Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2004

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ

Газета «Русский язык» не раз писала о новом типе учебника по русской филологии, созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник (см. № 14/2002, 23/2003).
Главная задача курса «Русская филология» – пробуждение у школьников любви и интереса к русскому языку, воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью. Идея культуры, обогащения интеллектуального фонда учащихся – одна из приоритетных в учебниках этого авторского коллектива.
Предлагаем читателям фрагмент из нового учебника для 7-го класса, посвященный числительному.

Г.Г. ГРАНИК,
Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ,
С.М. БОНДАРЕНКО,
Н.А. БОРИСЕНКО


Имя числительное

С первых лет жизни вы постоянно обращаетесь к числам. Просыпаясь, вы обычно вспоминаете, какое сегодня число, в котором часу нужно отправляться в школу и когда закончатся уроки. Вечером вы хотите знать, когда будет по телевизору ваша любимая передача…. Словом, числа нужны нам ежедневно и даже ежечасно.

Числа, как и слова, – это знаки. Древние считали, что числа управляют миром, что числа передал людям сам Прометей вместе с другими великими дарами: огнем и письменностью, искусствами и ремеслами.
Вспомните: поэт Н.Гумилев в стихотворении «Слово» писал не только о словах, но и о числах. Вот эти строки:

А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Видите, Гумилев назвал число умным. Как вы думаете, почему он так написал?
Мы думаем, потому, что числа наряду со словами являются самыми главными для людей знаками. Числа в культуре играли очень важную роль, они не только обозначали количество, но и передавали определенный смысл. Так, число «1» в древности почти у всех народов указывало на единую божественную творческую силу. Число «3» в китайской философии и в христианской традиции означает Троицу. А число «22» в одном из древних учений являлось числом красоты. Разумеется, мы привели далеко не все примеры связи между числом и смыслом.

Пользоваться числами и словами, которые их называют, стало для нас настолько обычным и естественным, что мы даже не задумываемся: а что же это за слова?
Вы, конечно, поняли, что это числительные. С ними вы немного знакомы. Но пришло время знакомство продолжить.

1. Что такое числительное? Морфологические признаки числительных

В содружестве частей речи есть часть речи, не похожая ни на какую другую, хотя иногда ее можно спутать с существительным, прилагательным и даже с наречием.
Вспомните письмо штурмана Климова из романа В.Каверина «Два капитана»:

Глубокоуважаемая Мария Васильевна!
Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды.

Какой частью речи являются выделенные слова?
(Вы правы: и четыре, и тринадцать, и два (в названии романа) – это все числительные.)

Поскольку они обозначают количество предметов при счете или называют число, если стоят без существительного, они так и называются: количественные числительные, или просто числительные.

Имена числительные имеют свои особые грамматические признаки, которые позволяют отличить эту часть речи от других. Говоря о признаках, мы иногда будем называть их категориями.
Давайте познакомимся с грамматическими признаками (категориями) имени числительного. Начнем с морфологических признаков.

Имена числительные изменяются по падежам. Чтобы убедиться в этом, просклоняем любимое всеми школьниками слово пять: пять, пяти, пяти, пять, пятью, о пяти.
Но ведь изменяться по падежам могут и другие части речи. Вспомните, какие именно.
А есть ли у числительных такой грамматической признак, который отличает их от существительных?
Оказывается, есть. Существительные, кроме изменения по падежам, изменяются еще и по числам.
А числительные? Попробуйте пять, или десять, или сто поставить в форму мн. ч. Получилось? Думаем, что нет. Да это и невозможно. Эти слова выражают числовые значения своей основой. А значит, у них не может быть грамматических форм числа. Это противоречило бы самой природе числительных. Если бы числительные изменялись по числам, это было бы что-то наподобие «масла масляного» в орфографии. Помните, когда мы использовали это выражение?
А как быть с грамматической категорией рода? Существительные относятся к мужскому, или женскому, или среднему роду. А есть ли род у числительных? Три – какого рода? А пятьдесят?
Конечно же, числительные не относятся ни к какому роду, как существительные, и не изменяются по родам, как прилагательные. Исключением являются числительные один, два, оба, полтора.

Итак, имя числительноеэто часть речи, которая изменяется только по падежам, отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество предметов или число.

2. Что с чем нельзя путать?

Иногда встречаются части речи, похожие друг на друга. Ваша задача – не путать их. Например, семь и семерка. Семь – числительное, потому что: 1) изменяется только по падежам, 2) отвечает на вопрос сколько? и 3) сообщает о количестве чего-нибудь; семерка – существительное, потому что: 1) изменяется по падежам и числам, как все существительные 1-го склонения, 2) отвечает на вопрос (кто?) что? и 3) обозначает предмет (в грамматическом значении этого слова).

Итак, значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи. К какой части речи относится слово, мы узнаем по его грамматическим признакам.

1. Определите, какие из этих слов числительные, а какие – нет. Сгруппируйте слова по частям речи.

Четверка, четыре, четырежды, четверть, вчетвером, на четвереньки, четверо, четырнадцать, четырехдневный (поход), четырехугольник, учетверить, четырехместное (купе).

2. От любого числительного первого десятка образуйте слова разных частей речи.

3.1. Перепишите текст. Найдите в нем числительные, а затем слова, которые можно спутать с числительными. Укажите, какой частью речи они являются.

Это все взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребенка.
Начнем с работы. У взрослых в нашей стране восьмичасовой рабочий день. У школьника – шесть уроков в школе, а потом еще, даже если учиться на тройки, как я, нужно дома готовить уроки не меньше трех часов. Значит, выходит девятичасовой рабочий день, как в самых отсталых колониальных странах. У взрослого – два выходных дня в неделю. У многих школьников – один.
Когда у взрослого что-нибудь не получается на работе, ему все сочувствуют, все его жалеют. Когда мамин отдел завалил какой-то проект, так все говорили: «Ах, Елена Павловна, как мы вас понимаем, не нужно ли вам какой-нибудь помощи, не поедете ли вы на курорт?» А мама в ответ делала жалкие губки и говорила, что она очень переживает.
Но когда я схватила двойку по алгебре, весь двор смеялся, и продавщица мороженого – ей-то какое дело! – сказала, что двоечницам мороженое вредит.

(По В.Киселеву)

3.2. Сделайте графический разбор выделенного предложения.

Если вам понравился этот отрывок, прочитайте роман Владимира Киселева «Девочка и птицелет».

3. Синтаксические признаки числительных

Продолжим знакомство с грамматическими категориями числительного.
Синтаксические признаки числительных тоже необычны. Сначала познакомимся с синтаксическим поведением числительных в предложении.

4. Каким членом предложения могут быть числительные, вы установите сами, разобрав следующие предложения по членам предложения. Имейте в виду, что сочетание числительного в именительном (винительном) падеже с существительным в родительном падеже – это цельное словосочетание, а значит, оно является одним членом предложения.

1. Большая Медведица – семь ярких звезд.

2. Китайцы называли те же семь звезд Хлебной мерой.

3. Около сорока веков назад древние ученые разделили небо на созвездия.

4. Восемьдесят восемь – число созвездий на небе.

Числительные, как видим, могут быть любым членом предложения.

А теперь вспомним одно пунктуационное правило.

Если подлежащее и сказуемое выражены числительным в именительном падеже или один из главных членов выражен числительным, а другой – существительным, то между ними при отсутствии связки ставится тире.

Вот так: Пятью пять – двадцать пять. Шестью шесть – тридцать шесть. Возраст Байкала – двадцать пять миллионов лет.

5.1. Перепишите текст, подчеркивая по ходу записи основы и расставляя недостающие знаки препинания. На месте // поставьте знаки конца предложения.

Вот так: Звезды – солнца.
Звезды солнца// Солнце звезда// Солнце огромно// А звезды// Как мерить звезды// Не подойдет ли для этой цели само Солнце//
Раскаленный газовый шар диаметром примерно 1391 тысяча километров вот наше Солнце// Солнечный диаметр 109 земных//
Но есть звезды гораздо больше нашего Солнца // Объем одной из звезд Цефея 20 миллионов Солнц// Но и это не предел// Если посчитать Солнце блохой, то масса звезды Эпсилон в созвездии Возничего будет два слона//

(По А.Томилину)

5.2. К какому виду текстов относится данный текст?

4. Синтаксические связи числительного в словосочетании

Вспомните сказочную повесть Юрия Олеши «Три толстяка». Какое слово в словосочетании три толстяка главное, а какое – зависимое? (Главное – три, зависимое – толстяка: три (кого? чего?) толстяка.)

Может ли в этом словосочетании существительное стоять в какой-нибудь другой форме, кроме р. п. ед. ч.? (Нет.)

Как называется такая синтаксическая связь? (Вы правы, это связь управления.)

А что если бы толстяков у Ю.Олеши было не три, а пять? Какая связь в словосочетании пять толстяков? (Тоже управление, но только существительное стоит в форме р.п. не единственного, а множественного числа. Так происходит со всеми числительными начиная с пяти.)

А теперь давайте склонять этих самых толстяков.

Трех толстяков (скольких толстяков?), трем толстякам (скольким толстякам?)… Пяти толстяков, пятью толстяками, о пяти толстяках…...

Что изменилось? Какое слово в словосочетании стало главным, а какое зависимым?
(Теперь существительное стало главным словом, а числительное стало ему подчиняться.)

Как называется такая синтаксическая связь? (Согласование.)

Итак, мы увидели, что числительное и существительное заключили между собой определенный договор.

В именительном (и сходном с ним винительном) падеже числительные управляют существительными, а в других падежах согласуются с ними.

6.1. Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания с числительными. Верно ли, что во всех выписанных словосочетаниях слова связаны по способу управления?

ЗАПОВЕДНИК ГЕРОЕВ

Принц и нищий, Том Сойер и Гек Финн, Оливер Твист, дети капитана Гранта, маленький лорд Фаунтлерой, двенадцать егерей, три пряхи, семь мудрых школяров, тридцать три богатыря вышли встречать нас.
На берегу стоял дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. Цепной кот в сапогах с ученым видом ходил вокруг дуба. Знакомые образы населяли остров. Остров Лукоморье был заповедником всех вычитанных нами героев.
Навстречу нам скакал Неизвестный Рыцарь, потом Всадник без головы. За ним погонял клячу Дон Кихот Ламанчский. И трусил на осле его верный оруженосец Санчо Панса.

(По Л.Кассилю)

6.2. Каких героев вы узнали? Из каких книг они пришли? А какими бы героями населили свой остров Лукоморье вы?

7.1. Прочитайте и перескажите текст. Имейте в виду, что в некоторых абзацах знаки препинания не расставлены.

У многих древних народов семь считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трех и четырех. Три человека отец мать и ребенок составляют основу жизни а четыре это число стран света и направлений ветра откуда приходит дождь живительная влага которого делает землю плодоносящей.
Греческий философ и математик Пифагор тоже придавал особое значение числу семь. Треугольник и четырехугольник, которые в сумме дают семь, считались математиками античности проявлением законченности и совершенства.
И древние евреи почитали число семь. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». Об этом свободном дне в Десяти заповедях Моисеевых сказано: «Посему благословил Господь день субботний и освятил его». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
С давних пор число семь имело разнообразное символическое использование. Так, древние греки ежегодно выбирали семь лучших трагических и комических актеров. Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признаются семь смертных грехов и семь таинств…...
Этот список использования числа семь у самых разных народов мира можно продолжать до бесконечности.

(По энциклопедии «Что есть что»)

7.2. Перепишите первый и четвертый абзацы, по ходу записи подчеркивая основы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните числительные и сочетания числительных с существительным как члены предложения.

7.3. В выделенных словах найдите ошибкоопасные места.

8. Запишите примеры, дописывая, где нужно, окончания существительных.

1) Пять килограмм_ гранат_, ананас_, яблок_, апельсин_, мандарин_.

2) Шесть эскимос_, грек_, монгол_, болгар_, курд_, грузин_.

3) Восемь пар чул_, носк_, ботинок_, валенок_, манжет_.

4) Сто ампер_, киловатт_, акр_, гектар_, ярд_.

ПЕРЕМЕНА

Вы уже знакомы с именем Михаила Зощенко и читали многие его рассказы. Познакомьтесь еще с одним рассказом писателя. Он называется «Кочерга».

Забавное происшествие случилось зимой в одном учреждении. Обыкновенные вульгарные печи отапливали это здание. Но на шесть печей была всего одна кочерга.
И тут в голову директору пришла простая вещь – иметь кочергу на каждую печку. И он стал диктовать машинистке требование на склад.

Прочтите отрывок из рассказа.

Шагая по комнате, директор диктовал:
– Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче...
Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:
– Что за черт. Не помню, как пишется – пять коче...… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – тоже ясно. А пять? Пять – чего? Пять кочерги...…
Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что она вообще впервые слышит это слово и уж во всяком случае в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное.
Директор позвал своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал о своем затруднении.
Секретарь тотчас стал склонять это слово. Кто, что? – кочерга...… Кого, чего? – кочерги...… Кому, чему? – кочерге...… Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить.
Тогда опросили еще двух служащих, но и те не внесли ясности в это дело. <...…>
Уже секретарь хотел звонить в Академию, но директор в последний момент не позволил ему это сделать. Еще, чего доброго, попадется какой-нибудь смешливый ученый, который напишет фельетон в газету – дескать, директор малограмотный, дескать, тревожат научное заведение такой чепухой. Нет, уж лучше обойтись своими средствами. Хорошо бы еще раз позвать истопника, чтоб услышать это слово из его уст. Все-таки человек всю жизнь вращается у печей. Уж кому-кому, а ему-то известно, как произнести пять коче…...
Тотчас снова позвали истопника и стали его наводящими вопросами наталкивать на нужный ответ.
Истопник, предполагая, что его опять будут журить, отвечал на все вопросы хмуро и односложно. Он бормотал, дескать, нужно пять штук… Потеряв терпение, директор прямолинейно спросил истопника, что ему нужно.
– Сами знаете что, – угрюмо ответил истопник.
Но тут, под давлением секретаря и директора, истопник наконец произнес искомое слово. Однако это слово в устах истопника звучало не так, как ожидалось, что-то вроде – «пять кочерыжек». <...…>
В конце концов составили требование таким образом, чтобы слово кочерга не упоминалось во множественном числе и вместе с тем чтобы склад выдал пять штук. <...…>
Самое смешное из всей этой истории – это то, что вскоре бумажка была возвращена назад. С резолюцией заведующего складом: «Отказать за неимением на складе кочережек».

Вы убедились, что склонять существительные и употреблять их в сочетании с числительными не всегда просто? И все-таки как будет правильно: пять коче...…?

5. Что с чем нельзя путать?
Порядковые прилагательные

9.1. Прочитайте текст.

Вечером 11 октября 1492 года, на 68-й день своего плавания, Христофор Колумб заметил вдали какой-то движущийся свет. Колумб пошел на огонек и открыл Америку.
Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку как младшего помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию. (Л. Кассиль)

9.2. Как вы думаете: какой частью речи являются слова, записанные цифрами? Определите их грамматические признаки. Можно ли сказать, что перед нами числительные?

Оказывается, ответить на эти вопросы не так-то легко. Над ними ломают головы не только обычные, рядовые, как сказали бы ученые, носители языка, но и сами лингвисты.
Одни из них считают, что слова первый, второй, сотый и т.п. – числительные. Но не количественные, с которыми нам уже приходилось иметь дело, а порядковые. Аргументируют этот вывод тем, что эти слова имеют отношение к счету (обозначают порядок предметов при счете), образованы от количественных числительных (кроме слов первый, второй) и поэтому относятся к той же части речи, что и количественные числительные.
Другие ученые говорят, что слова первый, второй, сотый по грамматическим признакам совсем не похожи на числительные.
Сравните сами восемь и восьмой, сто и сотый. Как они изменяются?
Действительно, они изменяются по-разному. Восемь и сто изменяются только по падежам, а восьмой и сотый – и по падежам, и по числам, и по родам, согласуясь с существительными, к которым они относятся. Вот так: восьмой (который?) ряд, восьмого (которого?) ряда, восьмые ряды, восьмое место, восьмая парта….
Вспомните, какая часть речи имеет такие же грамматические признаки. (Конечно же, имя прилагательное.)
Перед нами, как вы могли в этом убедиться, какая-то смешанная форма, гибрид. Как будто и не настоящее прилагательное и не настоящее числительное. Кстати, в языке это случается нередко. Но если считать части речи грамматическими классами, то слова, обозначающие порядок предметов при счете, нужно отнести к прилагательным.
Итак, слова первый, второй, сто восемнадцатый мы, как и многие современные ученые, считаем именами прилагательными. Правда, особыми прилагательными. Их называют порядковыми прилагательными, поскольку они обозначают порядок предметов при счете.
Если вам придется отвечать на вопрос, что собой грамматически представляют слова типа первый, второй, – числительные это или прилагательные, – приводите обе точки зрения, обосновывая принятую вами.
Но, так как порядковые прилагательные все-таки имеют отношение к счету, нам удобнее их изучать вместе с числительными.

10. Перепишите предложения, делая по ходу записи графический разбор. Сделайте вывод о синтаксической роли порядковых прилагательных в предложении.

1) Сегодня Петя съел уже шестую порцию мороженого, а завтра скорее всего его отвезут во вторую городскую больницу.

2) Наш дом третий от угла.

11.1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Над числительными надпишите ч., над порядковыми прилагательными – п.

Роман Жюля Верна «Вокруг света в восемьдесят дней» построен на одном довольно странном географическом парадоксе.
Англичанин Филеас Фогг взялся на пари объехать земной шар за восемьдесят дней. Чтобы прибыть вовремя он едет поездом плывет пароходом несется на санях и даже путешествует на слоне. Читатель напряженно ждет: успеет или не успеет Фогг прибыть в Лондон на восьмидесятый день? Возвратившись, он в отчаянии смотрит на часы: опоздал на пять минут!
Филеас Фогг проиграл бы пари если бы в самом конце путешествия не вспомнил что у него в запасе есть еще один день.
«Находка» двадцати четырех часов в конце путешествия у многих читателей вызывает недоумение. Однако научная сторона замысла писателя неоспорима. Жюль Верн блестяще раскрывает ее на последних страницах своего романа. Если вы прочитаете его до конца вы узнаете как мистер Фогг выиграл свое пари.

(По Е.Брандису)

11.2. Для выделенных предложений начертите схемы.

Порядковые прилагательные употребляются обычно в названиях веков и тысячелетий, а также при нумерации глав, разделов, подразделов и т.п. Чаще всего они записываются римскими цифрами. Так, как в следующем предложении:

Это была превосходная книга – биографии замечательных мореплавателей XV и XVI веков: Христофора Колумба, Фердинанда Кортеса и других. (В.Каверин)
Порядковые прилагательные используются также при чтении географических координат.

Прочитайте предложения.

Находясь на 79°35' северной широты, между меридианами 86° и 87° к востоку от Гринвича, мы заметили резкую серебристую полоску, идущую до самого горизонта. Я назвал ее твоим именем.

(По В.Каверину)

(Проверьте, правильно ли вы произнесли числительные. Читать нужно так: на семьдесят девятом градусе тридцать пятой минуте и между меридианами восемьдесят шестым и восемьдесят седьмым.)

12.1. Прочитайте текст. Обратите внимание на чтение порядковых прилагательных, обозначающих географические координаты.

Мне было лет тринадцать, когда в мои руки попала книга Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». Помню, с какой жадностью я перелистывал ее довольно-таки потрепанные страницы. Как я завидовал Джиму Гокинсу, герою романа, которому случайно попала в руки карта Острова сокровищ. Я представлял этот остров так четко, будто сам исходил его вдоль и поперек.
А потом мне вдруг сказали, что такого острова нет и не было, что это всего-навсего выдумка писателя. Каково же было мое разочарование!
Много лет спустя мне пришлось работать в крупной библиотеке. Моя работа была связана с географией, и неожиданно для себя мне снова пришлось столкнуться с Островом сокровищ. Я узнал, что Стивенсон не выдумал свой остров. Знаменитый Остров сокровищ – это маленький необитаемый островок, принадлежащий Коста-Рике. Он расположен в Тихом океане на 5°33' северной широты и 87°2' западной долготы и тянется в длину на три с половиной мили, а в ширину на две мили. Настоящее его название – остров Кокос.

(По Н.Внукову)

12.2. Перепишите текст, по ходу записи объясняя знаки препинания и подчеркивая ошибкоопасные места. Какие знаки препинания вы еще не можете объяснить?

12.3. Найдите числительные, определите их морфологические и синтаксические признаки.

6. Простые, сложные и составные числительные

Читая различные тексты, вы могли заметить, что числительные выглядят по-разному. Среди них есть такие, которые имеют всего один корень. Это простые числительные: два, семнадцать, сорок.
Однако, несмотря на название, простые числительные не так уж и просты, как это кажется на первый взгляд. Числительные от одиннадцати до девятнадцати, а также двадцать и тридцать имеют довольно странные суффиксы: -надцать и -дцать. Об их происхождении вы узнаете, выполнив следующее задание.

13.1. Прочитайте лингвистическую миниатюру.

ПРЕДКИ

Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Одиннадцать и спрашивает: «Скажи: почему ты пишешься с двумя н, а я – с одним?». Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно…».

(По Т.Жулий и О.Теплицкой)

13.2. Как вы думаете, что это за история? Расскажите о происхождении числительных второго десятка. Если же вы не помните эту историю, читайте ее продолжение в ответе.

13.3. Разберите по составу числительные одиннадцать, двенадцать.

(Ответ. Вот как эта история заканчивается у авторов:
«Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десяте, два на десяте. Позже эти сочетания слов решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать два н – одно от корня, другое – от бывшего предлога».)

Числительные, которые состоят из двух корней, называются сложными. Например: шестьдесят, двести, восемьсот.
А еще есть составные числительные. Они состоят из двух и более слов: двадцать пять, четыреста двадцать один, семь тысяч. Иногда эти числительные превращаются в настоящих великанов. Помните делового человека с четвертой планеты в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц»? Он насчитал пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одну звезду.

Запомните!

В составных числительных все слова пишутся раздельно.

Деление числительных на простые, сложные и составные еще называют разрядами числительных по составу.

14.1. Прочитайте рассказ.

ИГРА

В футбол в этом дворе играли уже лет десять или больше. Сколько было двору, столько и гоняли здесь мяч. Играли, стараясь соблюдать правила: каждый тайм – сорок пять минут, перерыв – пятнадцать. Только одно правило постоянно нарушали – это количество игроков. Сколько соберется игроков, всех берут. Главное, чтобы поровну было в каждой команде. Иногда из соседних дворов набегало столько мальчишек, что в каждой команде было по двадцать и более игроков, и ничего, никогда не дрались, хоть и спорили иногда яростно.
Но вот во дворе появился новый жилец по имени Валера. Понаблюдал за одной игрой, за второй и заявил: «У вас не футбол, а какая-то свалка. Вы разве не знаете, сколько в каждой команде должно быть игроков?».
Ребята знали: одиннадцать. Но куда девать остальных?
– Остальные не наши, из соседних дворов, – объяснил Валера.
Он сам назначил себя тренером и сразу взял дворовый футбол в свои руки. Шесть раз в неделю – тренировки, на седьмой – игра.
На тренировки приходило все меньше ребят.
Очень уж любил Валера командовать, при этом унижал их. То и дело слышалось: «Эй, ты, шестой номер, опять в офсайде пасешься?», «А ты кто, девятый, нападающий или безногая гусеница?».
А между тем ребята из соседних дворов организовали свою команду и предложили сыграть Валериным подопечным. Валера не возражал: «Вы должны их раздавить физически и морально», – сказал он ребятам.
Игра состоялась. Уж лучше бы она не начиналась. Вот уж действительно произошла свалка так свалка. Пятнадцать минут играли и тридцать дрались. «Молодцы! – кричал своим Валера. – Пусть не суются в наш двор!».
И вдруг он смолк, увидев, что драка в какие-то три секунды оборвалась и утихла, а футболисты, опомнившись, виновато смотрят друг на друга.
– Обнимитесь! – вне себя от злости кричал Валера. – Пожмите друг другу ручки! Обменяйтесь майками!
Но никто не обращал на него внимания. Как прежде, не разбираясь, кто свой, кто чужой, ребята разбились на две команды. В каждой по восемнадцать человек. Конечно, по правилам надо одиннадцать. Но у дворового футбола другие, более милосердные правила. Всем ведь хочется играть.

(Р.Коваленко)

14.2. Заполните таблицу примерами числительных из этого текста.

Разряды числительных по составу

простые

?

составные

     
     

6.gif (2439 bytes)В копилку слов

количество
одиннадцать
тренер
тренироваться

 

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru