Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2003

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по программе В.В. Бабайцевой

В.А. КАЛИБАБЧУК,
Кабардино-Балкарская Республика


Лингвистический марафон по стране Деепричастие

7 класс

Цели:

1) подготовить учащихся к контрольному диктанту, повторив и обобщив знания о деепричастии;
2) совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, их образованием, морфологическим разбором, правописанием с не; совершенствовать умение исправлять речевые ошибки; совершенствовать пунктуационные навыки при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
3) возбуждать интерес к изучению русского языка, расширять кругозор учеников, содействовать выработке навыков самостоятельной работы на уроке.

Оборудование: схема марафонской дистанции с отмеченными участками пути, номера участников, листы с заданием № 7 по количеству учеников (остальные задания записаны на доске).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Ребята, мы с вами изучили одну из самостоятельных частей речи – деепричастие. Для того чтобы проверить ваши знания, сегодня вы совершите марафон по стране Деепричастие. В легкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 192 м. Название свое марафон получил от греческого селения Марафон (Maraphon), из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в V в. до н.э. Дистанция нашего с вами лингвистического марафона состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых вам предстоит выполнить определенное задание. Внимательно посмотрите на условие каждого из заданий. Итак, на старт!

II. Лингвистический марафон

1-е задание

(Выполнив это задание, вы пройдете первый отрезок пути, равный 6 км.)
Отыщите в этом тексте деепричастия. Выпишите их и укажите, возвратные они или нет.

НОЧЬ

И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.

(С.Есенин)

2-е задание

(Если вы верно выполните 2-е задание, то достигнете на дистанции отметки 12 км.)
Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

3-е задание

Правильно выбрав из признаков те, которые характерны для деепричастия, вы доберетесь до отметки 18 км.

Спряжение, вид, род, падеж, возвратность – невозвратность, число, лицо, склонение, наклонение, время, неизменяемость.

4-е задание

(Верно выполнив задание, вы пройдете очередной отрезок дистанции и окажетесь у отметки 24 км.) Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая, где есть, скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1) (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3) Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4) Снявши голову, по волосам не плачут.
5) Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6) (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

5-е задание

(Большая часть пути уже пройдена, и вы приближаетесь к отметке 30 км.)Запишите предложения, исправив речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.

1) Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма.
2) Окончив осмотр больного, у врача возникло подозрение, что брат мой совсем здоров.
3) Выполнив задание, у нас получился неверный ответ.

6-е задание

Верно расставив знаки препинания и выделив в предложениях графически деепричастные обороты, вы добежите до отметки 36 км.

1) Забывая о возрасте он [Андерсен] охотно играл с малышами отдаваясь этим забавам с искренним увлечением. (Календарь школьника)
2) Легкий ветерок пробежал по степи неся глухой шум ушедшего поезда. (А.Чехов)
3) Издали завидев нас они [дачники] переходили на другую сторону шоссе не желая приближаться. (Ю.Коваль)

7-е задание. (Листы с заданием должны быть у каждого ученика на столе.)

(Перед вами последний отрезок марафонской дистанции и финишная прямая. Успешно выполнив завершающее задание, вы окончите марафон.)
Найдите деепричастия в веселых историях из сборника «Знаменитые шутят». Выпишите их.

1. Как-то ребята, удивившись виду чемодана у Аркадия Гайдара, спросили:
– Аркадий Петрович, почему вы такой знаменитый, а чемодан у вас так себе?
Гайдар, улыбнувшись, ответил:
– Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе.

2. Однажды какой-то прохожий, увидев помятую шляпу писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, бесцеремонно спросил его:
– Скажите: этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?
Андерсен, не смущаясь и глядя на задавшего вопрос, спокойно ответил:
– А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?

3. Увидев двух ссорящихся, Гете сказал:
– Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее.

4. Узнав о решении Дюма зайти в книжный магазин, книготорговец, желая польстить любимому писателю, срочно выставил все его книги, убрав книги других писателей.
– А где же книги других авторов? – спросил, встревоженно глядя на продавца, Дюма.
– Других? – растерявшись, переспросил книготорговец. – Проданы.

III. Завершающее слово учителя. Итоги урока

Итак, наш марафон завершен. Надеюсь, что многие из вас добрались до финиша – отметки 42 км 192 м – и верно выполнили задания.
Ребята, а что вам пришлось вспомнить, выполняя задания?..
Думаю, что вам и самим теперь понятно, в чем вы затрудняетесь, что нужно повторить перед диктантом. Ваши работы будут проверены и оценены, а победителей ждут призы.

IV. Домашнее задание.

Повторите § 141–145, а из любого художественного произведения выпишите 5 предложений с деепричастиями.
На следующем уроке проводятся награждение победителей (если нет верно выполнивших все задания, то выбираю из тех, кто допустил меньшее количество ошибок) и анализ письменной работы. Моим ученикам понравилось. Попробуйте и вы!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru