Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2004

ИНФОРМАЦИЯ

 

Учительский марафон в большом зале

В большом зале Дома учителя состоялся круглый стол «Обновление содержания школьного курса русского языка». Основу его программы составили два выступления. Канд. филол. наук В.И.Капинос подробно рассказала о концепции, положенной в основу проекта нового школьного стандарта по русскому языку. В соответствии с этой концепцией школьный курс предполагает не только изучение системы языка, но и усвоение законов и правил разных видов речевой деятельности.

Доцент О.Н. Зайцева рассказала о подготовленном ею факультативе по истории русского языка. Цель этого факультатива – пробудить у школьников интерес к выразительным возможностям слова, а материалом служат преимущественно тексты духовно-религиозного характера.

Доклады вызвали немало вопросов и оживленных выступлений с мест. Большая часть вопросов и выступлений касалась проблем Единого государственного экзамена. Общим знаменателем учительских высказываний была тревога за последствия введения ЕГЭ.

Вторая встреча в Большом зале была названа «Что происходит в русском языке и как к этому относиться школьному учителю». И.о. директора Института лингвистики РГГУ доцент И.А. Шаронов говорил об акцентных и морфологических вариантах в современном русском языке и их отражении в словарях. По мнению заведующего Кафедрой теоретической и прикладной лингвистики того же института и научного редактора нашей газеты проф. С.И. Гиндина определяющим среди изменений, произошедших в последние десятилетия в русском языке, стало преобразование отношений во внешней системе языка, в его функционально-стилистической и социальной структуре. Поэтому магистральные направления обогащения содержания школьного курса, по мнению докладчика, лежат в сближении курса с живой жизнью языка. С.И. Гиндин показал, на каком текстовом материале это обогащение можно осуществить. Одновременно в докладе подчеркивалось, насколько в нынешней ситуации возрастает роль учителя русского языка и в формировании языкового вкуса учащихся, и в самом развитии языка.

В ответах на вопросы докладчик постарался очертить круг наиболее значимых для школы разновидностей речи.

Статьи по материалам ряда докладов предполагается поместить на страницах нашей газеты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru