Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2004

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

Дарья ХАУСТОВА,
студентка 4-го курса МПГУ,
г. Москва


Об этом учителе хочется рассказать

Еще не побывав у нее на уроке, я знала, что Ольга Борисовна Щепина, учитель школы № 610 города Москвы, – талантливый и интересный словесник, а ее ученики любят и умеют анализировать поэтические произведения. Ведь по результатам экзаменационного сочинения, проведенного в 1999 году, из двух одиннадцатых классов (60 учащихся) тему «Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка)» выбрали 80% старшеклассников. Больше половины этих сочинений были оценены комиссией как хорошие и отличные работы. Любопытно, что в своих творческих работах ребята рассуждали о стихотворениях, не входящих в список произведений, обязательных для заучивания. Это были произведения Тютчева, Пушкина, Фета, Некрасова, Бунина, Цветаевой, Мандельштама, Есенина, Бродского, Бальмонта, Пастернака, Брюсова, Высоцкого – получился длинный список.

В чем же особенности работы учителя, добивающегося таких результатов? Ольга Борисовна – человек творческий. На уроках русского языка в старших классах О.Б. Щепина вместе с учениками размышляет о прочитанном, находя в нем много удивительного, необычного и интересного, а главное – увлекает этой работой своих учеников. Вдумчивое, внимательное отношение к каждому слову («пословный» анализ) помогает детям понять основную идею текста, раскрыть замысел автора. В обсуждении обычно участвует весь класс, мнение каждого выслушивается.

Ольга Борисовна выбрала новую форму работы в старших классах – комплексный анализ текста. Много времени она уделяет анализу языковых особенностей, композиции текста. Тогда старшеклассники легко справляются с написанием собственного текста. Они не только успешно готовятся к сочинениям и изложениям, но и вспоминают забытые правила орфографии и пунктуации.

Ольга Борисовна уверена, что способные ученики есть в каждом, даже слабом, классе. Ее ученики охотно выполняют задания исследовательского характера во внеурочное время по теме каждого урока. Так, изучая творчество А.А. Фета в 10-м классе, сильные школьники получают задание по анализу темы письма в стихотворениях Пушкина, Фета, Тютчева, а также в прозе Бальмонта. Предварительно они выполняют одно или несколько из предложенных заданий: готовятся к выразительному чтению наизусть стихотворений А.Пушкина «Сожженное письмо», Ф.Тютчева «Она сидела на полу...», А.Фета «Старые письма», отрывка «Из записной книжки» К.Бальмонта, а также текста, составленного на основе критической статьи из литературной энциклопедии, на тему «Импрессионизм в творчестве Фета».

Все остальные учащиеся пишут диктант по тексту К.Бальмонта и потом исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати, О.Б. Щепина советует работу над ошибками выполнять самостоятельно дома, не тратя на нее время на уроке. В классе же проходит работа с текстом: старшеклассники показывают знания творчества А.Фета и К.Бальмонта, а также лингвистические и филологические знания, осмысливают историко-культурные связи.

О.Б. Щепина разделяет представление о предмете «Русский язык» как основной части единой образовательной области «Филология», поэтому она строит свои уроки в соответствии с современными тенденциями, рассматривая русский язык и литературу как взаимодополняющие и взаимообогащающие дисциплины. Если урок литературы посвящен стилю и языку произведения, то урок русского языка – подготовке к написанию сочинения (как начать текст? как обеспечить связь между предложениями, между абзацами? как использовать в сочинении разные способы цитирования?). Ученики задумываются над проблемой не только «о чем писать?», но и (это главное) – «как писать?».

Оказывается, ответить на вопрос «Почему учитель добивается высоких результатов в обучении русскому языку и литературе?» совсем не просто. Мы только упомянули некоторые особенности работы талантливого словесника. Конечно, главный результат, которого добивается О.Б. Щепина, нельзя измерить только высокими оценками ее учеников на экзаменах. Результат этот гораздо выше: любовь к родному языку, интерес к чтению, раскрытие творческих способностей учащихся.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru