Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

Продолжение. Cм. № 2, 10/2004


Месяцеслов

Комплексная работа с текстом

Старшие классы

Июль

Как только не называют в народе этот месяц: и страдник, и сенозарник, и макушка лета. К июлю относится множество пословиц. Вот некоторые из них: В июле на дворе пусто, а на поле густо, Не топор кормит мужика, а июльская работа, В июле солнце без огня греет, В июле хоть разденься, все равно легче не станет, Июль – месяц ягод, зеленая страда, Июль – макушка лета, декабрь – шапка зимы, Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати лечь.

В начале месяца, 2 июля, отмечается праздник Зосимы-пчельника. Наблюдая за пчелами, крестьяне приметили: когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь; перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят. Наступит сильная жара, если пчелы сидят на стенках улья. Проходя мимо ульев в эту пору, дети припевали: Рой, гуди, в поля иди! С полей иди, медок неси! От припевок переходили к играм. Вот одна из них. Двое ребят стоят неподвижно. Они «ульи». Остальные участники игры ходят вокруг них и поют про пчел. Пропев песню, все разбегаются, а «ульи» начинают изображать пчел и бегут за ними. Кого они поймают и кому «пожужжат» в уши, тот считается «ужаленным» и в игре не участвует. «Пчелы» ловят оставшихся детей.

Со дня Мефодия, 3 июля, охотники живут в предвкушении скорой легкой охоты на перепелов. Существует примета: коли над озимью носится тенетник и мошка, улов перепелов будет хорошим. Мефодий – паутинный день, погодоуказатель. С давних пор замечено, что паук лучше всякого барометра предугадывает погоду за два-три дня. Паук не раскидывает своих сетей для ловли насекомых с обычным старанием – перед дождем или бурей; нередко перед наступлением непогоды пауки сами уничтожают собственную паутину и поспешно забираются в щели; если же паук снова принимается за работу или же заделывает изъяны в своих тенетах, то это предвещает перемену погоды к лучшему; когда же он прилагает к своей работе особое старание, то можно почти наверняка говорить о продолжительности ясной погоды.

В эти дни обращали внимание на поведение муравьев и лягушек. Если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы. Лягушки расквакались или по суше прыгают – к дождю.

Аграфена-купальница, идущий за нею Иван Купала и еще через несколько дней Петров день сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, легенд, гаданий, поверий. С Аграфены (6 июля) много купались. В этот день обязательно мылись и парились в банях. Именно на Аграфену заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые. Предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений так, что в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов. Пожалуй, самым главным событием для Аграфены был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. Крестьяне для предохранения себя от ведьм клали на окнах изб жгучую молодую крапиву, а в дверях скотных дворов молодое осиновое дерево, вырванное с корнем.

По убеждению народа, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев, беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марьи. Крестьяне верили в то, что если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. В течение всего дня и ночью звучали песни.

Иван Купала (7 июля) принадлежит к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость, и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом. В ряде мест как раз и открывали на Иванов день большой сенокос. Этот день заполнен обрядами, связанными с водой. Ивана Купалу называют чистоплотным, оттого что на заре принято купаться. Купаются в воде и в росе.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали. Кто удачнее и выше, тот будет счастливее. Костры устраивали за селением обычно на высоком месте или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали сорочки с хворых детей, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни.

Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали веселые, шумные игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

По поверьям крестьян, в купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, змеи...

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают, считая более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии...

В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, вечером опускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет – значит, милый разлюбил и замуж за него не выйти.

Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. Но кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

8 июля – день Петра и Февронии. Муромский князь Петр и жена его Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. В народе большой популярностью пользовалась легенда об их верности друг другу, несмотря на различные трудности и вопреки козням окружающих. Даже умерли они в одно время и, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу. Так их и похоронили. С тех пор Петр и Феврония стали символом верной, сильной, красивой любви.

12 июля – день Петра и Павла, Петров день, Петровки. На Петровки сенокос – не единственная забота, надо готовиться и к озимому севу. Народ был убежден, что необходимо до Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять. В Петров день ходили в гости, принимали у себя гостей, приезжали родственники даже из дальних деревень. В вечернем застолье участвовали, как правило, только женатые и старики. Деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле и здесь проводила всю ночь, «карауля солнце». По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Обычай «караулить солнце» был, считают этнографы, связан с надеждами оградить село от злых сил, он сопровождался грохотом, криками, шумом – древними приемами отпугивания нечисти.

В отдельных местах день 12 июля считался праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла. Рыбаки ему молились, служили молебен, установился даже обычай ежегодно собирать на «мирскую свечу», которую ставили в храме к иконе Петра.

13 июля, в Собор двенадцати апостолов, в ряде мест справляли последние проводы весны. Собираясь на покос, делали соломенную куклу, наряжали ее в кумачный сарафан, ожерелье и кокошник, носили с песнями по деревне, а потом раздевали и бросали в воду, топили в реке.

14 июля отмечали праздник Кузьмы и Демьяна, летние Кузьминки. Работы в огороде сочетали с сенокосом. Страдная пора в разгаре, трудиться приходилось с утра до позднего вечера не покладая рук. Народная мудрость гласит: Огород – бабий доход, Кузьмы и Демьяны пришли – на покос пошли, Не косцу трава, а траве косец, Работа и мучит, и кормит, и учит, Кто рано встает, тому Бог подает, Доход не бывает без хлопот.

На Кузьму и Демьяна женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник – летние Кузьминки. Это чисто женский праздник с хождением в гости, обязательной растительной пищей, которую готовили и собирали в складчину (женские братчины), разговорами, песнями.

С летней Казанской, с 21 июля, начинали по-настоящему готовиться к жатве, а в некоторых местах уже и приступали к уборке ржи. Говорили: Зерно в колосу – торопись жать полосу, На Казанскую – зажин ржи.

Народ хорошо понимал: для жатвы нужна сухая погода, сильные дожди губительны для урожая. Поэтому 26 июля, обращаясь к Гавриилу, крестьяне просили: Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!

На Афиногена, 29 июля, замолкают птицы. В одной из пословиц говорится: Лето перешагнуло знойный возраст. Жатва продолжается. Первый сжатый сноп называют именинником. С него начинают осенью молотьбу, соломой его кормят больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Прав народ, утверждая: Июль – макушка лета – устали не знает, все прибирает.

Август

Название восьмого в году и последнего месяца лета – августа – заимствовано Древней Русью из латинского языка. Этот месяц так назван в честь римского императора Октавиана Августа, получившего от сената почетное звание Augustus, то есть «высокий, священный, великий».

Октавиан Август усовершенствовал юлианский календарь, исправив в 8 году до нашей эры ошибку, допущенную членами высшей жреческой коллегии в Риме, которые прибавляли високосные дни (добавочные дни к февралю в високосные годы) не через три года на четвертый, а через два на третий. Однако август все еще насчитывал тогда только 30 дней – четное число, несчастливое по представлениям римлян. Что было делать? Выход нашелся: августу добавили еще один день, отняв его у февраля, в котором осталось 28 или 29 дней. Но тут возникло новое затруднение: три месяца подряд (июль, август, сентябрь) имели по 31 дню. Поступили просто: от сентября отняли один день и прибавили его к октябрю. Так совершенствовался юлианский календарь.

В древнерусском языке август назывался зарев. По мнению этимологов, это название восходит к глаголу реветь (от рева животных во время течки).

В русских говорах август – жнивень, разносол, густоед, серпень.

К августу относятся такие приметы и пословицы: Август – разносол, всего вдоволь, В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять, Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь, В августе лето навстречу к осени вприпрыжку бежит, В августе до обеда – лето, после обеда – осень.

С августа уже начинается постепенное наступление осени, поэтому и праздновали первые осенины.

2 августа – это Ильин день. Илья-пророк принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем Угодником. В народном воображении Илья – святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие.

На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей: зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим верованием установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу гром и молнию. С Ильиным днем связано огромное количество примет и пословиц: Илья лето кончает, Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк два уволок, До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи на кусте не сохнет, Придет Илья – принесет гнилья, Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.

В эту пору крестьянин с особым страхом смотрит на небо: урожай уже готов к жатве, и достаточно сильного ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться хлеба. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, на Илью не работали в поле, не косили и не убирали сена.

14 августа отмечается первый Спас, медовый. На медовый Спас заламывали в ульях соты. Если этого не сделать, то, как верили крестьяне, соседние пчелы вытаскают весь мед. Поспевает малина. Идет заготовка лесной малины – старейшего лекарственного растения. В народе использовали не только сухие плоды (заваривали в виде чая при простуде), но и цветки малины, настой из которых применялся как противоядие против укусов змей. Отваром цветков промывали воспаленные глаза, а водным настоем листьев полоскали горло при ангине.

Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи. Это – прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами. Оно употребляется при желудочно-кишечных заболеваниях. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам разрешалось только теперь есть мед. Оттого и называют первый Спас медовым. С этого дня начинается Успенский пост, который длится в течение двух недель. О нем говорят: Спасовка – лакомка, а Петровка – голодовка.

Кроме того, 14 августа отмечается Маккавей. Собирают мак. Он употребляется как средство от ведьм. По народному верованию, стоит только этим маком обсыпать дом – и все козни ведьм окажутся недействительными.

15 августа отмечался день Степана-сеновала. Кончаются сроки уборки сена. На Степана лошадей поили через серебро. Сначала их купали, потом вели к колодцам, куда бросали мелкую серебряную монету, и поили из шапки, где также лежала монета. Считалось, что после этого лошади добреют, не боятся сглаза, домовой становится к ним милостивым. Серебряную монету брали из шапки и тайно от всех клали в конюшню под ясли. Эта монета часто переходила от отца к сыну.

В день памяти святого мученика Евстигнея (18 августа) жницы после окончания жатвы обращались к полю в надежде, что оно вернет им силы, затраченные на уборку урожая. Жницы, катаясь по сжатому полю, приговаривали: Жнивка, жнивка! Отдай мою силку! Заклинали жницы также от нечистой силы.

19 августа – второй Спас, Преображение. Этот религиозный праздник – в честь Преображения Иисуса Христа на Фаворской горе. Второй Спас назывался еще и Яблочным. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умирали, до 19 августа считают за великий грех съесть яблочко.

О втором Спасе в народе говорили: Какой второй Спас, такой и январь, Пришел Спас – бери рукавицы про запас, Яблоки не родились, так и Спаса не будет, Со второго Спаса засевай озими. В этот день провожали закат в поле с песнями, праздновали осенины.

На Лаврентия, 23 августа, крестьяне наблюдали за колебанием воды в реках, озерах и болотах. Если вода тиха, то и осень будет тихая, а зимой не будет метелей.

28 августа празднуется день смерти Богородицы – Успение. К Успению жатва обычно подходила к концу, последний день ее называли дожинки. Хлеб уже связан в снопы. Последний сноп с поля назывался именинным. Ему приписывалась магическая целительная сила. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой, как говорили, завивали бороду, приговаривая: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!

Отгадайте загадку: Есть на мне, есть во мне, нагни меня, ломи меня, сломишь – гладко, расколешь – сладко. Это орех. Загадка про орех приведена не случайно. 29 августа отмечается третий Спас, ореховый. К этому сроку поспевают орехи.

Последний день августа – день памяти мучеников Флора и Лавра, лошадиный праздник (Флор и Лавр в народе считаются покровителями лошадей). Крестьяне купали лошадей в реке, кормили овсом, убирали лентами и приводили к церкви, где после молебна их кропили святой водой. В этот день не следовало работать на лошадях, чтобы избежать падежа. Табунщикам и конепасам преподносился именинный пирог. Флор и Лавр на русских иконах изображались вместе с лошадьми. К 31 августа обычно оканчивался сев озимых. Окончание его и гулянье по этому поводу называлось досевки. Позже посев ржи считался запоздалым. В этот день соблюдался также старинный обычай закалывания животных – быкобой.

Задания

 1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Определите, где нужны логические ударения, короткие и более значительные паузы.

2. Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?

3. Что нового и полезного для себя вы узнали из данного текста?

4. Придумайте вопросы к данному тексту.

5. Проанализируйте виды и средства связи между предложениями и частями текста.

6. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.

7. Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.

8. Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твердые.

9. Выпишите несколько слов с шипящими звуками. Какими буквами они обозначены?

10. Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, я, ю, ё, и, о. Приведите примеры слов с разными звуковыми значениями указанных букв. В каких случаях при употреблении этих букв возникают орфограммы в корне?

11. Найдите и выпишите слова, в которых: а) одинаковое количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

12. Выпишите из текста 3 слова с закрытыми слогами и 3 слова – с открытыми.

13. Произведите фонетический разбор 2–3 слов.

14. При произнесении каких слов вы затруднялись? Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

15. Выпишите из текста непонятные вам слова. Найдите их значение в словаре (толковом, этимологическом).

16.Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень. Приведите примеры форм одного и того же слова.

17. Приведите примеры слов, в корнях которых происходит чередование согласных.

18. Найдите в тексте слова с одинаковым грамматическим значением.

19. Укажите слова, употребленные в переносном значении. Покажите, какую роль они играют в тексте.

20. Встречаются ли в данном тексте синонимы, антонимы, омонимы? Если да, то укажите их.

21. Найдите слова, которые уже вышли из активного повседневного употребления. Историзмы это или архаизмы? Ответ обоснуйте.

22. Встречаются ли в тексте старославянизмы? Укажите их признаки.

23. Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия месяцев.

24. Произведите лексический разбор 2–3 слов.

25. Выпишите слова с трудными для вас орфограммами, объясните их.

26. Заполните таблицу подходящими примерами.

Орфограммы в приставках

Орфограммы в корнях

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях

27. Объясните правописание не и ни.

28. Найдите интересные слова для морфемного и словообразовательного разборов.

29. Выпишите из текста по нескольку слов всех частей речи, а также причастий и деепричастий. Сделайте их морфологический разбор.

30. Подберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.

31. Приведите примеры различных способов выражения подлежащего.

32. Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств.

33. Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.

34. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Составьте их схемы. Определите виды придаточных предложений. Где это возможно, замените придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами.

35. Произведите пунктуационный анализ текста. Какие виды осложнений имеются в данном тексте? Дайте графические схемы.

36. Объясните постановку знаков тире и двоеточия. Поясните случаи постановки или отсутствия запятой перед союзом и.

37. Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.

38. Укажите предложения с прямой речью, объясните знаки препинания. Произведите замену прямой речи косвенной. Встречаются ли в тексте случаи цитирования. Приведите примеры.

39. Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.

40. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту.

41. Напишите сочинение-миниатюру на тему одной из пословиц.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru