Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА,
г. Москва


Лексика. Культура речи

Разные виды диктантов. Списывание

6-й класс

1. Выборочный диктант.

СОБИРАТЕЛЬ СЛОВ

Все началось случайно. Морозным мартовским днем 1819 года ехал Владимир Иванович Даль из Петербурга в Москву. По северному насту бежали сани. В санях – двое: ямщик и юный мичман Даль. Он жмется от холода и дует на руки. Вдруг ямщик тычет кнутовищем в небо и басит: «Замолаживает...…».
Мичман вынул записную книжку и записал: «Замолаживать – иначе – пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». С этого слова и начался его «Толковый словарь живого великорусского языка».

1) Какие словари вы знаете? (Орфографический, орфоэпический, толковый.) Заполните вторую колонку таблицы названиями словарей, из которых можно узнать:

Толкование слова

 

Правописание слова

 

Произношение слова

 

2) Спишите второй абзац. Объясните постановку знаков препинания.

2. Списывание.

Владимир Даль понимал, что богатые сокровища народного языка должны быть собраны, объяснены.
Например, простой вещи – веслу – он отыскал следующие необычные названия: потесь, бабайка, слопец, лопастина, навесть, гребок, стерно. Все это он услышал во время службы на флоте.
За свою жизнь он переменил много профессий. Даль был морским офицером, армейским хирургом, чиновником. Но всю жизнь он оставался верен своему призванию писателя.

1) Спишите текст. Найдите предложение с обобщающим словом и однородными членами предложения. Выделите их. Какова роль вводного слова в тексте?

2) Найдите в тексте слова-синонимы.

3) Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

3. Списывание.

«Толковый словарь живого великорусского языка», издание которого было завершено в 1866 году, стал поистине великим событием в истории отечественной науки. Словарь содержал около двухсот тысяч слов и запечатлел реальное состояние русского языка той эпохи. Даль при составлении своего труда опирался на устную речь простого русского человека. Именно включение в словарь разговорных, диалектных и просторечных слов делает его столь интересным для читателей.

(Из энциклопедии)

1) Прочитайте. Определите по толковому словарю лексическое значение слов отечественный, реальный, диалектный, просторечный.

2) Спишите. Объясните подчеркнутые орфограммы.

4. Выборочный диктант.

Человек не может знать обо всем на свете и хранить в памяти множество различных сведений. Если вам нужно что-то узнать или проверить, то обратитесь к словарям и энциклопедиям.
Это книги и скупые, и щедрые одновременно. В них вы редко найдете стихи или рассказы. Статьи справочников и словарей, как правило, невелики по объему и написаны строгим, сухим языком.
Однако французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее...…».

1) Прочитайте текст. Определите по толковому словарю, в чем различие понятий словарь, энциклопедия, справочник.

2) Выпишите из второго абзаца антонимы и синонимы.

3) Спишите третий абзац. Как вы понимаете последнее предложение высказывания А.Франса: «Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее…...»? Объясните знаки препинания в этом абзаце.

5. Выборочный диктант.

Одна река Дон течет в наших степях, вторая – на острове Великобритания. Довольно рискованно утверждать, что оба названия родственны друг другу. Один город Брест, прославленный своей героической обороной, стоит у нас, на Западном Буге, другой – на крайнем западе Франции. И снова – между этими двумя совершенно тождественными по звукам именами нет ровно ничего общего. Это случайная игра созвучий. (Л.Успенский)

1) Прочитайте текст. Как называются слова, «совершенно тождественные по звукам»?

2) Найдите в тексте имена собственные. О какой особенности собственных существительных рассказывает автор?

6. Выборочный диктант.

НОЯБРЬ

Сыплет белый снег на черную землю.
Все вокруг становится пегим.
Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни – как клавиши рояля.
На белых речках – белые полыньи, на черных дорогах – белые лужи. На бело-черных березах черно-белые сороки сидят.
«Приехал ноябрь на пегой кобыле».
Черное озеро и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полем...…

(Н.Сладков)

1) Прочитайте отрывок из зарисовки Н.Сладкова «Ноябрь». Найдите антонимы. Можно ли утверждать, что антонимы в этом тексте – ключевые слова, определяющие мысль текста? Дайте свое название текста.

7. Списывание.

ПЕРВЫЙ РАК

Гремел гром. Шел дождь. Сквозь дождь лучило солнце. Раскинулась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черемуха. Кусты дикой смородины над водой позеленели. Тогда из рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.

(По М.Пришвину)

1) Спишите. Выделите слова одной тематической группы (гром, дождь, радуга; черемуха, смородина). Дайте свое название тексту.

2) Определите лексическое значение слов лучило, печура. Составьте словарные статьи к этим словам.

3) Подчеркните согласные в корне слов, проверьте их написание.

8. Выборочный диктант.

Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь лежат согнутые деревья. И так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы не нагибаться. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку. И стоит мне только этой палочкой стукнуть по дереву, как снег валится вниз со всеми своими фигурами. Дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Медленно так я иду и волшебными ударами освобождаю множество деревьев.

(По М.Пришвину)

1) Прочитайте. Найдите в тексте антонимы (летом – теперь; вниз – вверх).

2) Выпишите из текста и сгруппируйте слова с подчеркнутыми орфограммами, обозначая выбор грамотного написания или подбирая проверочное слово.

9. Объяснительный диктант.

ЖИВОЕ ДЕРЕВО

Молодые грачи облюбовали одну ель и стали орать. Прилетели старые с червяками. Когда грачиха садилась, ветка от тяжести опускалась. Когда она улетала, ветка поднималась. И грачонок качался, как в люльке.
И вся эта ель от множества невидимых птиц шевелила своими ветками, как живая.

Запишите текст. Подчеркните антонимы.

10. Выборочный диктант.

Я спросил у Моряка:
– Какая птица самая прекрасная?
– Чайка! – не задумываясь ответил Моряк.
Я спросил у Рыбовода:
– Какая птица самая отвратительная?
– Чайка! – ответил мне Рыбовод.
С тех пор я никого больше не спрашиваю, сам смотрю.

(Н.Сладков)

1) Прочитайте. Найдите в тексте антонимы. Подберите к ним синонимы.

2) Запишите вопрос автора и ответ Моряка как предложения с прямой речью. (В первом предложении слова автора поставьте перед прямой речью, во втором – после прямой речи.)

11. Выборочный диктант.

БЕЛКА И БОБР

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!
– До чего ж миленькое здесь местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

(Н.Сладков)

1) Прочитайте разговор лесных жителей. Кому, Белке или Бобру, принадлежит первая реплика? Добавив слова автора, запишите реплики зверей как предложения с прямой речью.

2) Найдите в тексте антонимы. Докажите, что слово худое многозначное.

12. Объяснительный диктант.

Зимой мы надеваем теплые вещи обычно темных цветов. Летом наша одежда легче и, как правило, светлых тонов. Почему? Найти этому объяснение поможет простой опыт.
Если положить на солнцепеке два бумажных листа – белый и черный, то через несколько минут черный станет ощутимо теплее белого. Оказывается, темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, чем светлые. Поэтому в одежде темного цвета теплее, а в светлой прохладнее.

1) Прочитайте. Определите стиль текста, назовите особенности этого стиля, встретившиеся в тексте. (Найдите риторический вопрос, вводное слово, вводное предложение.)

2) Запишите текст. Выделите антонимы (зимой – летом; теплый – легкий, прохладный; темный – светлый; белый – черный). Можно ли считать антонимы ключевыми словами текста?

3) Как вы думаете, являются ли синонимами слова надеваем, одеваем? Какова разница в употреблении этих слов? Обратитесь к словарю.

4) Объясните выбор подчеркнутых орфограмм.

13. Зрительный диктант.

УТРО НА МОРЕ

Как хорошо! Ты посмотри!
В ущелье белый пар клубится,
На крыльях носят свет зари
Перелетающие птицы.

Соединясь в живой узор,
Бежит по морю рябь от ветра,
Калейдоскопом брызг и света
Сверкает моря горизонт.

Вчера там солнце потонуло,
Сегодня выплыло – и вдруг,
Гляди, нам снова протянуло
Лучи, как сотни добрых рук.

(Н.Рубцов)

1) Прочитайте. Определите значение слова калейдоскоп (калейдоскоп – перен., быстрая смена мелькающих образов, впечатлений). Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении.

2) Найдите в тексте антонимы.

3) Проанализируйте восклицательные предложения по цели высказывания. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

14. Списывание.

Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет листва яблоневых садов. Сединой блестят поля. Вечерами стоят облака, покрытые жарким румянцем.

(По К.Паустовскому)

1) Спишите. Найдите слова, употребленные в переносном значении.

2) Произведите синтаксический разбор 3-го и 4-го предложений.

15. Осложненное списывание.

ЛАСТОЧКА

Пав_док, почти как весной. Все лавы давно снесены. Некоторые б_реговые кусты к_рзиночной ивы стали островами. На одном таком островке ласточка ус_дила своих п_томцев, чтобы никто (не)мешал их кормить. А вокруг стояли люди, маленькие и большие.
Маленькие тужили, что никак их (не)достанеш_. Старшие д_вились уму ласточки: нашла же место – все видят, а тронуть (не)могут.

(М.Пришвин)

1) Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные и раскрывая скобки.

2) Определите лексическое значение слов паводок, тужить. Если возможно, подберите к ним синонимы.

3) Разберите слово паводок по составу. Знаете ли вы другие слова с ударной приставкой па- (падчерица, пасмурный, пасынок).

4) Расскажите о написании частицы не с глаголами, примеры приведите из текста; к словам с безударными гласными подберите проверочные слова.

16. Выборочный диктант.

ЛИЛОВОЕ НЕБО

Если в декабре небо закрыто тучами, то смеркается в хвойном лесу странно. Небо становится лиловым, свисает, нижеет и торопит спасаться. В лесу скоро начнется свой, нечеловеческий порядок.

(М.Пришвин)

1) Прочитайте. Определите лексическое значение слова нижеет, подберите к нему синоним. Можно ли считать слова свой, нечеловеческий синонимами?

2) Выпишите глаголы, выделите окончание, определите спряжение.

3) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

17. Предупредительный диктант.

Утро. Выглядываю в кусочек окна и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами вижу синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Но сегодня они особенно хороши, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще прячется за лесом, просека стоит в голубой тени. А на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, застыли под глубоким небом.

(По И.Бунину)
(56 слов)

1) Определите значение слова хоругвь. (Хоругвь – войсковое знамя (истор.).) Выпишите словосочетания с прилагательным глубокий (глубокими снегами, под глубоким небом). Подберите синоним к этому прилагательному в каждом словосочетании.

2) Произведите синтаксический разбор предпоследнего предложения.

18. Выборочный диктант.

Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. И дышат деревья зимой в 200–400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если в это время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года – просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.

(Г.Граубин)

1) Прочитайте текст. Определите тему и озаглавьте текст.

2) Выпишите из текста антонимы. К какой части речи они относятся?

3) Определите лексическое значение слова глубоко в словосочетании глубоко спят. Однозначным или многозначным является это слово?

19. Объяснительный диктант.

ВОРОБЕЙ И ОРЕЛ

– Хоть сыновья мои, Орел, и воробьи, да зато их десять.
– А у меня, Воробей, хоть и один сын, да зато орел!

1) Прочитайте. Определите, в каких значениях употреблено слово орел в тексте.

2) Как называется разговор двух собеседников? Найдите обращение. Как выделяется на письме обращение?

20. Выборочный диктант.

Иван стал думать. Он чудно вытаращил глаза и вытянул губы трубочкой.
– Вот что. Пошли к дедушке Колдырю.
– К кому?
– Ну, дедушка такой.
– Твой?
– Нет. Вообще. Общий. Фома Никитич. А прозвище – Колдырь.
– А что это значит?
– Ну, знаешь, на березе бывает такой крепкий нарост. Называется кап. А еще по-деревенски – колдырь. Его топором не отрубишь. Пилить – и то трудно.
– А дедушку почему так зовут?
– Крепок потому что. И правильный человек. Все так говорят. Он придумает, где твою собаку искать. Пошли!

(И.Токмакова)

1) Прочитайте разговор мальчишек – Ростика и Ивана – из повести Ирины Токмаковой «Ростик и Кеша». Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

2) Найдите слова-синонимы. В каком случае слово колдырь употребляется в прямом значении, а в каком – в переносном?

3) Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

21. Списывание.

Помидор – это индейское растение. На родине, в Южной Америке, его называли «томат». У томатов плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. «Помо д оро!» – восхитились итальянцы. «Помо» – по-итальянски яблоко, «д оро» – золотое. Так индейский томат стал называться помидором.
Что же получилось? У одного и того же овоща – два названия. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты...… Но при покупке свежих плодов мы говорим о них – помидоры. И хотя сейчас желтые и оранжевые сорта помидоров встречаются редко, свое «золотое» название помидоры сохранили до сих пор.

(По Н.Надеждиной)

1) Прочитайте текст. О происхождении какого лексического явления рассказывается в тексте? Приведите примеры явлений, животных, у которых два равноправных названия.

2) Спишите текст. Объясните знаки препинания в предложениях с однородными членами и прямой речью.

22. Объяснительный диктант.

Цвела душица, которую бабушка ласково называла материнкой. Мы аккуратно срезали покрытые белесыми волосками стебли с яркими кистями цветов.
«Материнкой-то за что душицу называют?» – спрашивали мы. «А называют ее так за целебную силу, которая от матери-земли идет», – объясняла нам бабушка.
Не знаю, правильно ли было такое толкование. Но в те дни сени нашей избы пахли жарким солнцем, нежным ароматом знакомых склонов холма и благодатной щедростью родной земли.

(Из журнала)

1) Прочитайте текст. Укажите слова-синонимы. Как называется словарь, из которого мы можем узнать лексическое значение слова? А из какого словаря – происхождение слова?

2) Объясните знаки препинания во втором абзаце. Составьте схемы предложений с прямой речью.

3) Спишите последнее предложение. Подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения.

23. Свободный диктант.

Наш лагерь находился в предгорьях хребта. От речки мы отвели арык к огороду, и в этом арыке поселились лягушки.
Кот Халдей любил поохотиться на лягушек. Он садился прямо в воду, долго и неподвижно сидел в арыке и зорко высматривал квакушек. Зазевавшееся земноводное кот хватал зубами и выпрыгивал на берег. Халдей долго играл с ним.
Затем он шел за очередной жертвой, а бедную лягушку съедал другой кот.

(По Ю.Алехину)

1) Прослушайте текст. Определите по толковому словарю значение слова арык.

2) При втором прослушивании выпишите из текста синонимы (в том числе и текстовые) к словам кот, лягушка.

3) Озаглавьте текст и запишите его.

24. Свободный диктант.

Встреча с этим животным произошла в горах. Там я однажды увидел странное существо черно-белой окраски. Оно мурлыкало и состояло из лап, туловища и головы. Ушек и хвоста у него не оказалось. Это был кот Кардинал. Историю о нем мне поведали радисты.
К концу зимовки в кладовке осталось только пшено. Мешок с этим пшеном сиротливо стоял на полке. Кардинал решил, что это для него оборудовали «песочек». В зимние ночи свирепо выл ледяной ветер. Кот решил не выходить на улицу, а посещать этот «теплый туалет».
К весне радисты добрались и до пшена. Во время варки носы зимовщиков уловили неаппетитные ароматы. Голодные высокогорники выбросили кота на мороз. Вскоре жалобный вой Кардинала растопил ледяные сердца радистов. Но ушки и хвост у кота отпали.
Однако кот сохранил природный оптимизм, остался ласковым и добродушным.

(По Ю.Алехину)

1) Прослушайте текст. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста.

2) Выпишите из текста синонимы (в том числе текстовые) к словам радисты, кот.

3) Словарная работа: аппетит, неаппетитный, аромат, оптимизм, Кардинал. Выделите окончания существительных и объясните их написание: черно-белой окраски, к концу зимовки, в кладовке, на полке, во время варки.

4) Запишите текст.

25. Списывание.

Искусство родственно словам искушать, искушение и через них – старославянскому кусити – пытать, познаваться. Искусити значило «подвергнуть испытанию»; искусство – «умение испытывать». Говорим же мы и теперь «искушенный человек» про того, кто многоопытен, много испытал.

(Л.Успенский)

1) Прочитайте словарную статью из этимологического словаря Льва Успенского. Спишите ее. Выделите корень в однокоренных словах. Слово искусство разберите по составу.

2) Подумайте: можно ли считать слова искусство и познание синонимами?

26. Зрительный диктант.

СЛОВАРЬ

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...…».
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

 (С.Я. Маршак)

1) Прочитайте стихотворение. Пользуясь статьей из словаря Льва Успенского (предыдущий текст), объясните значение слова искусство в первом четверостишии стихотворения С.Я. Маршака.

2) Докажите, что слово век многозначное. Объясните значение словосочетаний век заедать, век заживать чужой. (При затруднении обратитесь к словарю.)

3) Спишите стихотворение. Объясните написание подчеркнутых орфограмм. Выучите наизусть. Запишите по памяти.

27. Выборочное списывание.

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф – древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.

(По Л.Кудрявцевой)

1) Прочитайте текст о создателе Третьяковской галереи.

2) Спишите первый абзац. Найдите синонимы слова художник. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами? Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова.

28. Творческий диктант.

Какое отчаяние в позе девочки, примостившейся на камне-валуне! Загрубевшие от работы руки устало сцеплены. Рыжие волосы растрепались. Ноги измучены долгой ходьбой. Линялый сарафан изодран. Прибежала к темному пруду – одна со своим горем.
В том же движении, что руки Аленушки, наклонилась ветка осины у воды. Заросли осоки в опасной воде как бы охраняют девочку от неверного шага. На березовой ветке, изогнутой в лад склоненной фигурке, сидят белогрудые стрижи. А сзади дозорными встали молодые ели. Природа сочувствует девочке и старается ей помочь.
А в скромной цветовой гамме слышится печальный напев. Кажется, сам воздух пронизан тихой мелодией деревенской песни: «Охти, горе, тоска-печаль великая». Горе в песне летит серой утицей, сизым голубем. И общий тон картины такой же неяркий, серовато-блеклый. Зеленые, желтые, синие, розовые краски словно тронуты легкой серебристой дымкой.
Вместе грустят и девочка, и осинка, и птицы на ветке, и небо, сливаясь в тихую задумчивую сказку.

(Л.Кудрявцева)

1) Прочитайте описание картины Виктора Васнецова «Аленушка».

2) Определите тему каждого абзаца, указав ключевые слова каждого предложения в абзаце. Понаблюдайте за построением предложений (например, в 1-м абзаце (описание Аленушки) предложения начинаются с подлежащего, во 2-м абзаце (описание природы) – с обстоятельства).

3) Перечитайте первое и последнее предложения текста. В чем общность и различие этих предложений?

4) Прослушайте еще раз текст и составьте свое описание картины Виктора Васнецова «Аленушка».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru