Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.Н. НИКИТИНА,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина,
г. Зеленодольск,
Республика Татарстан


Экспрессионизм в рок-поэзии

(Опыт исследования литературного направления на основе стихотворения Ю.Шевчука «Песня о гражданской войне»)

11-й класс

Конспект урока словесности

Цели урока:

1. Попытаться выявить закономерности и особенности экспрессионизма как направления в литературе.

2. Подумать о месте рок-поэзии в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

3. Социализация личности учащихся, продолжение формирования нравственной культуры.

4. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование:

1) портреты рок-музыкантов;
2) картины русских авангардистов;
3) сборники песен;
4) записи песен.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;
2) работа с текстом, с информацией;
3) структурирование материала;
4) работа в группах;
5) прослушивание песни и комментарии к ней.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодняшний урок я хочу начать с некоторых вопросов.

– Литература через образы, созданные писателями и поэтами, заставляет читателя задуматься о чем-либо?
– О чем вы задумываетесь, слушая современную рок-музыку?

(Варианты ответов учащихся разные: о жизни, о судьбе, о Родине, о нравственных и философских вопросах бытия.)

– Можно ли отнести рок-поэзию к литературе?
– Кого из рок-поэтов вы знаете? (Ученики обычно называют такие имена: В.Цой, К.Кинчев, Ю.Шевчук, А.Макаревич, В.Бутусов и др.)
– Как обычно строится рок-песня? Почему она заставляет вас думать о важных вопросах жизни? Какими художественными средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на читателя и слушателя?

Об этих достаточно непростых вопросах мы и поговорим сегодня на уроке. Итак, ставим задачу урока (дети высказывают свои версии о цели урока) – попытаться выяснить, какими особенностями обладает экспрессионизм в рок-поэзии.

(Сложность поставленной задачи состоит в том, что для исследования ученикам предлагаются только тексты песен Ю.Шевчука и В.Цоя и определения, записанные на доске.)

II. Знакомство с определениями экспрессионизма и текстом двух песен (см. приложение).

III. Прослушивание текста песни Ю.Шевчука

«Песня о гражданской войне». (В ходе прослушивания ребята, работая в группах, делают пометки и записи по обсуждаемым вопросам.)

IV. Аналитическая беcеда по тексту.

1. О чем эта песня? (О том, что люди во время гражданской войны забывают о вере, о нравственности, упиваясь войной как грандиозно поставленным ужасным театральным представлением.)

2. Какие строки вас особенно потрясли, удивили, взволновали?

3. Какие литературные аналогии можно вспомнить, читая текст? (В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» говорится о том, что Абадонна (член свиты Воланда, дьявол войны), разглядывая хрустальный шар – маленькую модель Земли, следит за тем, чтобы войны, которые ведут люди, заканчивались равными потерями обеих воюющих сторон. В стихотворении Шевчука есть строки почти о том же:

И справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда:
«Пусть будет смерти поровну».)

4. Что можно сказать о манере пения? (Музыка очень помогает восприятию текста. Чередование спокойного, даже тихого пения, часто переходящего в шепот, с резким, форсированным звуком, почти криком.)

Теперь попытайтесь, используя текст песни и записанные на доске определения, сформулировать основные особенности экспрессионизма.

V. Работа в группах (5–7 минут).

Ученики делают выводы, записывают их на листы ватмана и прикрепляют к доске.

VI. Выводы

(Каждая группа объясняет свои выводы).

В ходе урока выясняются следующие закономерности:

– предметы, явления, характеры, подвергнутые излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения;
– доминируют жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы как неизбежного следствия действующих законов жизни;
– лирический герой рок-поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил; он выразитель сильных эмоций;
– эстетические приемы экспрессионизма: заостренность, резкость, ударность, выделение одной-двух черт, способность одним приемом создать образ;
– пейзаж – это серая зарисовка; чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь человека, его психику; это разорение, запустение; милитаристский пейзаж; мир, теряющий жизненность;
– цветовая палитра – типично экспрессионистская, преобладают черный и красный цвета (иногда серый, синий); функция цвета необычна, поскольку он часто заменяет собой описание предмета;
– жизнь (картина жизни) – выразительное перевоплощение действительности; повседневная обыденная жизнь изображена как трагическая и абсурдная, в ней господствуют ужас и безумие;
– художественные средства – частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии;
– мироощущение лирического героя трагическое, напряженное. Однако мир в представлении лирического героя способен к обновлению.

Каждое утверждение ребята доказывают, опираясь на строки текста песни. Делаются выводы и обобщения. Записывается тема-конспект.

VII. Подведение итогов урока.

Вопрос учителя:

– Когда, в какой период могли появиться эти строки? (В период девальвации духовных ценностей, в период кризисного состояния общественной жизни с ее метаниями, страданиями, трагизмом.)

VIII. Домашнее задание дается по группам:

1-я группа: составить статью для «Словаря литературоведческих терминов» «Экспрессионизм» (используя материалы урока).

2-я группа: подобрать стихи рок-поэтов, в которых черты экспрессионизма не проявляются;

3-я группа: опираясь на конспект урока, проанализировать стихотворение В.Цоя «Печаль». 

Приложение

I. Записи на доске:

1. Экспрессионизм – направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую нервную выразительность образа.

(Словарь С.И. Ожегова)

2. Экспрессионизм – искусство резких, тревожных красок, искусство крика.

(О.А. Николаенкова)

Юрий Шевчук. «Песня о гражданской войне».

Виктор Цой. «Печаль».

II. Каждой группе (их 8 или 9) выдается лист ватмана, на котором написано начало фразы (закончить ее и сделать выводы ребята должны сами):

1. Предметы и явления, характеры...
2. Доминируют...
3. Лирический герой...
4. Эстетические приемы...
5. Пейзаж...
6. Жизнь (картина жизни)...
7. Художественные средства...
8. Мироощущение лирического героя...
9. Цветовая палитра...

ПЕСНЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Юрий Шевчук

Страна швыряла этой ночью – мутной сволочью.
И, разменяв добро на зло, как деньги старые на новые,
Рвануло. Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.
И окна... окна были первые, готовые.

И зло на заливном коне взмахнуло шашкою.
Добро – оно всегда без кулаков – трясло культяшками.
Пыталось жалость убедить, помочь опомниться,
Но все быстрее и точней летела конница.

Аплодисменты! На манеж под звездным куполом
Повыпускала ночь зверей и замяукала,
И заалела, вспотела, вмиг состарилась,
И побледнела, и струхнула, и затарилась.

Чем Бог послал, а черт подсунул им,
А он ведь старый театрал, он любит грим.
Тела вдруг стали все огромные да полые.
И пьяница-сапожник в память нам оставил пленки голыми.

Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты...

Страна швыряла этой ночью – мутной сволочью,
Закат, когда он на щеке, как водка с горечью,
Страх покрывал все матом, будто потом, страх брел по городу.
Ночное небо было дотом, оно еще напоминало чью-то бороду.

Провинция зевала грустно, нервно в телевизоры,
А кто-то просто шел домой и ел яичницу.
Дышали трупы тихо, мерно под скальпелем провизора.
А кто-то в зеркале вертел уже своею личностью.

Страну рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи.
А помощь танков по лоткам давила овощи.
Аплодисменты! Бис!
Везде ревело зрелище.
Стреляло право по беде – увидишь где еще!

Страна рыдала жирной правдой, так и не поняв истины,
Реанимация визжала, выла бабой, последней пристанью.
Пенсионеры с палками рубились в городки с милицией,
А репортеры с галками их угощали блицами.

Да повар-голод подмешал им в жирный суп довольно пороху.
Герои крыли тут и там огнем по шороху.
И справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда:
«Пусть будет смерти поровну».
Да, погибали эти окна, эти крыши первыми.
Все пули были здесь равны, все мысли верными.

Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище.
Стреляло право по беде – увидишь где еще.
И лишь в гримерке церкви пустота в тиши да в ладане,
Где высота да простота, где баррикады ада нет.

Она горела в вышине, без дыма, пламени,
Я на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.
Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты...

Страна швыряла прошлой ночью – мутной сволочью.
Страна скребла лопатой по крови, покрытой инеем.
Да по утрам вся грязь, все лужи отражают синее.
Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.
На память – фото пирамид с пустыми окнами-глазницами.
Аплодисменты! Чудный вид с листом кленовым да с синицами.
А будущее, что только родилось, беззвучно плакало.
А время тикало себе, а сердце такало.

Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты...

ПЕЧАЛЬ

Виктор Цой

На холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом – ночь,
А над ночью – луна.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?

А вокруг – благодать, ни черта не видать.
А вокруг – красота, не видать ни черта.
И все кричат: «Ура!».
И все бегут вперед.
И над этим всем новый день встает.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru