Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2003

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Продолжение. См. № 45/2003


Обучая, развиваем

(Приемы развивающего обучения на уроках русского языка в 8–9-х классах)

III. Отработка усвоенных знаний (закрепление нового материала)

1. Различение предложений на слух.

Задание (для 8-го класса).
Найдите предложения с обстоятельствами и запишите только их. Определите вид обстоятельств:

а) Постепенно гаснут в небе звезды.
б) Проходит летняя гроза.
в) Воздух чист и прозрачен.
г) Золотая осень землю наряжает.
д) Утром мы во двор идем.
е) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

2. Схематический диктант.

Тренирует умение на слух определять структуру сложного предложения.
Учитель произносит предложение, ученики (9-го класса) чертят только его схему – первые 2–3 человека на доске (кто быстрее? кто без ошибки?), остальные в тетради.

1) Как только в лесу сойдет снег, набухают на березах смолистые почки.
2) Как солнышко пригреет, красная ягодка добреет.
3) Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.
4) Смолистые почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.
5) В той части заповедника, где иссякли от жары водоемы, увядали и диковинные растения.

Данный вид работы проходит очень быстро и весело, ребята «на старте» готовятся выбежать к доске и первыми начертить правильную схему.
Не следует забывать, что игровые моменты повышают продуктивность урока.

3. Поиграем!

Выявление знаний, развитие внимания и быстроты реакции; интеграция курсов по словообразованию и синтаксису.
8-й класс.

1) Найдите в предложении определение, возьмите у него приставку:
Это был беспокойный человек.
2) У сказуемого возьмите корень:
Моряки не страшатся бурь.
3) Добавьте суффикс определения:
Огромный шар поднялся в воздух.
4) Добавьте суффикс от обстоятельства:
Весело гулять по зимнему лесу.

– Почему в полученном слове (бесстрашно) пишется два с?
– Составьте предложение с этим словом, чтобы оно являлось обстоятельством, и запишите его (например: Спасатели бесстрашно бросились в огонь).
– Определите вид обстоятельства по таблице.

4. Срочно прочтите зашифрованное донесение!

Для большей эффективности можно дать три внешне похожих задания, но с различными алгоритмами рассуждения. Это логическое задание помогает разрушать стереотипы мышления.

Задание (в 9-м классе). Разгадайте 3 способа шифровки, прочитайте и разберите предложения:

1) Шифровка № 1!

(В комнате, куда я вошел, было темно.)

2) Шифровка № 2!

(Люблю место, где родился.) (Ответьте на вопрос: что не учитывает автор шифровки? –Автор не проставил запятую.)

3) Шифровка № 3!

Зинаида Николаевна Андреева – южный человек. Теплой осенью посадила розы она и закутала овечьей шерстью, лета ожидая.

(Читаем лишь первые буквы: Знаю, что произошло.)

4) В классе, где дети с трудом справляются с подобными заданиями, можно помочь решению, сформулировав задание следующим образом:

Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение. К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

(Кто ищет, тот всегда найдет.)

5) Еще аналогичное задание для 8-го класса.

Расшифруйте, прочтите и запишите предложение, найдите в нем второстепенные члены:

(Колокольчик однозвучный утомительно гремит.)

6) Подобные задания можно использовать и в начале урока.

– Расшифруйте тему урока и запишите ее в тетрадях.

5. Задания на закрепление материала, развивающие умение анализировать.

В 8-м классе на уроке «Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке» дается следующее задание:

Сконструируйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым, вставив вместо многоточия подходящие по смыслу слова.

1. Москва – ...
2. ... писатель
3. ... овощ
4. ... столица
5. ...марки

| , а ... – Франции
| Есенин ...
| арбуз ...
| Тверь ...
| , а нумизмат ...

Почему в первой части последнего предложения не нужно тире? Обязательно ли тире во второй его части?

6. Египет ... (лён)    |  Китай ...

Используя строку № 6, составьте два предложения: одно с тире между подлежащим и сказуемым, а другое без тире.

IV. Этап диагностики качества усвоения нового материала в конце урока (обратная связь)

1. На данном этапе урока целесообразно использовать блицопросы (цифровые диктанты) для получения мгновенной обратной связи. Вопросов (или утверждений) должно быть немного, они должны быть кратки и ясны каждому ученику.

1. Например, в 8-м классе в конце урока на тему «Определенно-личные предложения» дается задание: ответь да – 1 или нет – 0 на следующие вопросы:

1) Определенно-личные – это двусоставные предложения?
2) Это односоставные предложения?
3) Можно ли в них восстановить подлежащее?
4) Нужно ли им подлежащее?

Ученики в тетрадях или на доске записывают ответы таким образом: 0 1 1 0.

2. Вопросы на ту же тему можно составить и иначе:

1) Определенно-личные – это односоставные предложения?
2) Это двусоставные предложения?
3) Это предложения с одним главным членом – сказуемым?
4) Это предложения с одним главным членом – подлежащим?
5) Это полные предложения?

3. Тема «Безличные предложения»:

1) Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения?
2) Безличные – это односоставные предложения?
3) Безличные – это двусоставные предложения?
4) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
5) Согласны ли вы, что в безличном предложении не может быть никакого подлежащего?

4. Тире в простом предложении при нулевой связке ставится,

1) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или неопределенной формой глагола;
2) если между подлежащим и сказуемым есть слово это.

Тире не ставится:

1) если между подлежащим и сказуемым есть глагол-связка;
2) если между подлежащим и сказуемым есть отрицание не;
3) если подлежащее – имя собственное.

Ответы: 1 0 1 1 0.

2. Тестовые задания.

Выберите правильные ответы.

1. 8-й класс, тема «Односоставные предложения».

1) Односоставные предложения бывают:

а) с двумя главными членами – подлежащим и сказуемым;
б) с одним главным членом – подлежащим или сказуемым;
в) с одним главным членом – обстоятельством.

2) Назывные – это предложения:

а) в которых пропущен какой-либо член предложения;
б) в которых нет сказуемого и оно не требуется.

3. Неполные предложения – это:

а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых пропущенный член легко может быть восстановлен из контекста.

Ответы: б, б, б.

2. 8-й класс, тема «Второстепенные члены предложения».

1) Для чего нужны второстепенные члены?

а) распространяют основу;
б) распространяют друг друга;
в) ничего не распространяют;
г) для усложнения жизни;
д) для обогащения речи.

2) Как найти второстепенные члены?

а) надо найти основу;
б) от основы задавать необходимые вопросы;
в) пытаться догадаться.

3) Какие вы знаете второстепенные члены?

а) определение;
б) дополнение;
в) обращение;
г) подлежащее;
д) обстоятельство;
е) причастный оборот.

Последний блицопрос (особенно части (1) и (2) составлен так, что вопросы сами подсказывают правильный ответ тому, кто еще недостаточно тверд и сомневается в ответе.

3. 8-й класс, тема «Однородные члены предложения».

1) Однородные члены – это:

а) существительные одного рода;
б) второстепенные члены;
в) любые перечисления (явлений, предметов, действий, качеств и т.п.).

2) Однородными членами могут быть:

а) только второстепенные члены;
б) подлежащее и сказуемое;
в) любые члены предложения.

3) Однородных членов в предложении может быть:

а) два или три;
б) любое количество.

4) Однородные члены:

а) всегда разделяются запятыми;
б) выделяются запятыми с двух сторон;
в) могут вообще не разделяться запятой (т.е. в предложении с однородными членами может и не быть запятых).

5) Может ли предложение с однородными членами быть нераспространенным? Если да, то назовите два возможных варианта. Начертите возможные схемы таких предложений

Ответы: ([ – , – = ] , [ – = и = ] и т.п.)

Примечание. Блицопросы (цифровые диктанты, а также тестовые задания) можно проводить на любом этапе урока, в том числе и на этапе актуализации знаний в начале урока.

3. В конце урока можно проверить, как ребята усвоили новый материал, и с помощью буквенного диктанта.

Задание. Определите на слух сказуемое в каждом из предложений. Записывайте в тетради только начальные буквы слов-сказуемых.

1) Мне хочется отдохнуть.
2) Он решил наконец отправиться в путешествие.
3) Мама шьет на машинке, а Настя отгадывает кроссворд.

Какое слово получилось? (Хорошо.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru