Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2004

Я ИДУ НА УРОК

И.Г. ДОБРОТИНА,
г. Москва


Абзац  как  структурная единица  текста

Программа, учебник: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

Старшие классы

Цель: показать особенности абзацного зачина в текстах разных типов речи; закрепить умение делить текст на абзацы; создание текста по модели.

Задачи:

1) изучение основных принципов деления текста на абзацы;

2) рассмотрение возможностей абзацного членения как стилеобразующего фактора и средства эмоционального воздействия;

3) развитие умения создавать текст по предложенной модели.

ХОД УРОКА

I. Абзац как стилеобразующий фактор.

Перед вами текст: первое предложение первого абзаца рассказа Т.Толстой «Самая любимая».

По ночам Ленинград продувает весна.

Попробуем сделать прогноз – определить:

1) стиль речи, свойственный тексту;
2) тип текста;
3) тему текста;
4) возможности развертывания темы.

Ученики могут оформить рассуждения в виде таблицы.

1-е предложение

Место и время

Объект

Тезис

Текст

Развертывание действия

Признаки объекта

Доказательства, иллюстрации

Языковые средства

Глагольная группа

Прилагательные, глаголы несовершенного вида

Наличие вводных слов

Определяем стиль речи. Каков он: научный? Публицистический? Художественный? Разговорный? Официально-деловой?

Признаки стиля имеются уже в первом предложении – в метафоре продувает весна. Обратим внимание на лексическое значение слова продувать.

Продувать

1) см. продуть – прочистить струей воздуха. Продуть самовар.

Кого – что – обдать ветром, вызвав охлаждение. Малыша продуло.

2) кого – что. О потоке воздуха: дуть насквозь, обдувать со всех сторон. Ветер приятно дует.

Определяем тип текста. Каков он: повествование? Описание? Рассуждение?

Если это описание, то первое предложение задает объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.

Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. Повествование динамично, в нем преобладают глагол и обстоятельственные слова, т.е. богата синтаксическая группа сказуемого и бедна синтаксическая группа подлежащего.

Если текст представляет собой рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства, иллюстрации, вывод. Рассуждение характеризуется строгой логической последовательностью.

Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. В большинстве предложений мысль говорящего следует от известного, данного к ядру высказывания, к новому.

Возможно, тема – «Весна».

Развертывание темы: как? Почему? Какой? Почему?

Попробуем задать вопросы к данному предложению. Вопрос обстоятельства образа действия как? Может быть вопрос ко всему предложению – почему?

II. Ученики выбирают тип текста по желанию и записывают свой вариант второго предложения.

III. Чтение абзаца. Определение точности прогнозирования.

По ночам Ленинград продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стекла чердаков, вздымают бессильные сырые рукава белья, сохнущего между стропил; ветры бросаются грудью оземь, взвиваются вновь и уносятся, мча запахи гранита и пробуждающихся листьев, в ночное море, чтобы где-то на далеком корабле, среди волн, под бегучей морской звездой бессонный путешественник, пересекающий ночь, поднял голову, вдохнул налетевший воздух и подумал: земля.

(Татьяна Толстая. Самая любимая)

Работа с текстом абзаца. Какие группы орфограмм и пунктограмм он содержит?

IV. Роль последнего предложения абзаца.

Специальные синтаксические средства используются и для оформления концовки абзаца. В этой роли активно употребляется союз и в «завершающем» значении. Завершать абзац могут восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь и другие конструкции. В любом случае синтаксический облик концовки изменен по сравнению с предшествующим текстом.

Большие по объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, более свойственны повествованию напряженному, лирически взволнованному.

В работе «Как строится текст»» Л.М. Лосева выделяет такие виды абзацев:

1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста;

2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предыдущим предложением;

3) предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью;

4) предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т.д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения;

5) предложения, идущие после диалога и полилога.

Характер абзацного членения текста зависит от стиля и жанра произведения. В.В. Бабайцева и Л.Ю. Максимов пишут: «Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором».

Здесь важную роль играет эмоциональность текста. В эмоционально нейтральных текстах научно-публицистического и официально-делового жанров границы абзацев в целом будут совпадать с границами сложного синтаксического целого. В художественном тексте абзацным отступом может подчеркиваться смысл отдельного предложения или в абзац могут объединяться мысли, подчиненные главной теме. Таким образом, абзацный отступ становится как бы в некотором смысле авторским знаком, что сближает его со знаками препинания.

V. Практическая работа. Анализ примеров абзацев из рассказа А.И. Солженицына «Захар-Калита».

1. После этого мужичка мы пошли глухими проселками и до самого памятника несколько километров не встретили уже ни души. Просто это выпало нам так в тот день – ни души, в стороне где-то помахивала тракторная жатка и здесь тоже были люди не раз, и придут не раз, потому что засеяно было все, сколько глаз охватывал, и доспевало уже – где греча, где свекла, клевер, овес, и рожь, и горох (того гороху молодого и мы полущили), а все же не было никого в тот день, и мы прошли как по священному безмолвному заповеднику. Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и до кости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов.

2. И из каждых десяти воинов – девять ждали последнего своего утра.

3. А и через Дон перешли наши тогда не с добра – кто ж по охоте станет на битву так, чтобы обрезать себя сзади рекою? Горька правда истории, но легче высказать ее, чем таить: не только черкесов и генуэзцев привел Мамай, не только литовцы были с ним в союзе, но и князь рязанский Олег. (И Олега тоже понять бы надо: он землю свою проходную не умел иначе сберечь от татар. Жгли его землю перед тем за семь лет, за три года и за два.) Для того и перешли русские через Дон, чтобы Доном ощитить свою спину от своих же, от рязанцев: не ударили бы, православные.

4. На Смотрителе был расстегнутый пиджак – долгополый и охватистый, как бушлат, кой-где и поштопанный, а цвета того самого из присказки – серо-буро-малинового. В пиджачном отвороте сияла звезда – мы подумали сперва, орденская, нет – звезда октябренка с Лениным в кружке. Под пиджаком же носил он навыпуск длинную синюю в белую полоску ситцевую рубаху, какую только в деревне могли ему сшить; зато перепоясана была рубаха армейским ремнем с пятиконечной звездою. Брюки офицерские диагоналевые третьего срока заправлены были в кирзовые сапоги, уже протертые на сгибах голенищ.

Первый абзац – повествование, второй – пример того, как в абзац выделяется одно предложение, третий – рассуждение, четвертый – описание.

С этими фрагментами работа может быть продолжена и на следующих уроках, когда речь пойдет о различных типах речи.

VI. Теоретический материал: абзац как средство эмоционального воздействия.

Абзац не всегда характеризуется смысловой завершенностью, часто выступает как средство повышения эффективного воздействия на читателей, т.е. средство, способствующее наиболее полному восприятию информации. Так, используя абзацный отступ и различные синтаксические конструкции, автор имеет возможность выразить, а мы, в свою очередь, воспринять значимость того или иного «кусочка» мысли в развитии микротемы.

Очень интересны в плане анализа миниатюры М.М.  Пришвина.

Вот пример: «Незабудки».

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая сонная муха и полетит дальше;

когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту крон, что птица сядет и скроется;

когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивленные птички с зелеными крылышками;

когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках;

когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми, и вся береза стоит золотая, и когда наконец войдешь в березовую рощу, и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень...

– тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.

Композиционное построение необычно: 6 абзацев равны одному предложению. Каждый абзац – микротема: сопоставляются факты, события, осознаваемые автором как однородные по значимости. Здесь нет смены планов повествования, с каждым абзацем идет лишь приращение смысла. В абзацах – сходные глагольные формы, синтаксический параллелизм. Интересные эпитеты и особый ритм фразы сближают прозу со стихом.

VII. Творческая работа.

Создание текста по модели (принцип построения абзацев у М.М. Пришвина принимается за определенную модель, ученики пробуют создавать свои варианты по модели).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru