все глаголы и глагольные формы: лилась, утомленные, собирались, выливать, задумавшийся, обнимал, превращая, утихали. Кажется, что глаголов в этом тексте больше, чем прилагательных. Проверьте, так ли это.

  • Почему веселье выливается "в звуки, всегда неразлучные с унынием"?

Пятиклассники находят ответ даже на такой, казалось бы, непростой вопрос. В песне изливается душа человека, а душа всегда стремится к чему-то большему, чем мгновенность веселья, тем более что и вечер задумавшийся, а человек и природа – это гармония: человек не может не думать о вечном, о своем бытии, иначе он не ощутит и красоты мироздания.

  • О чем говорят прилагательные?

Для того чтобы лучше представить, какие образы созданы автором при помощи прилагательных, выпишите их вместе с существительными.

Звонкая песня, чистого вечера, синее небо.

Но песня не только звонкая, она в то же время нежная, ведь она лилась...
Далее находим выразительные средства языка, которые помогают автору вызвать у читателя определенные чувства, настроить на нужное восприятие. Это и эпитеты, и метафоры, и олицетворение.
Объясняем и роль 1-го предложения: оно задает тон всему произведению, создает лирический настрой, готовит к поэтическому восприятию всего текста.

Вывод. Дети начинают понимать взаимосвязь между содержанием и формой произведения, убеждаются, что, создавая текст, необходимо тщательно работать над словом, словосочетанием и предложением, что художественно-изобразительные средства языка позволяют ярче выразить основную мысль произведения.
Дома ученики просматривают заданный для чтения текст, находят интересные места, составляют вопросы для одноклассников «на засыпку», так они учатся всматриваться и вдумываться в содержание текста.

Полезно для развития творческого воображения при изучении отрывка из II главы этого же произведения («Знаете ли вы украинскую ночь?») задавать вопросы грамматико-стилистического содержания, таким образом ребенок сможет глубже проникнуть в поэтику произведений Н.В. Гоголя.

Работая на уроках русского языка по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, особенно при изучении употребления отдельных частей речи в тексте, ученики яснее осознают взаимосвязь между содержанием и языковыми средствами.

Текст 2

СИЛАЧ

Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб и, мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой, и сам, совершенно белый, показался на свет.

(М.М. Пришвин)

В тексте только одно прилагательное, обозначающее цвет, – белый, а мы видим яркую картину, потому что земля, разрыхленная муравьями, черная, брусника красная, а листья зеленые, хотя писатель и не пишет об этом. А название «Силач» включает и сравнение, и слегка ироническое любование: гриб, который легко сломать в руке, может раздвинуть крепкие корни, поднять вверх целый свод с брусникой. Как не остановиться и не задуматься над этой загадкой природы! Всего одно предложение, – а это текст*, – и такой простор для размышлений: чуть ли не каждое слово будит мысль.

В разделе этого учебника «Речь» наряду с другими помещен удивительный текст Ю.Казакова (упражнение № 414). Дадим ему условное название «Август на севере».
В заданиях к упражнению № 415 есть интересные вопросы. Хочется остановиться на некоторых, проясняющих авторскую позицию.

  • Любит ли автор бывать в северном лесу?
  • Какими языковыми средствами раскрывается отношение автора к предмету речи, выражается его оценка окружающей среды?

Ищем ключевые слова, словосочетания, предложения. И ученики понимают, что выходить рано в лес не только охотиться и собирать грибы, а просто переходить с поляны на поляну, смотреть на белые ромашки, сидеть неподвижно на берегу озера и следить за утками одними глазами, не поворачивая головы, цепенеть и воспринимать все как сквозь сон можно лишь тогда, когда ты переполнен чувствами радостного общения с природой.
Риторические восклицания, повторы, умение автора задержать наше внимание на отдельных описаниях будят воображение, и мы вместе с ним начинаем любить то, что любит он.
Определяя поэтическую интонацию речи, учащиеся решают, что читать нужно сдержанно, но вместе с тем передавая восторг перед природой. И чтение их товарища после такой беседы неожиданно удивляет их всех, и сам он вдруг понимает, что сегодня его внимательно слушают.

Учить детей удивляться, видеть необычное в кажущемся обычном – значит учить их процессу творчества, у детей развивается воображение, они учатся ценить слово и постепенно приобретают умение владеть им.


* Автор справедливо утверждает, что и одно предложение может представлять собой текст, вопреки распространенному школьному подходу. – Ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru