Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.


Месяцеслов

Комплексная работа с текстом

Январь

Слово январь заимствовано из латинского языка, и связано оно с именем Янус. Янус – староиталийский бог солнечного круговращения, начинаний и завершений, года и времени, двумя своими лицами, старым и молодым, обращенный одновременно в прошлое и настоящее. Январь – это перелом зимы. В народе его называют Васильев месяц.

В древнерусском языке январь носил название просинец, которое, по мнению этимологов, связано с глаголом сиять, ведь этот месяц – действительно время прибавления солнечного света. День после зимнего солнцестояния начинает увеличиваться.

14 января (мы его называем Старый Новый год) – день святого Василия Кесарийского, Васильев день. К этому дню относится много примет, связанных с будущим урожаем. Крестьяне предсказывали его по снегу, инею, состоянию неба. Если, к примеру, на Новый год небо звездное или туман, то быть году урожайному. Ветер – к обилию орехов. К урожаю и иней на деревьях. И чем он крупнее, тем урожай будет обильнее.

Утром 14 января встряхивали плодовые деревья, приговаривая: Как отряхиваю я, раб Божий (имя), бел пушист иней, так отряхнет червя, гада всякого по весне и святой Василий. Слово мое крепко. Аминь.

От Рождества до Старого Нового года стоят васильевские морозы. Еще и сейчас можно услышать, что мороз величали Морозом Васильевичем. За васильевскими морозами следуют крещенские, афанасьевские, тимофеевские, сретенские и власьевские.

С Рождества до Крещения идут Святки – древний языческий праздник славян. По народным поверьям это время особого разгула нечистой силы. К Святкам приурочены всевозможные гадания, хождения ряженых, игрища. Песни, с которыми в Святки крестьяне ходили по домам, прославляя хозяев, желая им жизненных благ, и собирали вознаграждение, называются колядками. На Святках можно было гадать в любой день, но особенно верными считались гадания в ночь под Рождество, под Новый год, под Крещение. Молодые загадывали о своей судьбе, замужестве, семейной жизни. Одно из самых распространенных святочных гаданий – бросание валенка через ворота на улицу. Затем гадающие девушки выходили и смотрели: куда валенок обращен носком, в той стороне и быть замужем. Если валенок был повернут к воротам родного дома, то в этот год девушка замуж не выйдет.

Слушание под окном – также вечернее святочное гадание. Ходили слушать под окна чужих домов. Если услышат веселый или скучный разговор, то такая же жизнь будет и в замужестве. Или же гадающие девушки садились у окон, выговаривая: Суженый-ряженый, поезжай мимо окна. Поезд с криком, со свистом сулит хорошую, веселую жизнь. Если же поезд будет тихий, то замужнюю жизнь предстоит провести в бедности.

Расстилание белого плата, пение над блюдом – еще один вид святочного гадания о суженом. Вот как это бывает: девушки собираются вместе, ставят на стол блюдо с водой, опускают в него кольца, серьги и закрывают скатертью. Затем все садятся за стол, и женщины, хорошо знающие подблюдные песни, поют. В это время каждая девушка старается вынуть из блюда свое кольцо под звуки того песенного стиха, который ей особенно приходится по сердцу.

18 января – канун Крещения, крещенский сочельник. Сочельник также канун Рождества. Как считают этимологи, название сочельник восходит к слову сочень. Сочень – вид лепешки на конопляном масле. В сочельник до освящения воды не едят, а самый вечер накануне Крещения называется поэтому голодной кутьей. Существует поверье, что снег, собранный и опущенный в колодцы в крещенский вечер, может сохранить в них воду на весь год, а также исцелять недуги: онемение в ногах, головокружение, судороги.

19 января – церковный праздник Крещение, водокрещи. Он отмечался всегда очень торжественно. Главным обрядом в этот день было освящение воды в церкви и в проруби.

25 января – день святой Татьяны. Нам он известен как Татьянин день. Приметы, относящиеся к этому дню, такие: если на Татьяну идет снег, лето будет дождливое, а если рано проглянет солнышко, то и птицы возвратятся в родные места рано.

Январь – году начало, зиме середина, весне дедушка.

Февраль

Название месяца февраль латинского происхождения. В переводе означает «месяц очищения». Он был посвящен этрусскому богу подземного царства по имени Februus. В феврале в Древнем Риме совершались очистительные обряды для живых и замаливались прегрешения усопших.

В древнерусском языке февраль носил название сечень. Ученые-этимологи предполагают, что оно возникло потому, что февраль – период года, наиболее удобный для рубки леса с целью получения деловой древесины.

Народные названия февраля – бокогрей, лютый, снежень, широкие дороги, кривые дороги. Название бокогрей возникло потому, что солнце, начинающее сильнее светить в феврале, могло уже обогреть бока выходящей из хлевов скотине. А почему кривые дороги? Да потому, что если дорога прямая, то февраль наделает изгибов, поворотов.

Февраль известен еще как свадебный месяц: весь месяц до Масленицы игрались свадьбы.

Февраль, сшиби рог с зимы – так говорили в народе. Сшибить с кого-нибудь рог – значит лишить силы. Рог в славянской мифологии – символ могущества.

Февраль силен метелью. У русских людей много названий вьюг, метелей.

В январе и особенно в феврале крестьянин сосредоточивал свое внимание на погоде, стремился заглянуть в ближайшее будущее, готовился к работе в поле. Обряды этих месяцев нацелены были на борьбу с нечистой силой, способной, по представлениям крестьян, навредить в труде и быту. Считалось, что в эти месяцы происходит очищение земли от нечисти.

14 февраля праздновался день святого Трифона. С заботой о будущем урожае был связан обряд заклинания мышей. Приглашенный для этого знахарь вынимал из скирды по снопу со всех четырех сторон, из стогов по клоку сена. Потом все это клалось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола от сожженной соломы и сена высыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Все это время знахарь читал заговоры и произносил заклятия: Как железо в воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный...

15 февраля празднуют Сретение. К Сретению относится много примет, по которым предсказывали, какова будет весна. Какая погода в этот день, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно, весна поздняя; если снег, весна дождливая. На Сретение небо звездное – зима не скоро начнет плакать, весна ожидается поздняя. Существовали также приметы, связанные с будущим урожаем. На Сретение капель – урожай на пшеницу. А если вьюга, то хлеба не будет.

Погода на Сретение бывает разная: могут стоять сильные сретенские морозы, бывают и сретенские оттепели. Народ насчет этого сложил пословицы: На Сретение солнце на лето, зима на мороз; На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только плачет.

На Сретение вечером заклинали солнце, чтобы оно выглянуло и тем самым показало, что встретилось с весной. Если солнце перед закатом выглянет, то это означает, что прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы. На Сретение коров выгоняют из хлевов погреться на солнце.

16 февраля, день святой Анны Пророчицы, крестьяне называли починками, так как осматривали и чинили летнюю сбрую. В этот же день с целью оберегания лошадей от домового, якобы заезжающего их ночью, привязывали им на шею кнут и онучи.

Корова являлась для крестьянина кормилицей. Это очень точно отражено в пословице: Корова на дворе – харч на столе. Поэтому о ней особая забота. В день Агафьи-коровницы старались отогнать коровью смерть, которую представляли то злым чудовищем, оборотнем, то страшной старухой в белом саване, то отвратительной женщиной с руками-граблями. Чтобы не пустить коровью смерть во двор и не допустить падежа скота, на хлевы вешали лапти, пропитанные дегтем: коровья смерть не выносит дегтярного духа и бежит без оглядки прочь.

Крестьяне святого Власия, покровителя скота, почитали особо. Власьев день, 24 февраля, считался коровьим праздником. В этот день совершали обряды, рассчитанные на то, чтобы обеспечить скоту здоровье и плодовитость.

А вот на святого Онисима, 28 февраля, окликали звезды, чтобы овцы лучше ягнились. Может быть, вы заметили, что связь овец со звездами отразилась в многочисленных загадках?

29 февраля в народном календаре занимает особое место. Это Касьянов день. Касьяна называют завистливым, злопамятным, недоброжелателем, немилостивым, скупым. В этот день прекращали все работы. Глаз Касьяна считается настолько опасным, что 29 февраля крестьяне предпочитали и вовсе не выходить из избы, особенно до восхода солнца. Многие убеждены, что во власти Касьяна наслать на людей и скотину мор. Об этом гласит и пословица: Касьян на что ни взглянет, все вянет.

Онисим-овчарник и Касьян завершают зиму и передают эстафету весне.

Март

Название первого месяца весны – марта – заимствовано из латинского языка. В переводе оно означает «месяц Марса». Марс – один из древнейших богов Италии и Рима, сын Юпитера и Юноны, отец Ромула и родоначальник римлян, божество плодородия и растительности, покровитель полей и стад, бог дикой природы, а также войны. К Марсу обращались землевладельцы, производившие ритуальный очистительный обход своего имения, с просьбой дать плодородие полям и здоровье семьям, рабам, скоту.

Март – первый месяц древнего римского календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. До XV века год на Руси также начинался с марта. Народные названия месяца – снеготай, март –сравняй загородки. О марте в народе говорят: Март позимье кончает, апрелю пролетному путь-дорожку кажет; Настанет марток – подберет весь кормок; В марте курица из лужицы напьется.

7 марта – день Василия-капельника. В этот день начинает капать с кровли, нарастают длинные сосульки.

14 марта отмечается день святой Евдокии. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, то есть открывала весну, с нею было связано много примет и обычаев: Евдокия красна, и весна красна; Какова Евдокия, таково и лето; У Евдокии вода – у Егория трава. С Евдокией к мужику приходили хозяйственные заботы: соху точить, борону чинить. Короче говоря, Евдокия весну снаряжает. С Евдокии запевали веснянки, в которых призывали птиц «закрыть зиму холодную и открыть, отпереть теплое лето»:

Жавороночки,
Прилетайте вы сюда!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебушек поела...
Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.

Со дня святой Евдокии весна уже проявляет себя оттепелями, красными солнечными днями.

Все вы, наверное, слышали пословицу: Федот, да не тот. А знаете ли, почему так говорят? 15 марта – это день святого Федота. Ожидается последняя оттепель. А если вместо нее случается мороз, то и вспоминают пословицу про Федота.

К дню Герасима-грачевника, 17 марта, выпекали из ржаного и пшеничного теста фигурки птичек: грачей, жаворонков, а также кресты. Обычно в этот день прилетали грачи. Бытовала примета: если грачи прямо на старые гнезда летят, дружная весна будет, полая вода сбежит вся разом. Об этом дне говорили: Герасим-грачевник грача на Русь ведет, а со святой Руси кикимору гонит.

На март, как правило, приходится Великий пост. Он начинается с первой недели после масленицы и длится семь недель до Пасхи. На четвертой неделе поста праздновалось Средокрестие. Это перелом поста. Крестьяне радовались, что время идет к Пасхе, что скоро конец Великого поста, можно будет есть скоромное, гулять и веселиться. На Средокрестие пекли из теста кресты – обрядовый хлеб, который должен был дать плодородие земле, силу пахарю, лошади, способствовать весеннему севу. С целью гадания в лепешках запекали какой-либо предмет. Ребятишки ходили по домам, собирали выпеченные кресты и пели.

18 марта, в день Конона-градаря, в руки не брали ни вил, ни граблей, иначе летом хлеб будет побит градом. Почему так? Да потому, что именно по воле Конона по народному поверью идут дождь и град.

22 марта всегда ждали. Конечно, вы сразу догадались почему. Это Сороки, день сорока мучеников, день весеннего равноденствия. Не случайно говорят, что на сорок мучеников день с ночью меряется. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц и первая из них – жаворонок. Все пекли жаворонков, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: Жаворонки, прилетите, красное лето принесите...

Предпоследний день марта – это день Алексея теплого. Звонкие весенние ручьи, тепло предапрельского солнышка особенно радовали ребятишек. Большую часть времени они уже проводили на улице, затевая разные игры. Одна из них – «Родничок». Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывая впереди стоящего руками за пояс, и поют «Разлился ручеек». Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону, при этом мешая друг другу, придерживая, стараясь столкнуть в воду. Тот из ребят, кто коснется воды, из игры выбывает.

Считается, что мартовский снег и снеговая вода целительны. В старину в марте собирали снег с пригорков и поили снеговой водой больных. С таянием снега связано много примет насчет будущего урожая. Одна из них: Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

Март весну начинает, но, как гласит одна из пословиц, это еще не весна, а подвесенье. Трудно с этим не согласиться.

Масленица

На вторую половину февраля – первую половину марта обычно приходилось празднование Масленицы. Вслед за ней шел семинедельный Великий пост. Масленица – древний языческий праздник славян, праздник проводов зимы и встречи весны, поминовения усопших. Канун Масленицы – вселенская суббота, в которую поминали родителей.

Первый испеченный блин на Масленице посвящали Власию или умершим, давали нищим в память о предках или съедали его за упокой усопших. Масленица была также праздником молодых семей, начала новой жизни. Время после Крещения до Масленицы называлось свадебным.

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Все дни недели было великое веселье: катались на лошадях, украшенных лентами, бубенцами (санный поезд с нарядными мужчинами и женщинами назывался масленичным обозом), с гор – на санках, санях, обледенелых рогожках, качались на качелях, пели песни о Масленице, брали снежные городки, сжигали чучело Масленицы, пекли блины и ели их с маслом, сметаной, икрой. Дети катались с гор во все дни недели, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, радости.

Без пирогов не именины, без блинов не Масленица. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. А накануне вечером, с появлением звезд, старшая в семье женщина выходила к реке или к колодцу потихоньку от остальных и призывала месяц заглянуть в окно и подуть на опару: Месяц ты, месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару! Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пекли из гречневой или пшеничной муки, большие и толстые, тонкие и легкие, во всю сковородку и с чайное блюдце. Русская Масленица всегда славилась именно блинами, их качеством и количеством. Это подтверждают такие пословицы: Блин добро не один; Блины брюха не портят; Блин не клин, брюха не расколет. Поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбу, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Самым главным, однако, событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется. Этому обычаю посвящено немалое количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных, анекдотов. В народе говорят: Зять на двор – пирог на стол; У тещи про зятя и ступа дает; Придет зять, где сметанки взять? Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки», то есть приглашали на блины.

Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом в сани садилась женщина, изображающая Масленицу, за прядильным станком крутящую масло.

В русском языке бытуют различные названия масленицы: Маслена, Масленая, Масленая неделя, Сырная неделя, всемирный праздник, прожорная неделя, блинница, блинщина, блинная неделя. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым были закреплены определенные действия, правила поведения: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – целовник, Прощеный день.

В воскресенье прощали друг другу прегрешения, целовались в знак прощения, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родственников. В этот день прощались с Масленицей, жгли чучело Масленицы. Вот как это происходило: ребятишки с утра начинали собирать дрова, солому для костра, который складывали за деревней. Вечером почти все жители с песнями отправлялись к костру. При этом пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу недавно обвенчавшихся. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай! Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Поношение Масленицы, как видите, часть обрядов, относящихся к ее проводам и похоронам. Кидали в костер блины. Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек.

За Прощеным воскресеньем наступала первая неделя Великого поста. Народ по этому поводу образно заметил: Не все коту Масленица, будет и Великий пост; Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.

Задания

1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Определите, где нужны логические ударения, короткие и более значительные паузы.

2. Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?

3. Что нового и полезного для себя вы узнали из данного текста?

4. Придумайте вопросы к данному тексту.

5. Проанализируйте виды и средства связи между предложениями и частями текста.

6. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.

7. Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.

8. Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твердые.

9. Выпишите несколько слов с шипящими звуками. Какими буквами они обозначены?

10. Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, я, ю, ё, и, о. Приведите примеры слов с разными звуковыми значениями указанных букв. В каких случаях при употреблении этих букв возникают орфограммы в корне?

11. Найдите и выпишите слова, в которых: а) одинаковое количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

12. Выпишите из текста 3 слова с закрытыми слогами и 3 слова – с открытыми.

13. Произведите фонетический разбор 2–3 слов.

14. При произнесении каких слов вы затруднялись? Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

15. Выпишите из текста непонятные вам слова. Найдите их значение в словаре (толковом, этимологическом).

16. Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень. Приведите примеры форм одного и того же слова.

17. Приведите примеры слов, в корнях которых происходит чередование согласных.

18. Найдите в тексте слова с одинаковым грамматическим значением.

19. Укажите слова, употребленные в переносном значении. Покажите, какую роль они играют в тексте.

20. Встречаются ли в данном тексте синонимы, антонимы, омонимы? Если да, то укажите их.

21. Найдите слова, которые уже вышли из активного повседневного употребления. Историзмы это или архаизмы? Ответ обоснуйте.

22. Встречаются ли в тексте старославянизмы? Укажите их признаки.

23. Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия месяцев.

24. Произведите лексический разбор 2–3 слов.

25. Выпишите слова с трудными для вас орфограммами, объясните их.

26. Заполните таблицу подходящими примерами.

Орфограммы в приставках

 

Орфограммы в корнях

 

Орфограммы в суффиксах

 

Орфограммы в окончаниях

 

27. Объясните правописание не и ни.

28. Найдите интересные слова для морфемного и словообразовательного разборов.

29. Выпишите из текста по нескольку слов всех частей речи, а также причастий и деепричастий. Сделайте их морфологический разбор.

30. Подберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.

31. Приведите примеры различных способов выражения подлежащего.

32. Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств.

33. Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.

34. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Где это возможно, замените придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами.

35. Произведите пунктуационный анализ текста. Какие виды осложнений имеются в данном тексте? Дайте графические схемы.

36. Объясните постановку знаков тире и двоеточия. Поясните случаи постановки или отсутствия запятой перед союзом и.

37. Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.

38. Укажите предложения с прямой речью, объясните знаки препинания. Произведите замену прямой речи косвенной. Встречаются ли в тексте случаи цитирования? Приведите примеры.

39. Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.

40. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту.

41. Напишите сочинение-миниатюру на тему одной из пословиц.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru