Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.Л. СТАРИКОВА,
гимназия № 1505, г. Москва


Условное наклонение глагола.
Использование глаголов условного наклонения в различных стилях речи

Конспект урока

6-й класс

Изучение в школе морфологии связано с изучением функционирования частей речи в тексте, с их коммуникативной ролью. В настоящее время обращение к тексту особенно актуально, поскольку одной из ведущих задач в изучении русского языка является повышение речевой и языковой компетентности учащихся. При работе над грамматикой необходимо научить учеников сознательно подходить к анализу текстообразующих средств первичного (писательского) текста и к выбору тех или иных грамматических форм для создания содержательного и выразительного собственного текста. Как этого достичь? На наш взгляд, следует связать учебную грамматическую тему не с конкретным, единичным текстом, а с моделями текстов, текстами-типами, с тем чтобы использовать текстообразующие и выразительные возможности той или иной части речи, а формирование коммуникативных умений связать с созданием новых и репродуктивных текстов.
Приведем пример урока, на котором рассматриваются и закрепляются не только языковые (в том числе орфографические) особенности глаголов условного наклонения, но и проводится работа с текстами различных стилей.

Цели урока:

  • продолжить знакомство с особенностями значения глаголов условного наклонения;

  • работать над правописанием глаголов условного наклонения;

  • повторить изученное, продолжить разговор о стилях речи в русском языке, дать представление о научно-популярном подстиле как разновидности научного стиля;

  • показать стилистические возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи.

1. Мотивация урока

дается учителем исходя из запланированных целей урока.

2. Повторение темы «Условное наклонение глагола».

1) Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.
2) Как образуются глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.

На этом этапе урока отрабатывается умение построить связное высказывание, отталкиваясь от поставленного вопроса.

3. Повторение темы «Стили речи»

(с опорой на «Таблицу стилей», записанную на уроках развития речи в тетради для правил, или таблица стилей заранее готовится учителем на доске или на раздаточных карточках)*.

Стиль речи

Кто с кем общается?

Задачи общения

Разговорный

1 – 1

Общение (непринужденное, дружеское)

Научный

1 – много

Информация, передача точных сведений

Публицистический

1 – много

Воздействие, призыв к дальнейшему действию

Художественный

Воздействие на чувства, эмоции человека

Беседа по содержанию «Таблицы стилей»:

1) Какие стили речи вам известны? Перечислите их.
2) В зависимости от чего различают стили речи?
3) Расшифруйте понятие речевой ситуации.
4) Какие стили речи существуют в русском языке?
5) Что такое разговорный стиль? Когда он уместен?
6) Какие книжные стили вы можете назвать? Расскажите об их использовании. (Ученики рассказывают о научном и художественном стилях.)

Умения: составление связного высказывания с опорой на таблицу-конспект.

4. Комментируемое письмо и объяснительный диктант (объяснительный диктант дается и как образец связного текста).

Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм, синтаксический разбор предложения).

В НЕДРАХ ЗЕМЛИ

 Богаты водой кл_довые земли. Если(бы) (не)было воды под землей_ (не)журчали(бы) р_дники на дне лесных оврагов_ (не)бежали(бы) ручейки из ра_щелин горных скал_ (не)р_сли(бы) на земле деревья_ (не)колосились(бы) хлеба. Н_кто (не)увид_л(бы) сказочных пещер_ подземных озер_ г_рячих и холодных источников4.

Объяснительный диктант (продолжение текста)

(Осложненное списывание для слабых учащихся)

После написания диктанта один ученик комментирует написанное, другие самостоятельно проверяют тексты. Часть работ проверяется учителем.

Людям пр_шлось(бы) с_лит_ся по берегам рек_ что(бы) п_льзоват_ся водой. Но вскоре реки начали(бы) усыхать_ а зимой и совсем перестали(бы) теч_ _ потому(что) в это время (не)идут дожди_ (не)тают снега и льды.
Если(бы) (не)прои_ходило вечное дв_жение воды под землей_ на земле и над землей_ и_чезла(бы) жизнь на Земле.

Умения: закрепление орфографических и пунктуационных знаний по теме урока и изученному ранее материалу.

5. Фронтальная беседа с классом по записанному тексту.

1) О чем рассказывается в записанном тексте? Какова его тема?
2) Сообщает ли этот текст точные сведения о важности воды для всего живого на земле?
3) К какому стилю принадлежит этот текст? Можно ли сказать, что язык текста сух, строго научен? Какие языковые средства не позволяют отнести этот текст к разряду текстов научного стиля?
4) Глаголы какого наклонения делают этот текст более доступным, образным? Обоснуйте свою точку зрения.

Вывод (делает учитель). Текст сообщает точные сведения о важности воды для жизни нашей планеты, но в доступной и образной форме. Это разновидность научного стиля – научно-популярный стиль.

Умения: анализ предложенного текста с точки зрения речевого и языкового содержания.

6. Устная работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.

(Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.)

Задание. Перестройте текст «В недрах земли» так, чтобы он стал относиться к научному стилю (составьте научную справку, статью для энциклопедического словаря).

После составления текстов обсуждаются следующие вопросы:

1) Какие языковые средства вы убрали?
2) Всегда ли уместно использование в научном стиле условного наклонения? Почему, с вашей точки зрения, текст научного стиля не может изобиловать глаголами в условном наклонении?

Умения: моделирование речевой ситуации, отбор языковых средств с учетом поставленной речетворческой задачи, составление собственных мини-текстов с учетом функциональной речевой ситуации.

7. Устная работа со стихотворением «Если бы я был...» Шела Сильверстейна (раздаточный материал).

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...

Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.

Я под дверями бы запросто проходил,
Мне бы комар казался огромным орлом,
Блюдце – широким озером, если б я был...
Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то – не наверняка.
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарила конфету «Полет»
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы эту конфету ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.

Чтоб написать короткое слово «привет»,
Я бы с неделю ворочал бы вечным пером...
(Эти стихи я писал четырнадцать лет,
Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Задания к прочитанному стихотворению:

1. Выразительно прочитайте стихотворение вслух.
2. Определите тему и основную мысль стихотворения.
3. Определите речевую ситуацию и стиль текста, докажите свою точку зрения.
4. Как глаголы в условном наклонении помогают создать образ маленького забавного гнома? Можно ли было обойтись без них? Почему?
5. Какие другие средства языка, характерные для художественного стиля и используемые автором, вы можете назвать? (Анализ лексики стихотворения – предельная конкретность, образность, юмор.)

Умения: разграничение текстов разных стилей, выделение особенностей художественного стиля в тексте.

8. Обобщение в конце урока

по основным этапам урока (можно провести обобщение по записям в тетради): «Чему я научился на этом уроке, что нового я узнал?»

Умение: находить глаголы в условном наклонении, правильное их написание, оценка роли глаголов в условном наклонении в текстах разных стилей, составление мотивированных связных высказываний в качестве ответа на поставленный вопрос.

9. Домашнее задание.

Подберите стихотворные произведения с глаголами в повелительном наклонении иди напишите мини-сочинение в художественном стиле на тему «Если б я был...» (с использованием глаголов в условном наклонении).

Подобранные учениками тексты

Если бы у меня были сапоги-скороходы

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы бегал быстрее звука;
И не видели бы меня пешеходы,
Только слышали бы отзвуки стука.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы мог обежать всю сушу
Быстрее, чем облетят ее самолеты,
И быстрее, чем школьник слопает грушу.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы, конечно, работал на почте,
Я б доставлял посылки на пароходы
Быстрее, чем ученик поставит точку.

(Смирнов Женя)

Если бы я был великан

Если бы я был великан,
Я бы пел, как гремит вулкан.
Я бы кирпичи лепил, как горы,
Зато мыши не рыли бы норы.

Я бы расставлял свои ботинки
На десять стволов осинки,
Я бы разломил ствол сосны,
Как последнюю льдинку во время весны.

Мне снились бы сны пять секунд,
Ведь я бы спал несколько минут.
Я носорога раздавил бы, словно он жук!
(Но избавлю его от этих мук!)

Я слов больше не найду...
Пора уж... Подкрепиться на кухню пойду,
Налью молока в огромный стакан,
Ведь я и есть великан!

(Шуняев Ваня)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.
В муравейник соломинки я бы таскал
И, как бревна, их ставил, хотя и устал.
Я бы боялся сетей паутины,
Как в шторм моряк плохой парусины.
Мне газон показался бы лесом, наверно,
А кочка была бы с гору примерно.

Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.
Если залез бы я в нос бегемоту,
Бегемот бы чихнул и нырнул в болото,
Болото бы вышло из берегов,
В испуге бежало бы стадо слонов!
Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был верблюдом

Если б я был верблюдом,
я страдал бы из-за горбов,
И никто не счел бы меня красивым:
ведь я горбатый трудяга песков.

Пускай я горбатый корабль пустыни,
я тоже хочу украситься.
Кто б дал мне пончо, шарфы или галстуки,
Быть может, я б смог вам понравиться?

Красивые галстуки, выбор богатый...
Пойдут ли они мне? Ведь я горбатый...
Мне был бы к лицу этот красный
Или тот – полосатый...

Напрасно!..

Мне бы шарф подлинней,
Нарядный на диво,
Я сумел бы его завязать
Так красиво!

Чудесный наряд мой радужно бы переливался,
Пестрее пестрого был бы узор!..
Но никто не скажет: «Прекрасный галстук!» –
Всякий скажет: «Ужасный горб!».

(Нечипуренко Игорь)


* Шестиклассники еще не знакомы с официально-деловым стилем и его особенностями, поэтому он не обозначен в таблице.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru