Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам Наталья Алексеевна Унгефуг, учитель школы № 22 г. Рязани. Большое спасибо за такую добрую и нужную газету. Для меня газета «Русский язык» давно стала надежным другом и верным помощником. Хочу предложить вам описание методики работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (изложению) учащихся 9-х классов. Моя методика основана на работе со «Сборником текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку» (авторы-составители: Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л., изд. 2002 г.).

Н.А. УНГЕФУГ,
г. Рязань


Готовимся к экзаменационным изложениям

9-й класс

Проанализировав свой прошлый опыт преподавания, а также результаты экзаменационных изложений, прихожу к выводу, что далеко не все ученики достаточно подготовлены к подобной письменной работе. Такая неподготовленность может быть связана и с явными пробелами в знаниях при изучении некоторых тем, а также, что очень важно, и с психологическим состоянием ученика в момент проведения экзамена, внутренним дискомфортом, ощущением «я все забыл и ничего не знаю». Чтобы психологически настроить ребят на новый и сложный для них вид проверки знаний – экзамен, целесообразно систематически обращаться на уроках русского языка к материалам указанного сборника. Это особенно эффективно в классах со слабой подготовкой. Познакомившись с публикациями в методических журналах и газете «Русский язык», поняла, что эта проблема волнует многих учителей. Чаще всего предлагается написать большое количество изложений по сборнику. Я считаю, что этого недостаточно: изложение – это итоговая работа, и к ней надо научить готовиться не только сильных учеников.

Начинать занятия по «Сборнику...» можно в 9-м классе, но лучше это делать уже в 8-м или даже во втором полугодии 7-го класса. Предлагаю такие виды работы:

I. Комплексный (или языковой) анализ текста.

II. Анализ и выполнение творческого задания.

III. Использование материалов «Сборника...» при объяснении новых тем и повторении в 8–9-х классах.

IV. Работа с карточками.

I. КОМПЛЕКСНЫЙ (ИЛИ ЯЗЫКОВОЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА

Комплексный анализ текста – один из основных видов упражнений подготовительного характера к проведению уроков развития речи и написания изложений. Анализировать тексты ребята учатся с 5-го класса. Тогда же начинается их знакомство с основными лингвистическими понятиями (язык и речь, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи (разговорный и книжный с его разделением на стили деловой, научный, публицистический, художественный), виды речи (монолог и диалог), текст, тема, идея, функциональные возможности языковых средств). Задания для анализа текста должны отвечать его особенностям. Наиболее общие из них можно свести в единую памятку. (См. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5–9-е кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1996. С. 4–5.)

Памятка для анализа текста

1. Определите, что перед вами – слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.

2. Озаглавьте текст. (Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое заглавие (варианты заглавий), сопоставьте.)

3. Составьте план, выделите опорные слова.

4. Укажите особенности частей текста. Есть ли смысловая связь между ними? Есть ли языковая связь?

5. Определите тему текста. (О чем текст?)

6. Назовите идею текста, его главную мысль.

7. Укажите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению? На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.
Подумайте, какого стиля текст: разговорного или книжного? (Делового, научного, публицистического, художественного?)

Анализ текста В.П. Астафьева «Видение»

План-конспект урока

Цель: выявить языковые и композиционные особенности данного текста.

ХОД УРОКА

1. Словарно-лексическая работа.

Марево – 1) оптическое явление в атмосфере, заключающееся в появлении мнимых предметов (= мираж); 2) теплые испарения от земли в жаркую погоду, дымка, туман.

Гряда – 1) вытянутая в длину возвышенность; 2) полоса, ряд однородных предметов.

2. Вопросы и задания классу по тексту:

1) Какова идея данного текста?

– Передать красоту храма на озере Кубенском;
– передать авторское восприятие увиденного;
– осуждение разрушения памятников зодчества в советскую эпоху.

2) Определите стиль речи.

3) Определите тип речи.

3. Коллективное составление плана.

1) Рассвет на озере.
2) Парящий в воздухе храм (описание, восприятие автора).
3) Сказочность храма и обыденность округи.
4) Спас-камень – храм!
5) История дива. Сооружение храма.
6) Осталась одна колоколенка.
7) Чудо, созданное руками и умом человеческим.

4. Анализ текста. Комментарий по пунктам плана. Работа с опорными словами.

1) Рассвет на озере.

Первая часть текста построена таким образом, что каждое последующее предложение объясняет предыдущее.

Туман пал --> не видать бела света --> не заметил, как поднялось солнце --> описание озера.

Какие еще речевые особенности вы заметили в этой части?

  • Туман пал.

Пал и упал – в чем различие? (Меньше временное пространство; характерно более для литературного стиля, чем нейтральное упал.)

Приведите примеры выражений, где еще используется данное слово. (Пал смертью храбрых, пал ниц – высокий стиль.)

  • Не видать берегов, не видать бела света.

Объясните повтор (усиливается описание; подчеркивается неожиданность появления храма).

(Не видать бела света – не видно ничего --> разговорный оттенок выражения.)

2) Парящий в воздухе храм.

Мы с вами чувствуем и ждем немедленного описания величия храма, и вдруг такое необычное сравнение с игрушкой из папье-маше. Каково значение этого слова? (Папье-маше – твердое вещество из бумажной ткани, смешанное с клеем, гипсом и т.д.)
Попробуйте объяснить суть такого сравнения. Пока поставим себе вопрос. Может быть, мы сможем ответить на него позже.
Составим цепочку из опорных слов, характеризующих описание храма (начальное восприятие):
Парящий храм (эпитет) --> легкая игрушка --> подпрыгивал --> туманы покачивали (метафора).

3) Величие храма и обыденность округи.

Что передает разницу в описании храма и местности, окружающей его?

  • Образы словесные (щетка лесов, заводская труба);

  • уменьшительно-ласкательный суффикс (крыши домишек);

  • построение этой части текста (соединение предложений разных стилей).

Объясните назначение повтора союза и в последнем предложении этой части. (А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась под ним.) Благодаря повторяющемуся союзу и, соединяющему части сложносочиненной конструкции, увеличиваются временные рамки, вместе с этим возрастает эффект восприятия изображенной картины.

4) Спас-камень – храм!

Оцепенение завороженного автора не проходит, хотя храм зрительно уже «опустился на лед, утвердился». Какие слова обозначающие действия, передают это состояние?
(Пригрезилось, молча указал, молвил – это тоже восприятие автора; далее говорится, что товарищ пробубнил, – сравните этот глагол с глаголом молвил.)
Пробубнил историю этого дива – объясните такую реакцию собеседника.
А чем же был удивлен рассказчик, что его так тронуло?

5) Передайте историю храма.

6) Описание варварского разрушения храма в 30-е годы построено также на соединении различных, противопоставленных стилей.

Литературный

сотворяли

Разговорный

1) неполные предложения
2) «...груда, и только»
3) колоколенка (уменьшительно-ласкательный суффикс
4) нынче

Объясните, почему в конце части автор ставит многоточие. (Ему больше не хочется говорить об этом, он возвращается к описанию красоты храма.)

7) Чудо, созданное руками и умом человеческим.

Особенности текста:

1) метафора озеро распеленалось (озеро сравнивается с младенцем:
озеро-дитя --> вспомните сравнение храм – игрушка из папье-маше в начале текста);

2) сравнение (храм – белый, словно бы хрустальный);

3) повтор смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете).

5. Домашнее задание.

Напишите о своем впечатлении от этого рассказа.

Можно анализировать тексты и по другой схеме: сначала отработать основные пункты по «Памятке для анализа текста», а затем провести словарную работу (лексическую и орфографическую) и объяснить некоторые знаки препинания. Здесь я стараюсь использовать заранее приготовленные карточки, которые потом могут найти применение при повторении или закреплении какого-то материала. Когда дети научатся анализировать текст достаточно хорошо, даю задание на дом. Последующая классная или индивидуальная проверка покажет, на какие вопросы следует обратить внимание всего класса, а какие разобрать с отдельными учениками.

Выбор текстов для анализа индивидуален для каждого класса, но я обязательно провожу работу с текстами, включающими описание, так как именно этот письменный пересказ вызывает наибольшие затруднения. Обращать на это внимание начинаю в 8-м и продолжаю в 9-м классе. Обязательно провожу мини-изложения, включающие описание. На них отвожу 15–20 минут урока; в слабом классе предлагаются отрывки, которые разбирались ранее в классе или самостоятельно, в сильном можно работать и с незнакомым текстом. Не оставляю без внимания тексты, относящиеся к рассуждению («О милосердии» (по Ч.Айтматову), «И прахом своим» В.П. Астафьева, «Любовь, уважение, знание» Д.С. Лихачева). Также учимся их разбирать на уроке.

Контролем знаний по описанной работе, конечно, является изложение. А так как я ставлю своей целью максимально охватить материалы «Сборника», то накануне проведения называю 10 текстов, в числе которых и будет контрольный.

II. АНАЛИЗ И ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Выполнение творческого задания на экзамене является следующим видом работы после изложения. Здесь требуется написание своего оригинального текста, строго соответствующего поставленной проблеме. Это задание я стараюсь также отработать на уроке. Конечно, воссоздать даже уже написанный вариант на экзамене сложно. Но целью своей работы я ставлю не создание точной копии итогового ответа, а совершенствование именно индивидуального умения создавать мини-сочинения, письменно отвечать именно на поставленный вопрос.

Начинаю работу с творческим заданием прежде всего с анализа вопросов после текста. Вопросы, относящиеся к первому заданию, можно разделить на такие группы (см. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс / Авт.-сост.: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. 6-е изд. М.: Дрофа, 2002):

1. Ответить на вопрос, связанный с самим текстом.

(Например: «Каким предстает перед вами Ф.Шаляпин в данном отрывке из воспоминаний Вс. Рождественского?»; «О каких чертах характера А.Ахматовой вы узнали из данного текста?»; «Почему Куприн так часто менял профессии?»; «На чем, по вашему мнению, основывалась дружба А.Твардовского и В.Некрасова?»; «Что вы можете сказать о влиянии природы на человека на основании данного текста?» – и др.) Такие вопросы составляют 42% из всех творческих заданий. Данная работа выполняется в качестве домашнего или классного мини-сочинения после коллективного или самостоятельного анализа текста с последующей индивидуальной проверкой, рекомендациями, внесением, если необходимо, исправлений.

2. Рассказать о своих личных впечатлениях, размышлениях после знакомства с конкретным текстом. (Например: «Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?»; «Что в биографии Я.В. Брюса произвело на вас наибольшее впечатление?»; «Напишите о своем впечатлении от этого рассказа»; «Как вы относитесь к классической музыке?»; «Выскажите свое отношение к проблемам, поднятым в тексте» – и др.) Подобные задания составляют 12% и выполняются так же, как и предыдущие.

3. Творческие задания, предполагающие знание дополнительной информации. Таких вопросов всего пять:

1) «Какое значение имела эта встреча для А.С. Пушкина?»; 2) «Вы, возможно, видели памятник А.Пушкину в Москве или знакомы с ним по иллюстрациям. Расскажите о своем впечатлении об этом памятнике» (разбираем после соответствующих уроков литературы); 3) «Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи» (и в 8-м, и в 9-м классе обязательно обращаемся к описанию картин, можно при этой работе рекомендовать обращение к текстам из «Сборника» «О В.Сурикове» и «Об А.Саврасове»); 4) «Как вы понимаете смысл слов набатный и вечевой?» (здесь проводится подробная лексическая работа, основанная на историческом материале); 5) «Какие черты характера, по вашему мнению, позволили Гагарину стать космонавтом?».

4. Задания, требующие определить главную мысль, объяснить смысл названия, сформулировать проблему, поднятую в тексте. На них приходится 15% всех вопросов.

5. Вопрос, предполагающий знание жанровых особенностей («Почему, на ваш взгляд, Ф.Кривин назвал это произведение полусказкой?» (Текст «Полуправда» Ф.Кривина).)

6. Творческие задания, связанные с аргументированным определением стиля текста.

Подготовку к последнему творческому заданию я опишу подробнее. Определить стиль требуется у 5 текстов («О народном промысле» (из кн. «Хохлома» Н.Бедника), «О Байкале» (из кн. «Голубые очи планеты») А.Муранова, «О П.И. Чайковском» (из рассказа «Скрипучие половицы») К.Паустовского, «Дядя Гиляй» К.Паустовского, «О народных промыслах» (из кн. «Живая Древняя Русь») Е.Осетрова). Четыре из них относятся к публицистическому стилю и один – к художественному. Стили речи ранее все изучались. Теперь остается всю эту информацию вспомнить, повторить, уделив основное внимание двум указанным темам. Трудность здесь состоит в том, что, во-первых, ученики часто за художественный принимают публицистический стиль, во-вторых, не все умеют создавать письменный текст научного стиля, что как раз и требуется в этом задании. Итак, начинаю работу с повторения и систематизации пройденного материала, касающегося функциональных стилей речи. Затем я предлагаю ребятам дома выполнить творческое задание к тексту № 71 «О народных промыслах» (из кн. «Живая Древняя Русь») Е.Осетрова), где они должны доказать его принадлежность к публицистическому стилю. На следующем уроке выборочно зачитывается несколько ответов (спрашиваю здесь только сильных учеников), выясняются трудности, вносятся коррективы, дополнения, проводим знакомство или повторение с жанром очерка, и ребятам предлагается дома снова доработать свои ответы, за что потом и выставляю оценку. Параллельно учимся работать с черновиком. Анализ оставшихся четырех творческих заданий можно провести аналогично или в виде самостоятельной работы.

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ «СБОРНИКА...» ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ НОВЫХ ТЕМ И ПОВТОРЕНИИ В 8–9-Х КЛАССАХ

Словарная работа

Чтобы использовать материалы «Сборника» при объяснении новых тем и повторении, а также при проведении словарной работы, я готовлю карточки со словарными словами и с предложениями на разные виды пунктограмм.

Словарной работе уделяю время при анализе текста (задание: вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы) или на любом обычном уроке. Раньше я предлагала ученикам самостоятельно дома выписать из текста слова, а потом по тетради мы объясняли трудные случаи написания слов. Сейчас такая домашняя работа остается, но проверяем в классе по моей карточке. Это связано с тем, что далеко не все ученики могут найти и объяснить все трудные случаи правописания (я заметила, что в слабых классах ребята видят только орфограммы корня). Когда освоено умение находить и объяснять орфограммы в тексте, провожу словарные диктанты, заранее сообщив номер текста, откуда будут предложены слова. При повторении некоторых правил (например, «Правописание приставок» или «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи») использую следующее задание: из указанных текстов (двух или трех) выписать слова, иллюстрирующие заданное правило, и дополнить своими примерами.

Карточки с предложениями я также активно использую на уроках. Они могут служить примерами и для объяснения новой темы, и для закрепления, повторения изученного материала, для индивидуальной работы. Используя их, можно составить разного вида диктанты (объяснительный, проверочный, схематический). Хорошо разбирать постановку знаков препинания во время комплексного анализа текста, но, к сожалению, на это не всегда хватает времени урока. В таких случаях я предлагаю в домашней работе самостоятельно найти, выписать и разобрать предложения с указанными пунктограммами. Например, после анализа текста «О колокольном звоне» Е.Осетрова ребята дома работали с предложениями на такие правила: «Вводные слова и предложения», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Обособленное определение, выраженное причастным оборотом», «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях». При изучении темы «Сложное предложение» даю задание: в указанном тексте найти предложения к обозначенным схемам.

При подобной работе происходит почти ежеурочное и систематическое обращение учащихся к «Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку». Это позволяет наилучшим образом подготовить ребят к предстоящей аттестации, обеспечить нормальный психологический настрой, снизить коэффициент стрессовых состояний, что, безусловно, поможет им со всей полнотой раскрыть свои знания.

IV. МАТЕРИАЛ ДЛЯ КАРТОЧЕК

Словарная работа

О П.И. Чайковском (из рассказа «Скрипучие половицы» К.Паустовского)

(Не)сколько, пр_слушиваясь, (не)глядя, пр_горке, уходили (в)низ, зар_сли, цветет иван(чай), (мелко)лесье, полома(н,нн)ый, зар_сшей реч(?)кой, где(то), (не)вольно, пр_щ(у,ю)рил; видного (с)верху, с обрыва; о(т,тт)енок, освеще(н,нн)ый (с)задач_й, свеч_й, отбрас_вают, освеще(н,нн)ы (с)низу, тот(час), земляника, заг_релые, пр_открыв, пр_плелся, пр_кратить, говориш(?), (не)образова(н,нн)ость, св_тое дело.

О Ф.И. Шаляпине (из кн. «Страницы жизни» Вс. Рождественского)

(Полу)темной, погруж_(н,нн)ый, какая(то), ра_спахнутой, до(сих)пор, и(л,лл)юстрирова(н,нн)ый, (полу)мрак, смуще(н,нн)ый, бе_церемо(н,нн)о, ра(с,сс)е_(н,нн)ый, велич_стве(н,нн)ым, какой(нибудь), окруж_(н,нн)ый, откуда(то) из(за) угла, медвеж(?)я, побежал (на)встречу Буське, с выле(з,с)шим, пр_глуше(н,нн)о, раз(?)е(?)жающимися, ше(?)ствие, зае(?)жал, свяще(н,нн)о(действующим), оживле(н,нн)о, поставле(н,нн)ую, без(?)отчетный, (по)восточному, что(нибудь), (а,о)н_кдот.

Однородные члены

О Ф.И. Шаляпине (из кн. «Страницы жизни» Вс. Рождественского)

1. Величестве(н,нн)ым медле(н,нн)ым шагом Шаляпин направился через всю обширную комнату к двери библиотеки.

2. Временами он забывшись подносит руку к (не)существующей завитой в смоля(н,нн)ые колечки бороде.

О колокольном звоне (из кн. «Живая Древняя Русь»)

1. Церковные колокола звучавшие на десятки верст были своеобразным эпическим оркестром музыкой для всех грандиозным музыкальным инструментом.

2. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни оповещал о приближении врага созывал ратников на битву был криком о помощи во время бедствия приветствовал победонос(?)ные полки вносил в праз(?)ники веселье и торжестве(н,нн)ость.

«И прахом своим...» (В.Астафьев)

1. В густом тонко(ствольном) оси(н,нн)ике я увид_л серый в два обхвата пень.

2. В заметно потемневшей хво_ в тон_н(?)ком смолистом стволике в бойко вз(?)ероше(н,нн)ой вершинке чу(?)ствовалась какая(то) увере(н,нн)ость и вроде(бы) даже вызов.

Обособленные определения

«Переводчик» (из кн. «Заметки о себе» Ч.Айтматова)

1. Только родное слово позна(н,нн)ое и постигнутое в детстве может напоить душу поэзией рожде(н,нн)ой опытом народа пробудить в человеке первые истоки нац_ональной гордости.

2. Пр_е(?)жий похвалил меня аксакалы дали мяса горячего душистого я выск_чил из юрты с торжествующим видом.

«Об Орфее и Эвридике» (из кн. «Мифы Древней Эллады» А.Немировского)

1. Как уп_ителен запах свежей зелени (не,ни)ведающей смерти и тлена!

2. Я пр_ш(е,о)л ради моей возлюбле(н,нн)ой Эвридики пр_бывающей в мире теней.

«Видение» (В.Астафьев)

1. Храм этот плыл (на)встречу мне легкий белый сказочно(пр_кра(?)ный).

2. Я отл_жил удоч(?)ку заворож_(н,нн)ый.

Обособленные обстоятельства

«Приточная трава» (К.Паустовский)

1. Девушки вдруг бросились бежать но на бегу несколько раз огляд_вались и смеясь ласково кричали мне одни и те(же) слова...

2. Увидев меня старушка остановилась всплес(?)нула руками выпустила козу и запела...

3. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле а у этих (не)извес(?)ных цветов сухие чашечки стояли выт_нувшись (в)верх.

«Музыка» (В.Астафьев)

1. От дома этого при бомбежке отвалилась половина обнажив стены с нарисова(н,нн)ыми на них сухощ_кими святыми и мадо(н,нн)ами глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.

2. Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой слушая одинокий среди войны орган.

О Ф.И. Шаляпине (из кн. «Страницы жизни» Вс. Рождественского)

1. Буська взвыв от ужаса и (не)ожида(н,нн)ости задом поползла под диван царапая раз(?)езжающимися лапами скользкий пол.

2. А в дверях кабинета стоял Горький и сморщившись давился от бе(з,зз)вучного смеха.

3. Он оживле(н,нн)о рассказ_вает что(то) а сам в это время тянет(?)ся к соуснику угловато торжестве(н,нн)о развернув ребром поставле(н,нн)ую ладонь.

Сложносочиненное предложение

«Видение» (В.Астафьев)

А храм все еще парил (надо)льдом опускаясь все ниже и ниже и солнце играло в маковке его и весь он был оз_рен светом и дымка светилась под ним.

«О народном промысле» (из кн. «Хохлома» Н.Бедника)

1. И(?)чез мастер но (н_)и(?)чезло его м_стерство и (до)сих(пор) ярким плам_нем г_рят хохломские краски нап_миная всем и о счастье свободы и о жаре любви к людям и о жажде красоты.

2. Ра_каз(о,ы)вают ее всегда чуть(чуть) (по)разному и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Горьковской области.

О П.И. Чайковском (из рассказа «Скрипучие половицы» К.Паустовского)

1. Он вспоминал этот путь и у него тяжело билось сердце.

2. С неба свет лился прямыми потоками и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса видного (с)верху с обрыва.

Сложноподчиненное предложение

О храме Покрова на Нерли (из кн. «Живая Древняя Русь» Е.Осетрова)

1. Трудно сказать когда Покровом на Нерли лучше всего любоват(?)ся.

2. На ра(с,сс)вете когда над з_реч(?)ными муромскими лесами играют солнеч(?)ные лучи от всплесков (свет_)тени древние стены словно колебл_т(?)ся светлея час от часу.

3. Любуясь Покровом на Нерли дума_ш(?) об истории храма о веках что пронеслись над его стенами...

О В.Сурикове (из кн. «Твоя палитра»)

1. Художнику задумавш_му историческую к_ртину нужно хорошо знать эпоху в которую происходило событие.

2. Когда Суриков пр_ступил к работе над «Боярыней Морозовой» он прочитал много книг на эту тему изучал пам_тники старины в музеях ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль в храм Василия Блаженного.

«Об Орфее и Эвридике» (из кн. «Мифы Древней Эллады» А.Немировского)

1. И решил он спустит(?)ся в подземный мир что(бы) вернуть Эвридику и соед_нит(?)ся (с)нею.
2. Спустился он к берегам св_ще(н,нн)ого Стикса за которым лежал мир мертвых.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Об А.С. Пушкине (из книги «Записки о Пушкине» И.Пущина)

1. Он как дитя был рад нашему свиданию (не)сколько раз повторял что ему еще (н_)верит(?)ся что мы вместе.

2. Я ему ответил что читающая наша публика благодарит его за всякий литературный подарок что стихи его пр_обрели народность во всей России и наконец что близкие и друзья помнят и любят его желая искренно что(бы) скорее кончилось его изгнание.

«Легенда о Коломне» (из кн. «Занимательная топонимика» Г.Смолицкой)

1. Извес(?)но что папа Вонифатий VII пр_следовал всех представителей рода Колонна которые искали убежища в разных странах.

2. Затем он пиш_т что поскольку (не)извес(?)но кто осн_вал этот город то название его «для забавы можно произвести от славной итальянской фамилии Колонна».

3. Он знал что происхождение и значение названия Коломна (не)вы_снено и решил сочинить легенду которую и изл_жил в письме из Коломны.

О храме Покрова на Нерли (из кн. «Живая Древняя Русь» Е.Осетрова)

1. С высокого холма где стоит храм открывают(?)ся луга с травами и цветами которые как ковер ведут к храму.

2. Покров на Нерли надо увидеть во время дождя когда огромная туча останавлива_т(?)ся словно для того чтобы полюбоват(?)ся храмом.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru