Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2004

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. XLIII

Л.Б. ПАРУБЧЕНКО,
г. Барнаул


А.М. Пешковский – современной школе

Статья А.М. Пешковского «Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных» впервые была опубликована в № 1 журнала «Просвещение на транспорте» в 1925 г. Затем, в отредактированном виде, она была включена А.М. Пешковским в сборник «Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики». М.–Л., 1930. С. 20–29. Настоящая публикация воспроизводит (с сокращеними) текст второго издания.

В этой статье А.М. Пешковский обобщает свой собственный опыт работы в школах ликбеза в 20-е годы XX в. Несмотря на то, что это события почти столетней давности, все, о чем идет речь в статье, ни в малейшей мере не потеряло своей актуальности для нашей школы.

В первую очередь нам представляется важным и ценным само определение грамотности как «способности расчленения речевых представлений»: на слова, на морфемы, на слоги, на звуки – и малограмотности как отсутствия способности к такому членению. Литературная речь и письмо, утверждает А.М. Пешковский, «требуют осознания этой расчлененности. Степень этого осознания и есть степень грамотности» (с. 21; подчеркнуто А.М. Пешковским). Членением человеческой речи занимается, как известно, грамматика. Таким образом, обучение правописанию невозможно без обучения грамматике: морфологии, словообразованию, синтаксису.

Другая важная мысль статьи А.М. Пешковского – о различии языковой компетенции учителя – и ученика: «...Учительство в массе плохо представляет себе в этом отношении психику малограмотного. Оно смотрит на него с высоты своего собственного уменья произвольно членить речь на слова, формы, слоги, звуки и не представляет себе всей цельности, слитности речевых представлений малограмотного. <...> Учитель должен проникнуть силой воображения в это смутное языковое мышление, в котором отдельные элементы речи не выкристаллизовываются с достаточной ясностью, – и тогда он поймет, против чего ему бороться и чего добиваться» (с. 21–22; подчеркнуто А.М. Пешковским). Примером такого невнимания к языковой компетенции ученика в современной школе является повсеместная практика обучения правописанию на основе орфографических правил при отсутствии в большинстве школьных программ добротного грамматического фундамента для этих правил. Между тем школьные ошибки просто кричат о необходимости неусеченного, полноценного курса грамматики в школе. Ненавидил пишет школьник, объясняя написание тем, что слышать – видеть, ненавидеть 2-го спряжения; написание со смеющемся лицом старшеклассница объясняет тем, что смеяться – глагол 1-го спряжения. Причина ошибок – неправильное членение школьниками слов, когда в первом случае суффикс основы инфинитива принят за окончание, а во втором, напротив, окончание принято за суффикс. Орфографическое правило для обоих бесполезно, потому что оно легло на неподготовленную почву.

Весьма актуальны и советы ученого, относящиеся к обучению чтению, актуальны в первую очередь потому, что современные школьники, по нашим наблюдениям, плохо читают – в том смысле, что сегодня редкий школьник, включая старшеклассников, в том числе хорошо успевающих, прочтет средней длины предложение, не исказив одного-двух слов (в причины этого грустного феномена современной школы не вдаемся, это отдельная тема). Предложенная А.М. Пешковским методика обучения чтению: исправление ошибок, «бухштабирование» и др. – поможет не только в работе с теми, кто только учится читать, но и с теми, кто «уже умеет» читать – с ошибками.

Нельзя переоценить важность выразительного чтения и способов его выработки, рекомендуемых автором, в том числе для обучения пунктуации «по интонационному методу», а также методик, обучающих пониманию текста.

Особо хочется обратить внимание читателей на оригинальные и остроумные «дограмматические» приемы обучения правописанию в специфических условиях школ ликбеза.

С полным основанием можно утверждать, что ни одна из рекомендаций ученого-методиста А.М. Пешковского не потеряла своей актуальности для современной школы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru