Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Работаем по учебнику М.Т. Баранова

О.Ю. ШКАТОВА,
г. Борисоглебск


Долгий путь к ЕГЭ по русскому языку

О работе с поэтическими и прозаическими текстами на уроке

6 класс

В последние два года многие регионы осваивают новую форму сдачи экзамена на аттестат зрелости – ЕГЭ, который выдвигает свои требования как к преподаванию, так и к обучению. Наибольшее внимание, на мой взгляд, учителю русского языка следует обратить на третью часть экзаменционного задания (С) при подготовке учащихся. Эта часть задания представляет собой небольшую письменную работу (сочинение-рецензия, сочинение-эссе, сочинение-аннотация) по предложенному тексту объемом в 150–300 слов. Если начать подготовку в 9-м классе, то ребята не смогут достойно справиться с заданием. Мне кажется, учитель должен начать подготовку к этой работе с 5–6-х классов и продолжать ее вплоть до 11-го выпускного класса. На долгом пути к ЕГЭ учитель по крупицам формирует способность детей анализировать текст, развивая «умственную механику». Но как это сделать? С чего начать? Специальный учебник, по-моему, не нужен. Достаточен материал учебника того автора, по которому вы работаете с детьми. Просто еще в августе учитель должен взять учебник и внимательно его изучить, выбрать те мини-тексты, которые предлагает учебник, продумать, как, под каким углом их связать, на что обратить внимание детей, выстроить свою собственную систему работы над текстом. Она включает предварительный просмотр текста, выразительное чтение с соблюдением логических ударений, выделение главной мысли каждого абзаца, объяснение терминов и новых слов, наблюдение над композиционными особенностями и выразительными средствами.

Возьмем учебник шестого класса под редакцией М.Т. Баранова, в котором есть интересная рубрика «Отечество мое». Ее-то, на мой взгляд, и следует взять за основу. Это благодатный материал. Во-первых, художественное слово учит любить родной край, бережно относиться к родной природе, языку, национальным богатствам. Во-вторых, каждый отдельный текст и все вместе – та кладовая, из которой можно черпать и материал для формирования умения писать эссе, рецензировать. В-третьих, эта рубрика тематически дополняется и другими упражнениями, направленными на формирование лингвистической зоркости. Так, в теме «Часть слова. Разбор слова по составу» дано стихотворение А.Чепурова «Маленькие станции России»:

Маленькие станции России,
Полевые, к северу лесные,
С тополиной вьюгой по весне,
Золотые осенью, зимою
В голубых сугробах под луною,
Примут поезд,
Промелькнут в окне –
И земля покажется красивей,
Потому что за спиной всегда
Маленькие станции России
На пути в большие города.

После выразительного чтения учитель спрашивает:

О чем это стихотворение?
– Какова основная мысль стихотворения?
– Что же выражает заглавие стихотворения: тему или основную мысль?

Идет напоминание-пояснение: тема – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто именно тема отражается в его заглавии. Идея (или основная мысль) – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего он написан. Тему назвать нетрудно – лежит на поверхности, а сформулировать идею труднее – надо подумать, проникнуть в замысел автора.

– Обратите внимание, ребята, что словосочетание маленькие станции России звучит трижды: в заглавии, в первой строчке стихотворения и в его конце. Случайно ли это?

(Не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть ту мысль, что красота России – это не только большие города, но и маленькие станции, полустанки, разъезды).

Следующее упражнение – текст.

МЕЩЕРА

На первый взгляд Мещера – это тихая немудрая земля под неярким небом. Но, чем больше узнаешь, тем все больше почти до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется.

(К.Паустовский)

Учитель предлагает снова определить тему и выделить главную мысль текста. Дети понимают, что писатель говорит о любви к малой родине – к своему городу, поселку, улице.

– Какими словами автор характеризует свою любимую Мещеру?

Тихая и немудрая земля под неярким небом, обыкновенная земля, клочок земли, лесной задумчивый край. Все определения подчеркивают обыкновенность, неяркость, даже невзрачность этого места. Но автор их выбрал для того, чтобы читатель понял, что родной край мил сердцу человека тем, что здесь он сделал свои первые шаги, узнал новые слова, полюбил природу, познакомился с историей, сделал столько для себя открытий, стал видеть и понимать прекрасное, и любовь к своей тихой земле он пронесет через всю свою жизнь.

– Как называют человека, беззаветно любящего свою Родину?

Дети не только знакомятся с новым словом патриот, но и с его этимологией (по словарю М.Фасмера, патриот – позднее заимствование через нем. или непосредственно из франц. patriote «сын отечества» от греч. «земляк, соотечественник»).

– Что вы можете рассказать о своей малой родине?

И дети делают первый шаг к умению писать эссе.

– А что это такое – эссе?

Это набросок, этюд, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Стиль же отличается образностью, афористичностью, легкостью. Подчеркивая субъективность своего отношения к предмету, явлению или проблеме, автор создает оригинальное произведение, отражающее его внутренний мир, взгляды, эстетические потребности.

Сначала, конечно, работы ребят будут неуклюжи, как первые шаги, но задача учителя – увидеть удачные моменты, выражения, мысли и отметить их, похвалить ученика.

Учитель может помочь детям научиться чувствовать выразительные возможности поэтического слова. Обращаемся к тексту из того же учебника.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу.
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.

(А.Яшин)

– Что произошло с природой после дождя?
(Она вздохнула, ожила, засветилась, заискрилась, повеселела. Так бывает жарким летом, когда вся природа, измученная нестерпимым зноем, вдруг преображается, освеженная долгожданной влагой.)
– Каким образом, какими языковыми средствами автор передал нам радостное, светлое настроение? Попробуем в этом разобраться.
– Докажите словами из текста, что дождик, березка, цветы воспринимаются читателем как живые существа.

(Дождик прошел, прошуршал, березка встрепенется, засмеется, до слез засмеется, а цветы удивились.)
– Как называется такой прием, когда неживой предмет вдруг оживает, начинает чувствовать, как человек?
Видите: автор, как волшебник, оживил дождик, березку, цветы. Найдите в тексте сравнения: как сережки, по огонечку, по серебринке.
Стихотворение читается выразительно еще раз.
– Ребята, послушайте внимательно: какие согласные звуки преобладают в стихотворении?
[ш, с, ч]
– Какой звуковой эффект они создают?
(Таким образом автору удается передать шум дождя.)
Такой прием называется аллитерацией.
– А какие гласные звуки преобладают? [о, и]
Такой прием называется ассонансом.

Еще М.В. Ломоносов отметил особенность выразительной речи – благозвучие. Он считал, что каждый человек должен «уметь слушать» звуки родной речи, понимать законы благозвучия. Прочитайте отрывок из стихотворения К.Бальмонта, подчеркните (особенно выделите) голосом повторяющиеся звуковые сочетания и прислушайтесь к возникающим музыкальным образам.

Полночной порою
В глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.

Звуки [ш], [ч] передают шелест камышей под дуновением ветра.

После такой работы с текстом учитель дает задание написать мини-сочинение или стихотворение «Дождик» с использованием тех приемов, с которыми дети познакомились на уроке. Тогда подобная работа не будет напрасной. Очень полезно сравнить, сопоставить два текста разных авторов на одну и ту же тему.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березки наполнены белым, матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

(В.Песков)

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет – неяркий и неподвижный – был не похож на солнечный. Это светились осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

(К.Паустовский)

– Какое состояние осенней природы подметили и описали Песков и Паустовский?
(Осеннее свечение деревьев и листвы.)

– Какие слова помогают передать такое состояние природы?
(Первый текст: начинает светиться, свет идет от осин, пятна солнца, два желтых клена, красный свет, пронзительно-желтым светом, свет умножается.

Второй текст: ровным желтым светом, свет шел, ярче освещал, свет – неяркий и неподвижный – не похож на солнечный, странный свет, светились листья, тусклое сияние, этого сияния.)
Мы видим явные лексические повторы, но это не тавтология, а прием усиления. С помощью такого приема мы живо представили те картины, которые поразили в свое время и мастеров слова. Попробуем и мы найти точные слова для описания в сочинении «Осенний лес» (или «Вечер», «Закат»).
Интересно, что к творчеству приобщаются и слабые, и сильные ученики, их захватывает такая работа. Вот пример:

ВЕЧЕР

Вечер интересен тем, что можно наблюдать закат солнца. Небо окрашивается серо-розовыми, янтарно-оранжевыми разводами. Солнце садится, опуская свои окровавленные лучи в алые воды реки, зажигает верхушки сосен, румянит купола дубов. Пожаром горит полоса горизонта. Чем глубже солнце погружается в реку, тем больше и ярче оно становится, слепит глаза, посылая прощальный свет земле.

(Игорь Сократов, 8-й класс)

Поговорить о композиции, организации текста можно, обратившись к отрывку из произведения И.Бунина, в теме «Описание природы».

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени.
В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

(И.Бунин)

Следует обратить внимание детей на первое предложение. Оно короткое, состоит только из подлежащего. Но чем оно интересно?
Оно представляет тему и называется именительным представления или именительным темы. Оно же организует весь текст. Все последующие предложения рисуют красоту, свежесть и великолепие январского утра.
Учитель объясняет детям, что использование в тексте такого предложения – особый литературный и языковой прием. Это акцент, визитная карточка. В чем сложность использования именительного представления в сочинении?
Заявив таким образом тему, нельзя уходить от нее. Каждое последующее предложение раскрывает именно его и с ним взаимосвязано. Учитель говорит детям, что в тексте есть еще одно интересное предложение, которое подчеркивает первое, и просит найти его. (Какое великолепие и спокойствие!) Учитель поясняет, что очень часто после именительного представления идет восклицательное предложение или риторический вопрос. Далее следуют подробный анализ текста, выявление выразительных средств. Но учитель акцентирует внимание на последнем предложении:

– Какое слово подводит черту и завершает картину январского великолепия? (Замерли.)

Утро было настолько спокойно, что даже сосны замерли под глубоким небом.

Учитель предлагает детям освоить прием именительного представления, написав сочинение на любую тему, начать его нужно обязательно с именительного темы и следить за тем, чтобы мысли не увели в сторону, чтобы каждое предложение раскрывало первое и было связано с ним по смыслу и грамматически.
Так от урока к уроку, от упражнения к упражнению дети учатся постигать тайны текста. Учебник М.Т. Баранова завершается темой «Глагол», в конце которой дается стихотворение И.Уткина, последнее в рубрике «Мое Отечество»:

Что любится, чем дышится,
Душа чем наша полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.
А мы поем о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Тяжелое забудется,
Хорошее останется.
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется.

– В каком предложении содержится главная мысль?
– Как вы понимаете эти слова:
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется?
– Какая часть речи преобладает в тексте? Какова ее роль?

Разберите по составу слова забудется, сбудется, останется, станется, чтобы понять, какая значимая часть слова меняет смысл или вносит новый смысл в него.

Закончить работу нужно сочинением о Родине, в котором дети, надеемся, отразят все то, чему научились за год. Чтобы видеть рост каждого ребенка, учитель может проанализировать письменные работы детей за год.
Если такая работа будет проводиться не от случая к случаю, а в системе и ежегодно, то для учащихся старших классов не составит труда написать сочинение-эссе, сочинение-рецензию, так как они будут хорошо подготовлены к работе такого рода.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru