Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА,
г. Москва


Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

5 класс

1. Объяснительный диктант.

Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского «Англичанин Павля».

– А что, трудный английский язык? – спросил я.
– С ума сойти, – вздохнул Павля.
– Еще бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется «Ливерпуль», а произносится «Манчестер».
Безусловно, доля преувеличения в словах папы присутствует. Существует ли разница между правописанием и произношением слов в русском языке? Приведите примеры. Отгадайте, какие слова текста записаны в правой колонке.

Пишется

Произносится

 

[йа], [йищо], [пишыца]

2. Выборочный диктант.

ЛЕВИТАН

(По мотивам картины «Вечерний звон»)

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…...

(Н.Рубцов)

1) Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? Какие гласные звуки преобладают в тексте стихотворения?
2) Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах. Запомните орфоэпическую норму: звонит, звонят, звонишь – ударение приходится на окончание глагола.
3) Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите в них корень, продолжите ряд однокоренных слов своими примерами.
4) Если вам понравилось стихотворение Н.Рубцова, выучите его наизусть.

3. Объяснительный диктант.

РЯБИНА

Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

(И.Токмакова)

Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

1) Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова.
2) Какие звуки обозначает буква я в словах стихотворения? Какой еще звук, не встретившийся в стихотворении, может обозначать буква я? Приведите пример.

4. Зрительный диктант.

КОШКА

Это ничья кошка,
Имени нет у нее.
У выбитого окошка
Какое ей тут житье.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.

(И.Токмакова)

1) Спишите. Над буквами е, ё, я укажите звуки, которые эти буквы обозначают. Расскажите о двойной роли букв е, ё, я, используя примеры из текста.
2) Какими буквами обозначается мягкость на письме? Приведите примеры из текста.
3) Подчеркните слова, в которых только глухие согласные звуки; только звонкие согласные звуки.

5. Объяснительный диктант.

Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

(И.Бунин)

1) Запишите. Подчеркните разделительный ь в словах, графически объясните выбор знака.
2) Произведите фонетический разбор слов льет, лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в этих словах? Почему количество звуков, обозначаемых этой буквой, в разных словах разное?

6. Выборочный диктант.

КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ

Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое дерево найти
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.
А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу – другой…...
И вот
Уже нас не достать,
И небеса все наши!
Но, повторяю,
Начинать
Нам надо с манной каши.

(Л.Кузьмин)

1) Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков каждого слова.
3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам?
4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений.

Спонсор публикации статьи – компания «Солярис» предлагает современные климатические комплексы, способные с помощью интеллектуальных систем создать и поддерживать идеальный микроклимат в помещении. Воздухоочистители работают и в качестве увлажнителя воздуха намного эффективнее традиционных аппаратов, очищают воздух от пыли, примесей, запахов, микроорганизмов. Очиститель/увлажнитель воздуха поможет создать в вашем доме действительно здоровую атмосферу.

7. Контрольный диктант.

Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было мало, и стали сочинять специальные для излечения от укуса тарантула. Они так и назывались – «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец тарантелла.

(По Ю.Дмитриеву)
(104 слова)

1) Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантеллы?
2) Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru