Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2003

Я ИДУ НА УРОК

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Чернянинский р-н,
Белгородская обл.


Синонимия времен и наклонений глагола.
Употребление инфинитива в значении различных наклонений

10 класс

Цели урока: раскрыть синонимические возможности времени и наклонения глагола, продемонстрировать способность инфинитива употребляться в значении различных наклонений; содействовать обогащению и развитию речи школьников.

Эпиграф урока: «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А.Ефимов)

ХОД УРОКА

I. Теоретическая часть урока

Учитель. В русском языке широко распространено такое явление, как синонимия – совпадение основного значения единиц (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске). Синонимичными могут быть морфемы, слова, синтаксические конструкции, фразеологические единицы. В речи нередко одно наклонение или время употребляется в значении другого. Сегодня мы рассмотрим основные случаи синонимичного употребления наклонения и времени, а также поговорим об употреблении инфинитива в значении различных наклонений. Вспомним: что такое наклонение глагола? Какие наклонения вы знаете?

Ученик. Наклонение выражает отношение действия или состояния к действительности с точки зрения его реальности и ирреальности (желательности, необходимости или возможности).
Мы употребляем изъявительное наклонение, когда хотим показать, что считаем действие вполне реальным (оно уже произошло, происходит в данный момент или может (должно) произойти). Изъявительное наклонение, в отличие от других наклонений, имеет формы времени.
Повелительное наклонение выражает просьбу, приказание говорящего или побуждение к совершению действия.
Сослагательное наклонение обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное.

Учитель. Верно! Проанализируйте следующие примеры, определите наклонение глагола и скажите, в значении какого наклонения оно употребляется.
Ты сейчас же сознаешься во всем. И сделаешь это как можно быстрее. Ну, пошел, пошел быстрее! А теперь все сели и молчат, понятно?

Ученик. Изъявительное наклонение употреблено в значении повелительного, используются формы прош. вр. (пошел, сели), 2-го лица буд. вр. (сознаешься, сделаешь), 3-го лица наст. вр. (молчат).

Учитель. Изъявительное наклонение в значении повелительного обычно употребляется для выражения приказания, не допускающего ни возражений, ни отказа. Подтвердите сказанное примерами.

Ученики. Ты сегодня с утра съездишь на рынок и купишь клюквы. Вы сейчас же сбегаете на огород и принесете свеклы.

Учитель. Верно! А теперь проанализируйте следующий пример: Споемте, друзья, ведь завтра в поход, уйдем в предрассветный туман. (Чуркин) Определите наклонение глаголов. В значении какого наклонения употребляется изъяв. наклонение? Что при этом выражается?

Ученик. Изъявительное наклонение в значении повелительного может употребляться для побуждения к совместному действию. Подлежащее в таких предложениях отсутствует. Глагол стоит в 1-м лице мн. ч.

Задание 1. Запишите следующие примеры. Определите наклонение глаголов. Замените синонимическими конструкциями. Сохраняют ли глаголы свою побудительную направленность?

Щепотки волосков лиса не пожалей (если бы не пожалела, значение условия), остался б хвост у ней. (И.Крылов)

  • Им – бал, а батюшка таскайся (должен таскаться, вынужденное действие с модальным оттенком долженствования) на поклон. (А.Грибоедов)

  • Как волка ни корми (хоть как кормил бы, значение уступки), он все в лес смотрит. (Пословица)

  • Будь (если бы были, значение условия) вы там, этого бы не произошло.

  • Приди (если бы пришел, значение условия) я часом позже, ничего не удалось бы спасти.

  • С ним только заговори (заговоришь) – ничего не захочешь, его не остановишь.

  • Все засмеялись, а он возьми и рассердись (взял и рассердился, значение внезапно наступившего, неожиданного действия).

Ответ. В этих предложениях повел. наклонение используется в значении изъяв. и сослаг. наклонений. В значении сослаг. наклонения формы повел. наклонения употребляются в условных или уступительных конструкциях. При употреблении в функции изъявительного наклонения формы повел. наклонения выражают не побуждение, а обычное или внезапное действие.

Учитель. Замените данные предложения синонимичными и сделайте вывод, в значении каких наклонений может употребляться сослагательное наклонение.
Молчали бы вы лучше! Не возражали бы!
Я хотел бы пойти с тобой в лес.

Ученики. Молчите вы лучше! Не возражайте!
Я хочу пойти с тобой в лес.

Учитель. В каких из этих предложений выражается ненастойчивое желание совершить действие или просьба, совет?

Ученик. Побуждение к действию в предложении Молчали бы вы лучше! Не возражали бы! имеет оттенок совета, просьбы, а в предложении Молчите вы лучше! Не возражайте! – оттенок категорического приказа. В предложении Я хотел бы пойти с тобой в лес выражается ненастойчивое желание совершить действие.

Синонимия временных форм глагола

Учитель. Что выражает глагольная категория времени?

Ученик. Глагольная категория времени выражает отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи; будущее – последующее по отношению к моменту речи; прошедшее – предшествующее моменту речи.

Задание 2. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи синонимии временных форм. В предлагаемом тексте определите время и вид глаголов.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам.
Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в непрерывные раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий поднимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

(Л.Толстой. Отрочество)

Ученик. Все повествование относится к прошедшему времени – и употребляются глаголы прош. вр. (оставалось, взявшаяся, подвигалась). Затем в значении прош. времени несов. вида начинают употребляться глаголы наст. времени.

Учитель. Это так называемое «настоящее историческое» время. Такое употребление настоящего времени встречается при описании событий, отодвинутых во времени в прошлое. Все действия как бы смещаются во времени, приближаясь к моменту речи. Благодаря этому создаются особая образность и экспрессивность. Какие ощущения у вас при этом возникают?

Ученик. События как бы проходят перед глазами собеседника и потому становятся особенно живыми. Как бы заново переживаешь то, что совершилось давно.

Учитель. Хорошо! А теперь определите время выделенных глаголов в следующих примерах:

  • «Тетя, – быстро проговорила Вера, – я выхожу за доктора Нещапова». (А.Чехов)

  • Завтра я еду домой.

  • Прощай, любимый город, уходим завтра в море. (Чуркин)

Ученик. В этих предложениях наст. время употреблено в значении будущего.

Учитель. Прошу подумать и сказать, когда и для чего употребляется настоящее время вместо будущего.

Ученик. Для изображения фактов, событий, которые говорящему представляются как бы уже совершающимися, вполне реальными и неизбежными в ближайшем будущем.

Учитель. Определите назначение настоящего времени, употребленного в значении прошедшего, в следующем отрывке:

...То я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех концов на меня несутся враги, я размахиваю саблей и убиваю одного, другой взмах – убиваю другого, третьего. (Л.Толстой)

Ученик. Здесь воображаемые факты рисуются как бы происходящими уже в момент речи.

Задание 3. Прочитайте следующие примеры и скажите, вместо какого времени может употребляться будущее время. В таблицы 1 и 2 внесите номера соответствующих предложений.

1) Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)
2) Решетом воды не наносишь. (Пословица)
3) До меня верст пять будет. (И.Тургенев)
4) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя, то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит, то, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит. (А.Пушкин)
5) Я подошел... Как она вдруг раскроет глаза и уставится на меня. (И.Тургенев).
6) Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за рисование или чистописание и невольно покачает головой. (А.Гайдар)

7) Вырвет старый Тарас седой клок из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор такого сына. (Н.Гоголь)
8) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть... (А.Чехов)
9) В зимний вечер, бывало, лучину зажжет и прядет себе, глаз не смыкая. (Н.Некрасов)
10) Беликов и к нему (к Коваленко) ходил так же, как и к нам. Придет к нему, сядет и молчит. (А.Чехов)
11) Над вами, кругом вас – всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось. (И.Тургенев)
12) И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола; то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет. (А.Пушкин)
13) Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая и захлебываясь, Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг. (И.Тургенев)

Таблица 1

Будущее время употребляется вместо настоящего

для обозначения обычного, постоянного результата действия

для выражения возможности/
невозможности осуществления действия

для выражения предполо
жительности, неопре
деленности

для обозначения повторяющихся однократных действий

1

2

3

4, 8, 12

Таблица 2

Будущее время употребляется вместо прошедшего

для обозначения внезапного наступления действия

для выражения повторяющихся действий

для указания на прошедшие факты как будущие, последующие по отношению к другим прошедшим

5, 13

6, 9, 10

7, 11

Учитель. Подумайте и скажите: значение регулярного или нерегулярного повторения действий в прошлом возникает, если глагол в форме будущего совершенного употребляется с частицей бывало? А без частицы бывало?

Ученик. С частицей бывало – значение нерегулярного повторения действий в прошлом, без частицы бывало – значение действий длительных и недлительных, но обязательно повторяющихся в прошлом.

Учитель. Ребята, вы, наверное, не раз бывали свидетелями, когда, расставаясь, люди говорят: Ну, я пошел! или Ну, я пошла! – вместо Я пойду. О чем свидетельствует этот пример применительно к нашей теме урока?

Ученик. Когда говорится о действии, которое должно произойти очень скоро, вместо будущего времени может употребляться прошедшее время (совершенного вида).

Учитель. Вспомните особенно часто употребляемые конструкции с прошедшим временем в значении будущего, в которых выражается уверенность в неизбежности данного действия и отмечается оттенок приступа к действию.

Ученики. Мы погибли. Мы пропали. Я пошел. Я побежал.

Задание 4. Проанализируйте следующие примеры, определите, в роли каких наклонений выступает в них инфинитив. Прокомментируйте, какие оттенки значения помогает выразить инфинитив.

1. Не прыгать! Вести себя спокойно!
2. Вставить этот лист немедленно!
3. Не курить!
4. Громко не разговаривать.
5. Остаться бы живым, никогда больше так не буду вести себя.
6. Тебе бы лучше не ссориться, подняться и уйти!
7. – Ему бы покориться и не стоять за эту кобылу, ну а он, сам знаешь: характерный мужичок был. (М.Шолохов)
8. Ему бы все отдыхать да отдыхать.
9. А царица хохотать и плечами пожимать. (А.Пушкин)
10. И новые друзья ну обниматься. (И.Крылов)
11. Тебе нужно смириться с тем, что в ближайшее время нам машины не купить.
12. Принимать окончательное решение тебе!

Ответы. 1–4-е предложения, в них инфинитив выступает в роли повел. наклонения; выражает категорическое приказание, в сочетании с частицей не инфинитив несов. вида имеет значение запрещения.

5–8-е предложения, инфинитив употребляется в значении сосл. наклонения, выражает желательность действия: в одних случаях – с оттенком долженствования, в других – пожелания.

9–12-е предложения, инфинитив употребляется в функции изъяв. наклонения, выражает разнообразные оттенки значения: интенсивное начало действия в прошлом (в сочетании с частицами ну, давай), невозможность совершения действия в будущем (в сочетании с частицей не), необходимость непременного осуществления (или неосуществления) предстоящего действия.

II. Практическая часть урока

Задание 1. Используя синонимические возможности времени и наклонения глагола и способность инфинитива употребляться в значениях разных наклонений, выразите разными способами какую-либо просьбу. Например: Вернуть книгу поскорее! (Инфинитив.) Вернули бы вы книгу поскорее! (Сослагательное наклонение.) Верните книгу поскорее! (Повелительное наклонение.) Верните-ка книгу поскорее! (Повелительное наклонение и частица -ка.) В каких случаях просьба выражена более решительно, а в каких она носит более мягкий характер?

Задание 2. Составьте связный рассказ на одну из предложенных тем: «Как приготовить плов», «Как испечь пирожки», «Как посадить яблоню». Используйте различные способы выражения советов.

Задание 3. Дан рецепт приготовления люля-кебаба. Глаголы, стоящие в инфинитиве, сначала поставьте в повелительном наклонении во 2-м лице множественного числа, затем в изъявительном наклонении (во 2-м лице множественного числа). В каком варианте совет выражен более настойчиво? Вставьте и объясните пропущенные буквы.

ЛЮЛЯ-КЕБАБ

Мясо и почечный жир мелко нарезать, перем_шать, посыпать перц_м, пересыпать рубле_ым луком, посолить по вкусу и оставить на 2–3 часа. Затем пропустить через мяс_рубку, добавив намочен_ый в воде и хорошо отжатый хлеб, подлить в фарш примерно 1 стакан воды, перем_шать и хорошо о_бить массу о доску, смоч_нную водой. Сформ_вать из массы (не)большие сосиски и обжарить со всех сторон без панировки в раск_ленном масле, после чего сейчас же под_вать.
Отдельно подать крупно нареза_ый зеле_ый лук и ломтики л_мона.

Задание 4. Напишите сочинение по данному началу. Для оживления рассказа, придания ему большей изобразительности используйте вместо прошедшего времени настоящее историческое.

Однажды мы пошли с ребятами в лес за грибами. Идем...

Задание 5. Проанализируйте на предмет синонимии времен и наклонений глагола произведение А.Барто «Медвежонок-невежа». Произведите синтаксический разбор предложения: Мать за ним ухаживай, мучайся с сынком: мой его, приглаживай шерстку языком.

На дом учащиеся получают задание: применительно к теме урока написать творческую работу «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества» (А.Ефимов).

Литература

1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

3. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1976.

4. Ушакова Л.И. Современный русский язык. Морфология. Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1999.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru