Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2004

АНАЛИЗ ТЕКСТА

К рассказу И.С. Тургенева «Певцы» уже не одно десятилетие учителя обращаются и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Кажется, ничего нового о нем уже нельзя сказать. А наши ученики иногда говорят.
Мы публикуем материалы урока русского языка в 9-м классе по лингвистическому анализу текста, в которых автор – учительница из с. Богучаны Красноярского края – предлагает сравнить «Певцов» с рассказом И.А. Бунина «Косцы», и фрагменты сочинений московских десятиклассников по литературе. В этих сочинениях, разумеется, стилистически несовершенных, есть, на наш взгляд, маленькие открытия, к которым привело заинтересованное внимание к писательскому слову.

Л.В. МАНОГАРОВА,
с. Богучаны,
Красноярский край


Вслушиваемся и всматриваемся в текст

Урок-практикум (2 часа)

9-й класс

Цель: комплексная проверка лингвистических и коммуникативных умений школьников:

  • рассуждение на лингвистическую тему;

  • сопоставление языковых фактов;

  • оценка выразительности речи и эстетической функции языка.

Предварительное задание: перечитать рассказы И.С. Тургенева «Певцы», И.А. Бунина «Косцы».

В хорошо подготовленном классе можно провести сопоставительно-стилистический анализ обоих отрывков.

Класс делится на две группы. Каждая группа самостоятельно анализирует художественные тексты – отрывок из рассказа И.Тургенева «Певцы» (карточка № 1) и из рассказа И.Бунина «Косцы» (карточка № 2), предварительно выполняя задание. Одновременно группы знакомятся с вопросами, предусматривающими сопоставление отрывков (карточка № 3). Выступления учащихся в процессе обсуждения дополняются, корректируются учениками другой группы. Предварительно в группах назначаются оппоненты и рецензенты, которые следят за логикой выступлений, оценивают качество высказываний своих товарищей.

Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и поставьте недостающие знаки препинания.

Карточка № 1

1. Он глубоко взд_хнул и запел...

2. Первый звук его голоса был слаб и неровен и казалось (не)выходил из его груди но пр_несся откуда(то) издалека словно залетел случайно в комнату.

3. Странно подействовал этот трепещ_щий, звен_щий звук на всех нас; мы взгл_нули друг на друга а жена Николая Ивановича так и выпр_милась.

4. За этим первым звуком последовал другой более твердый и протяжный но все еще видимо дрожащий, как струна, когда внезапно прозвенев под сильным пальцем она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым – третий, и понемногу разгорячаясь и расширяясь полилась заунывная песня.

5. «Н_ одна во поле дороженька пролегала» пел он и всем нам сладко становилось и жутко.

6. Я признаюсь редко слыхивал подобный голос: он был сле_ка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем(то) болезне_ым; но в нем была и неподдельная глубокая страсть и какая(то) увлекательно(беспечная) грус_ная скорбь.

7. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце хватала прямо за его русские струны...

8. Песнь росла разливалась.

9. Яковом видимо овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспреста_о крепчал твердел и расширялся.

Карточка № 2

1. Теперь они пели: «Ты прости-прощай любезный друг!». Подвигались но березовому лесу бездумно лишая его густых трав и цветов и пели сами (не)замечая того. И мы стояли и слушали их чувствуя, что уже (ни)когда (не)забыть нам этого предвечернего часа и (ни)когда (не)понять а главное не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.

2. Прелесть ее была в откликах в звучности березово_ леса. Прелесть ее была в том, что (ни)как (не)была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чу_ствовали и мы и они, эти рязанские косц_. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких (не)сметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью.

3. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и (не)надо, (не)должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина этот наш общий дом была – Россия. И что только ее душа могла петь так, как пели косц_ в этом перекл_кающемся на каждый их вздох березовом лесу.

4. Прелесть была в том, что это было как будто и (не)пение, а именно только вздохи, под_емы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда(то) пелись песни в России и с той (не)посредственностью, с той (не)сравненной ле_костью, которая была свойстве_а в песне только русскому... И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и (полу)словами вместе с откликающейся далью, глубиной леса...

5. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка» – говорил человек и знал, что (все)таки нет ему подли_ой разлуки с нею, с родимой, что куда бы н_ забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг – беспр_дельная родная Русь, гибельная для него, балова_ого, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством.

Карточка № 3

1. Определите, что объединяет оба отрывка.

2. Каким настроением проникнут каждый отрывок, с помощью каких слов, словосочетаний создается это настроение?

3. Как соотносятся друг с другом предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны в этих фрагментах рассказов? Назовите формы их выражения.

4. Постарайтесь выделить композиционные части в текстах. Что общего и в чем различие в их структуре?

5. Как композиция каждого из текстов способствует логике проникновения в музыкальный образ?

6. Какие образы возникают в воображении слушателей? С чем ассоциируется мастерское исполнение песни?

7. Какие понятия являются для авторов самыми важными? Подтвердите свой ответ. Выделите основные семантические ряды.

8. Какую эстетическую функцию выполняют в тексте имена существительные?

9. Выделите эпитеты-прилагательные и определите их функцию в создании музыкального образа.

10. Найдите сравнения в каждом отрывке. Каким образом сравнения связаны с авторской идеей?

11. Определите, какие синтаксические конструкции характерны для каждого из отрывков. Как сложные предложения, осложненные конструкции помогают создать музыкальный образ? Докажите это мнение примерами из текстов.

12. Есть ли в предложенных отрывках анафоры?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru