Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2003

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Словосочетания и простые предложения
Виды сказуемых

8 класс

Урок рассчитан на 2 часа; работа проходит в различных режимах: коллективно, в группах, индивидуально. Его можно провести и как итоговый после изучения темы, и в качестве зачетного в конце года.

ХОД УРОКА

1. Словарный диктант. Учитель диктует словарные слова, ученики должны с ними составить словосочетания (работа по вариантам: первое слово – 1-й вариант, второе слово – 2-й и т.д.), указать главное слово в словосочетаниях.

Ровесник, сверстник, президиум, президент, привилегия, преследовать, преследование, специальность, профессия, сигнал, регулировать, подвиг, героизм, мужество, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция, идеал, диплом, свидетельство, аттестат, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, легендарный, маршрут, удивлять, поражать, театр, репетиция, режиссер, большинство, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация, комиссия, комитет, воплотить, выразить, осуществить.

2. Повторение теории. На доске записаны примеры. Нужно соединить словосочетания левой колонки со словом, обозначающим способ связи, указанный в правой колонке.

Умный ответ

красивым почерком
решать задачи

по-весеннему холодно
сок березы

гореть на костре
прекрасно отвечать

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

3. Ученики отмечают по одному словосочетанию на каждый вид связи из своего словарного диктанта.

4. Ученики, успевающие на тройки, делятся на группы по 3–4 человека. Они выполняют работу по тестам К-3 – К-5, затем обмениваются заданиями. После выполнения их идут взаимопроверка и объяснение выбранных ответов. В случае разногласий обращаются к консультанту или учителю.

Ученики, успевающие на четверки и пятерки, выполняют работу по карточкам К-1 или К-2.

Карточки с тестами

К-1. Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Суда во врем_на Колумба (не)могли совершать очень длительные плавания в открытом мор_.
2) Смертельный голод и жажда порой угр_жали мор_кам и при обычных плаваниях по хорош_ уже извес_ным м_ршрутам.
3) Это были деревя_ные парусники с (много)числе_ным эк_паж_м.
4) Иначе с парусами (не)справиш_ся.
5) Они (не)вмещали достаточного ко_личества пресной воды и провианта.
6) Предприятие генуэз_кого мор_хода требовал_ отча_ной смелости.
7) А тут пр_дстоял д_лекий (не)извес_ный путь.

(Правильный вариант: 1, 5, 3, 4, 2, 7, 6.)

1. Определите тип речи текста. Докажите свое мнение.
2. Выпишите по одному словосочетанию с управлением, согласованием и примыканием.
3. Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым.
4. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.
5. Укажите номер односоставного предложения и укажите его вид.
6. Произведите синтаксический разбор предложения с однородными подлежащими.
7. Подберите синонимы к слову провиант.
8. Какие контекстуальные синонимы использует автор в тексте?
(Суда – парусники, моряки – экипаж, Колумб – генуэзский мореход, предприятие – плавание.)
9. Выпишите однокоренные слова и разберите их по составу.
10. Выпишите из первых двух предложений служебные части речи и назовите их.
11. Найдите номер предложения, в котором не со словом может писаться раздельно. Приведите пример такого написания.

К-2. Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст. Какое предложение здесь лишнее? Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) При помощи (остр_)умных соображений Аристотель док_зал (шар_)образность Земли.
2) Своим автор_тетом Аристотель на много веков закр_пил ложное мнение что Земля (не)подвижный центр Вселе_ной.
3) Он утверждал что лу_ные затмения происход_т когда Луна попада_т в тень отбрасыва_мую Землей.
4) Таким путем Аристотель пр_шел к выводу что Земля безусловно (шар_)образна и что (шар_)образны (по)видимому все небесные тела.
5) И сама Луна имеет выпуклую скорее всего (шар_)образную форму.
6) На диск_ Луны мы вид_м край земной тени всегда круглым.

(Правильный вариант: 1, 3, 6, 5, 4.)

1. Определите тип речи текста.
2. Выпишите по одному словосочетанию с управлением, согласованием и примыканием.
3. Укажите номер предложения, в котором есть вводное слово.
4. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.
5. Укажите номер предложения с обособленным определением.
6. Укажите предложение(я), где ставится тире между подлежащим и сказуемым.
7. Определите способ связи предложений 1 и 2 в правильном тексте. (Местоимение.)
8. Подберите синоним к слову ложное (мнение).
9. Произведите синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с однородными придаточными.
10. Выпишите однокоренные слова и разберите их по составу.

Карточки-тесты для групповых заданий

К-3

1. Найдите в словосочетаниях вид связи – примыкание.

а) думал уйти
б) участвовать в поиске
в) поиски неизведанного
г) доблестный труд
д) стоял молча
е) из трех книг

2. Укажите побудительное предложение.

а) Я не помню утра более ясного и свежего.
б) Соловья баснями не кормят.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Чужим умом не проживешь.

3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

а) Листва березовой аллеи была вся прозрачна.
б) Несколько казаков обступили Савельича.
в) Подойти к двери было страшно.
г) Отец с родными братьями шел по полю.

4. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

а) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла.
б) Парус белый из тумана начинает выплывать.
в) Мы будем говорить с тобою до рассвета.
г) При блеске солнца огонь был красив.

К-4

1. Найдите в словосочетании вид связи – управление.

а) встретить нас
б) поворот налево
в) учить уроки
г) вдохновенно трудиться
д) в туристском походе
е) постоянные заботы

2. Укажите повествовательное предложение.

а) Люблю тебя, Петра творенье!
б) А вы любили когда-нибудь?
в) Любите нас, хороших, добрых, милых.
г) Любовь моя, приди ко мне, приди!

3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а) Отъезжающие вошли в вагон.
б) Бывалые и старые поучали молодых.
в) Несколько провожающих стояли у вагона.
г) Встречающие, пройдите на второй путь.

4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Он оказался очень смелым.
б) Я буду решать задачи.
в) Жить – Родине служить.
г) Ты обязан хорошо учиться.

К-5

1. Найдите в словосочетании вид связи – согласование.

а) в новых условиях
б) полный решимости
в) очень смешной
г) желание петь
д) езда верхом
е) кто-то из учеников

2. Укажите риторический вопрос.

а) Да ведь фуражка на голове у вас?
б) Знаете ли вы украинскую ночь?
в) Отчего ж ты у меня не спросишь?
г) К чему опять ты мрачна?

3. Найдите предложения, в которых верно выделено подлежащее.

а) Не то удивление, не то испуг притаилось в его глазах.
б) Мне не спится.
в) Высшая форма законченности – круг.
г) Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

4. Укажите предложение, в котором верно выделено сказуемое.

а) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
б) Все просили ее спеть.
в) Абстрактная живопись стала притчей во языцех.
г) Мы не сможем выступать с концертом на этой неделе.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru