Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А. ШАПИРО


Полезые мелочи

1. Ошибся – сочиняй

Обычно ошибки очень огорчают наших учеников, но редко пробуждают азартное желание разобраться и избавиться от них раз и навсегда. И хотя мы требуем регулярного выполнения работы над ошибками – выпиши слово, графически объясни правописание, приведи примеры на это правило, составь с трудным словом предложение, – результаты нас не слишком радуют, ведь часто ученик продолжает писать неправильно и после такой проработки. Может быть, потому, что делает работу над ошибками не для себя, а для нас, учителей, формально, чтобы было что предъявить: в тетрадке что-то написано, а сознания это все почти не коснулось.

Мы с моими учениками на дополнительных занятиях попробовали действовать по-другому. Прежде всего тот, кто ошибся, решает, может ли слово хоть когда-нибудь писаться так, как у него в тетради. Если нет, нужна тренировка: придумывается какое-то количество предложений с трудным словом, выполняется несколько упражнений на трудное правило. Сразу после этого мы вместе проверяем с помощью каверзного диктанта или упражнения, достигнут ли положительный результат.

А если в разных случаях возможны разные написания и все зависит от лексического значения, от того, в какой форме стоит слово или к какой части речи принадлежит, очень полезно бывает составить предложение, в котором разные написания сталкиваются. Например, такое: Даже если он со всеми рассорится, со мной рассориться ему не удастся. Недавно мои девятиклассники, работая над ошибками, придумали такие предложения: В его голове было сосредоточено столько всяких лишних мыслей, что он уже не мог сесть и сосредоточенно все обдумать. Несмотря на благодушие и сытый вид, приданный ему парикмахером, и всевозможные истории, рассказанные тестю подсадными лицами, приз за все, приданое, был весьма скромен. Он пребывал в отчаянии: предыдущий караван ушел в полночь, а следующий прибывал только в полдень. Предложения небезупречны, но их составление потребовало серьезного осознания грамматических различий – и притом доставило писавшим некоторое удовольствие.

2. После мягкого – КГБ!

Когда ставить мягкий знак между двумя согласными буквами? Ну, кое-что разучить нетрудно: после буквы л, если она обозначает мягкий звук, мягкий знак нужен: пальцы, мельник. Обязателен ь и после согласных перед -ся и -те в глаголах повелительного наклонения: ударьте, останься. Известно и правило написания прилагательных с суффиксом -ск-: перед этим суффиксом ь пишется только в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский): ноябрьский, но тверской.

Но как быть, если дети пишут то возми, то виньтик? Объяснить, когда в подобных случаях обозначается мягкость первого из двух согласных, а когда нет, трудно; надеемся на память. А вот ученики Елены Валентиновны Юминовой из г. Ижевска легко запоминают, перед какими согласными буквами бывает ь, по аббревиатуре КГБ (М). Проверим: пенька, зверьки, серьга, деньги, свадьба, косьба, письмо, возьму, но хвостик, гвозди, черви, вонзить и т.д.

Когда все уже во всем разобрались, спросим для проверки, почему мы пишем взвесьте, но вместе.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru