Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.Л. СТАРИКОВА,
гимназия № 1505,
г. Москва


Дидактический материалдля комплексного повторения

По произведениям современной женской прозы

Старшие классы

Комплексная пунктуационно-орфографическая работа с текстом – хороший тренинг на уроках русского языка в старших классах. Эта работа помогает сформировать у учащихся устойчивые навыки правописания и закрепить их, а также формирует стилистическое чутье, знакомит с определенными текстовыми «клише», учит самостоятельно составлять тексты.
Предлагаемые тексты могут быть использованы и как раздаточный материал с последующей проверкой (самопроверкой), и как диктанты для того или иного вида контроля. Кроме того, тексты позволяют проводить на уроках, зачетах и экзаменах словарно-семантический анализ (обращение к различным толковым словарям, выяснение значения незнакомых слов, подбор синонимов, антонимов, сферы использования новых для учащихся лексических единиц и т.д.) и речеведческий (строение текста, стиль речи, тип речи, связь предложений, тема и основная мысль автора, изобразительно-выразительные средства и синтаксические фигуры и т.д.).

ТЕКСТ № 1

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правописание приставок; удвоенные согласные в корне слова; окончания и суффиксы существительных; окончания и суффиксы прилагательных; суффиксы глаголов; н – нн в прилагательных и причастиях; правописание наречий; сложные прилагательные.

Основные пунктограммы: однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные согласованные определения; сложное предложение.

Через Бумажные ворота Дворца дожей она вошла в арочн_ю га(л,лл)ерею двора. Там постро_лась рота к_р_бинеров. Рыжий дюжий к_питан выкрик_вал команды и все (н_)очень дружно поворач_вались то (в)право то (в)лево. Трубач(?) в заст_ра(н,нн)_м св_т_рке очень точно нежно и сильно вып_вал длинные музыкальные фразы.

Она поднялась (на)верх и часа два бе_думно бродила по (ош_ломляющ_)огромн_м р_скошн_м залам подходила к окнам (по)долгу глядела на призрачн_ю укута(н,нн)_ю туманом лагуну. На набережной еще не выключ_ли ф_нари их св_чение в утре(н,нн)_м сыр_м тумане образов_вало м_гич_ские нежнейшие (бе_конечно)печальные круги… Ей казалось что величие Венеци_ с ее выр_стающ_ми из воды пр_красн_ми обшарп_(н,нн)_ми дворцами с ее безумн_ми художниками готов_ми ра_писать небо ее зы_кость пр_красная обв_тшалость скользкие зеленые от водор_слей погрузивш_еся в воду нижние ступени лес_ниц ее бе_числе(н,нн)ые мосты и блеск и радость единстве(н,нн)_й в мире площад_ и л_ловый шлейф ее ф_нарей и узкие г_ндолы и ф_нфары стари(н,нн)ых печных труб все обрече(н,нн)о, обрече(н,нн)о, обрече(н,нн)о…

…Она поднялась на мостик и узк_й извил_ст_й улочкой вышла на людн_ю заставле(н,нн)_ю деревя(н,нн)_ми рядами площадь. Это был утре(н,нн)ий блоши(н,нн)ый рынок.

Стари(н,нн)ые лампы тка(н,нн)ые кошельки серебр_(н,нн)ые ножи и вилки старое тускловатое венец_анское стекло золоче(н,нн)ое п_нсне в футляре наволочка на подушку все было выброше(н,нн)о пр_боем врем_ни на эту площадь как волны выбрас_вают на берег водор_сли р_кушки и прочий морской сор. Часа полтора она провела под навесами переходила от пр_лавка к пр_лавку подолгу застр_вала возле какой(нибудь) стекля(н,нн)_й ст_ту_тки или (не)обыкнове(н,нн)ых часов или зеркала почти раз_еде(н,нн)_го проказой врем_ни. (С,з)десь было весело. Даже в этот зя_кий осенний день все что было выставле(н,нн)о (на)продажу вазы цветы пр_чудл_вые рыбы и животные перел_вающиеся под светом ф_нарей г_рело жарко как высокий в_тра(ш,ж) в соборе в (пол)день.

(По Д.Рубиной)

Ключ к тексту № 1

Через Бумажные ворота Дворца дожей она вошла в арочную галерею двора. Там построилась рота карабинеров. Рыжий дюжий капитан выкрикивал команды, и все не очень дружно поворачивались то вправо, то влево. Трубач в застиранном свитерке очень точно, нежно и сильно выпевал длинные музыкальные фразы.

Она поднялась наверх и часа два бездумно бродила по ошеломляюще огромным,1 роскошным залам, подходила к окнам, подолгу глядела на призрачную, укутанную туманом лагуну. На набережной еще не выключили фонари,2 их свечение в утреннем сыром тумане образовывало магические, нежнейшие, бесконечно печальные круги… Ей казалось, что величие Венеции с ее вырастающими из воды прекрасными обшарпанными дворцами, с ее безумными художниками, готовыми расписать небо, ее зыбкость, прекрасная обветшалость, скользкие, зеленые от водорослей, погрузившиеся в воду нижние ступени лестниц, ее бесчисленные мосты, и блеск и радость единственной в мире площади, и лиловый шлейф ее фонарей, и узкие гондолы, и фанфары старинных печных труб – все обречено, обречено, обречено…

…Она поднялась на мостик и узкой извилистой улочкой вышла на людную, заставленную деревянными рядами площадь. Это был утренний блошиный рынок.

Старинные лампы, тканые кошельки, серебряные ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло, золоченое пенсне в футляре, наволочка на подушку – все было выброшено прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор. Часа полтора она провела под навесами, (:)3 переходила от прилавка к прилавку, подолгу застревала возле какой-нибудь стеклянной статуэтки, или необыкновенных часов, или зеркала, почти разъеденного проказой времени. Здесь было весело. Даже в этот зябкий осенний день все, что было выставлено на продажу: вазы, цветы, причудливые рыбы и животные, переливающиеся под светом фонарей, – горело жарко, как высокий витраж в соборе в полдень.

ТЕКСТ № 2

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих; правописание приставок; удвоенные согласные в корне слова; суффиксы и окончания существительных и прилагательных; суффиксы глаголов; н – нн в прилагательных и причастиях; сложные прилагательные.

Основные пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым; однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные согласованные определения; вводные конструкции; сложное предложение.

Кордова безусловно город мужского рода. И дело даже не в (ощутимо)трагическ_м напр_жени_ которое и_ход_т от беле(н,нн)ых стен глухо сж_мающ_х пространство узких и_пеп_ля_мых солнцем улоч_к.
В торжестве(н,нн)ой бел_зне стен возникают то кова(н,нн)ые железом деревя(н,нн)ые черные ворота то нав_сные (а,о)журные ф_нари. Под выступающ_м к_зырьком плоских крыш(?) проложе(н,нн)ы трубы водостока краше(н,нн)ые синей зеленой голубой краской.

Войдеш_ в парадное и обомле_ш_ за волшебным круж_вом в к_лыхани_ зеленоватого как(бы) подводного света блеск фикусовых листьев игра бликов на к_рамических плитках на бронз_вых блюдах и утв_ри потае(н,нн)ое м_рцание образов и л_мпад и (не)пр_ме(н,нн)ый бег воды в крошечных домашних ф_нтанах поющих свои серебря(н,нн)ые песенки за всем этим светоносность чу_стве(н,нн)ость и благородная сдержа(н,нн)ость…

В Мадрид_ хорошо уютно спокойно.

…Старая сень_ра сидела на ступенях Прадо. Все в ее облик_ надме(н,нн)ая спина в черных одеждах высокая прич_ска с гребнем белейший пе(н,нн)ый воротник и медленно та_щая длинная сигарета меж(?) к_стлявых пальцев зав_р_жило меня. Она перекинула ногу на ногу под черной юбкой и (не)пр_ступно глядела прямо перед собой а я все пыталась угадать нащупать представить сюжетные ходы этой судьбы. Ждала ли она кого просто медленно докуривала свою жизнь? Она щ_лкнула засте_кой парч_вого ридикюля достала (от)туда зеркальце с длинной узорной ручкой и тюбик губной помады кропотливо подновила (кроваво)красным р_звалины опуще(н,нн)ых губ поднялась и вошла в музей.

(По Д.Рубиной)

Ключ к тексту № 2

Кордова, безусловно, город мужского рода. И дело даже не в ощутимо трагическом напряжении, которое исходит от беленых стен, глухо сжимающих пространство узких, испепеляемых солнцем улочек.

В торжественной белизне стен возникают то кованные железом деревянные черные ворота, то навесные ажурные фонари. Под выступающим козырьком плоских крыш проложены трубы водостока, крашенные синей, зеленой, голубой краской.

Войдешь в парадное – и обомлеешь: за волшебным кружевом в колыхании зеленоватого, как бы подводного света блеск фикусовых листьев, игра бликов на керамических плитках, на бронзовых блюдах и утвари, потаенное мерцание образов и лампад и непременный бег воды в крошечных домашних фонтанах, поющих свои серебряные песенки, (–) за всем этим светоносность, чувственность и благородная сдержанность…

В Мадриде хорошо, уютно, спокойно.

…Старая сеньора сидела на ступенях Прадо. Все в ее облике: надменная спина в черных одеждах, высокая прическа с гребнем, белейший пенный воротник и медленно тающая длинная сигарета меж костлявых пальцев – заворожило меня. Она перекинула ногу на ногу под черной юбкой и неприступно глядела прямо перед собой, а я все пыталась угадать, нащупать, представить сюжетные ходы этой судьбы. Ждала ли она кого, просто медленно докуривала свою жизнь? Она щелкнула застежкой парчового ридикюля, достала оттуда зеркальце с длинной узорной ручкой и тюбик губной помады, кропотливо подновила кроваво-красным развалины опущенных губ, поднялась и вошла в музей.

ТЕКСТ № 3

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; удвоенные согласные в корне слова; правописание приставок; суффиксы и окончания существительных; суффиксы и окончания глаголов; н – нн в прилагательных и причастиях; не и ни; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; правописание наречий.

Основные пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым; однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные согласованные определения; обособленные обстоятельства; вводные конструкции; сложное предложение.

Старый человек как ноябр_ская яблоня все в нем засыпает. В ожидани_ ночи останавливаются древес_ные соки зябн_т и ледене_т бе_чувстве(н,нн)ый корень и медле(н,нн)о поворач_вается над головой р_гатая ветка пыльного (М,м)лечного (П,п)ути. И запрокинув голову прост_рев сухие сучья к м_хнатым от ин_я звездам покорное бре(н,нн)ое создание ждет погружаясь в др_моту (н_)чая (н_)воскресения (н_)весны ждет пока (н_)накат_т все унося с собой безмол_ный глухой вал времени.

…Мы выб_рем день запрем за собой двери спуст_мся (в)низ по холодн_й лес_нице выйд_м в душный утре(н,нн)ий город и уед_м на дачу. Там шумит на тепл_м ветру ход_т волнами розовая трава там сосновые иглы засыпают старое крыльцо там в опустевш_м покинут_м доме словно легкий ш_рох проносится тень той что жила простая как лист ясная как свет тихая как утре(н,нн)яя вода наивно пож_лавшая когда(то) быть самой любимой.

Мы сойдем с электричк_ на бето(н,нн)ый голый пе(р,рр)он пройдем под оси(н,нн)ым жу(ж,жж)анием проводов туда где за заро_шими иван(чаем) полянами спит пустой дом где разр_слась одичалая с_рень где по крыльцу ходит ворон и где мыши говорят друг(другу) мы пока тут поживем…...

Мы идем через траву (в)брод разводя густые зар_сли руками как пл_вцы дост_ем ключи. Старая кривая дача вязн_т в густых травах буд(то) затонувшая ло_ка. В комнатах темно от с_рени сосны (з,с)давили хрупк_ю выпукл_ю грудь в_(р,рр)анды ломкие дудки подмаренника раскрыли белые зонт_ки сильно кричит как(будто) волнуясь (не)ведомая молодая птица.

Нет пока (н_)дорожек (н_)тропинок в океан_ травы цветы еще (н_)примяты только там где мы прошли от ворот к крыльцу угадывается глухой готовый сомкнут_ся ко(р,рр)идор. Жаль обломать плотн_ю туг_ю гро_дь с_рени на ней как на искрящ_мся свеж_м наст_ лежит синяя снеговая тень.

Мы п_ем чай на в_(р,рр)анде. Слова падают в тишину с_рень неторопливо вломилась в распахн_тое окно и слушает покач_ваясь наши пустые обещания (н_)выполнимые про(э,е)кты розовые но быстро выцвета_щие мечты...… (Н_)правда (н_)кто (н_)приед_т (н_)кому приехать ее больше нет она стала тенью и ве_хое ее жилище разве_т ночной ветер.

(По Т.Толстой)

Ключ к тексту № 3

Старый человек (–) как ноябрьская яблоня: все в нем засыпает. В ожидании ночи останавливаются древесные соки, зябнет и леденеет бесчувственный корень и медленно поворачивается над головой рогатая ветка пыльного Млечного Пути. И, запрокинув голову, простерев сухие сучья к мохнатым от инея звездам, покорное бренное создание ждет, погружаясь в дремоту, не чая ни воскресения, ни весны, ждет, (–) пока не накатит, все унося с собой, безмолвный, глухой вал времени.

…Мы выберем день, запрем за собой двери, спустимся вниз по холодной лестнице, выйдем в душный утренний город и уедем на дачу. Там шумит на теплом ветру, ходит волнами розовая трава, там сосновые иглы засыпают старое крыльцо, там в опустевшем, покинутом доме, словно легкий шорох, проносится тень той, что жила, простая, как лист, ясная, как свет, тихая, как утренняя вода, наивно пожелавшая когда-то быть самой любимой.

Мы сойдем с электрички на бетонный голый перрон, пройдем под осиным жужжанием проводов туда, где за заросшими иван-чаем полянами спит пустой дом, где разрослась одичалая сирень, где по крыльцу ходит ворон и где мыши говорят друг другу: «Мы пока тут поживем…».

Мы идем через траву вброд, разводя густые заросли руками, как пловцы, достаем ключи. Старая кривая дача вязнет в густых травах, будто затонувшая лодка. В комнатах темно от сирени, сосны сдавили хрупкую выпуклую грудь веранды, ломкие дудки подмаренника раскрыли белые зонтики, сильно кричит, как будто волнуясь, неведомая молодая птица.

Нет пока ни дорожек, ни тропинок в океане травы, цветы еще не примяты, только там, где мы прошли от ворот к крыльцу, угадывается глухой, готовый сомкнуться коридор. Жаль обломать плотную, тугую гроздь сирени: на ней, как на искрящемся свежем насте, лежит синяя снеговая тень.

Мы пьем чай на веранде. Слова падают в тишину, сирень неторопливо вломилась в распахнутое окно и слушает, покачиваясь, наши пустые обещания, невыполнимые проекты, розовые, но быстро выцветающие мечты… Неправда, никто не приедет, некому приехать: ее больше нет, она стала тенью, и ветхое ее жилище развеет ночной ветер.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru