Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2003

ПОДСПОРЬЕ

Н.И.КУРОПАТКИНА,
г. Самара


Предупреждение ошибок в написании корней

5 - 6 классы

При изучении орфографии нередко встречаются внешне сходные или близкие, но не одинаковые явления, которые ученики не всегда различают, смешивая их, а это неизбежно приводит к ошибочным написаниям. Путем сопоставления внешне сходных явлений мы помогаем ученикам установить осознанные, правильные соотношения между лингвистическими единицами, те самые соотношения, систему которых и представляет наша орфография. Ведь орфография и есть не что иное, как «система соотношений одних написаний с другими родственными и противоположными написаниями» (Н.С. Рождественский). И дифференцирующие написания – это не отдельные случаи, а целая система написаний. Однако проблема осмысления и отбора лингвистического материала с точки зрения его дифференциации остается пока нерешенной.

Преобладающими среди дифференцирующих написаний, пронизывающих нашу орфографию, являются случаи неразличения и смешения между собой корней. Такие написания могут быть освоены, если учитель организует их изучение на основе сравнения.

С целью предупреждения ошибок, связанных с написанием совпадающих в произношении корней, которые различаются одной корневой гласной и смешиваются учащимися в результате неумения производить лексико-семантический анализ слов, для специального изучения следует выделить такие корни: бычок, бачок и бочок, свела и свила, увидеть и увядать, даю и дою, домовой и дымовой, далекий и долина, угадать и угодить, овевать и овивать, приведение и привидение, выжать и выжить, проживать и прожевать, оземь и озимь, кленок и клинок, расколоть и раскалить, покорить и покарать, укротить и сократить, коток и каток, выкопать и выкупать, лавина и ловить, лепить и прилипать, слезать и слизать, леса и лиса, маховик и моховик, мелок и милок, мечи и мячи, примерять и примирять, умолять и умалять, нагой и ногой, заплатить и сплотить, песцы и писцы, выпеченный и выпяченный, запевать и запивать, выполоть и выпалить, отпороть и отпарить, выпытать и выпутать, редеть и рядить, сама и сома, иссекать и иссякать, осенить и подсинить, посветить и посвятить, посидеть и поседеть, своя и свая, настегать и настигать, стачать и сточить, теснить и тиснить, тенистый и тинистый, потирал и потерял, отощать и оттащить, хвостатый и хвастун, чистота и частота, вышел и вышил, щетина и щиты, щипать и отщепить.

Имея список корней, смешиваемых учащимися при написании, учитель может организовать целенаправленную работу по предупреждению смешения корней, связанного с формированием умения дифференцировать данные языковые явления. Задания к этим упражнениям нацеливают на выбор нужной морфемы. Приведем некоторые примеры к упражнениям, которые помогут ученикам разграничивать корни, совпадающие в произношении.

1) свела или свила?
В нашем доме над балконом ласточка гнездо св_ла
И своим веселым писком всех жильцов с ума св_ла.

2) угадать или угодить?
У_ить хотел я маме. У_ать ее желанье.

3) -дал- или -дол-?
Высокие горы стоят на пути.
Но так нас манила _ина _екая,
Что горы и лес смогли мы пройти!

4) домовой или дымовой?
В _овой трубе на крыше
_овой стихи нам пишет.

5) выжали или выжили?
Тренеры из нас все соки вы_ли.
Удивляемся: как мы все вы_ли?

6) оземь или озимь?
Стукнулся зайчишка о_ – и стремглав помчался в о_.

7) накалить или наколоть?
На_оть дрова бы в срок – на_ить бы чугунок.

8) покарать или покорить?
По_ить чудо-юдо решило город непокорный.
По_ать его решил Иван проворный.

9) кленок или клинок?
Под окном растет _ок. Каждый листик – как _ок.

10) -сид- или -сед-?
Бабушка немного с внуком по_ела
И за это время чуть не по_ела.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru