Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/2003

Я ИДУ НА УРОК

Т.Д. ФЕДОРИЩЕВА,
г. Москва


Фрагмент урока-повторения по теме: «Сложноподчиненные предложения»

9 - 10 классы

1. Проверка знаний с элементами пропедевтики (структура сложного предложения).

На доске:

Ученик у доски заполняет таблицу, давая определение сложносочиненного (СС), сложноподчиненного (СП) и бессоюзного (БС) предложения. Учитель рассказывает о сложных предложениях с различными видами связи. Далее ученик определяет вид предложения по схемам:

1. [ ], [ ].
2. [ ], (что...).
3. [ ], однако [ ].
4. [ ], однако [ ], (что...).

Учитель показывает, что под номером 4 приведена схема сложного предложения с разными видами связи – сочинительной и подчинительной.

2. Актуализация знаний (цифровой диктант).

Детям предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если ученик отвечает утвердительно – «да», он ставит «1», если же он с утверждением не согласен – «нет», он ставит «0».

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

3. Забавный числовой диктант (интегративный подход).

Выполните следующие действия:

1. От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем.

3 – 2 = 1

2. К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.

5 + 2 = 7

3. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее.

(1 + 2) х 3 = 9

4. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

3 х 3 + 3 = 12

5. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел.

3 х 3 = 9

6. Суммируйте полученные ответы. Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С. Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?

1837 – 38 = 1799

4. Концентрация внимания.

1

7

11

8

15

6

17

3

13

1

19

10

20

9

14

5

16

18

2

21

4

12

2

ь

у

т

а

ш

о

е

а

п

е

к

ш

ы

з

е

х

ч

л

ь

щ

д

Задание. Определите закономерность, которая связывает эти таблицы. Что у вас получилось? В таблицах зашифровано предложение Плещешь ты куда захочешь. Определите вид сложного предложения и тип придаточного.

5. Задание на понимание терминов.

Дополните термины, используемые в грамматике и фонетике. (В скобках даны ответы, звездочками отмечены дополнительные вопросы.)

1. Второстепенные и главные (члены предложения).
2. Самостоятельные и служебные (части речи).
3. Совершенный и несовершенный (вид).
4. Деепричастный и сравнительный (обороты).
* (Каким членом предложения являются?)
5. Дательный и предложный (падежи).
*(Какие существительные имеют окончание в этих падежах?)
6. Односоставные и двусоставные (простые предложения).
7. Гласный и согласный (звуки).
8. Краткие и полные (прилагательные, причастия).
9. Вопросительная и восклицательная (интонация).
10. Одиночные и распространенные (второстепенные члены предложения).

6. Развиваем сообразительность.

На доске:

... кроет,
... крутя;
... завоет,
... дитя.

Ученики устно воспроизводят отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Вопросы

1. Что вы можете сказать о склонении существительного дитя?
2. К какому виду относится это предложение? Докажите.
3. Чем осложнены простые предложения, входящие в состав сложного?

7. Развиваем внимание.

Задание. Составьте предложения из частей, данных вперемешку в двух столбиках; запишите их; начертите схемы, определите тип придаточных предложений.

8. Вопросы на обобщение.

1. Какое определение вы можете дать сложноподчиненным предложениям?
2. В чем состоит их отличие от сложносочиненных предложений?
3. Какие виды придаточных вы можете назвать?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru