Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2004

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Г. Ю. КОЗЛОВА,
Вологодский государственный
педагогический институт,
г. Вологода


О.В. АЛЕКСЕЕВА

Функциональный подход к изучению глагола в школе

Методическое пособие. Воронеж, 2004

О.В. Алексеева. Функциональный подход к изучению глагола в школе

С Ольгой Владимировной Алексеевой, автором монографии, я познакомилась на научно-практической конференции в МПГУ. Конференция этого года была посвящена памяти профессора М.Т. Баранова. Представляемая книга начинается посвящением этому известному ученому-методисту.

Среди многочисленных методических пособий книга О.В. Алексеевой обращает на себя внимание по нескольким причинам.

Функциональный принцип обучения грамматике активно разрабатывается в методических исследованиях последних лет: с реализацией функционального подхода к рассмотрению языковых единиц связывают решение задач речевого развития и воспитания школьников.

Книга построена так, что вызовет интерес у читателей разного уровня осведомленности в вопросах функционального подхода (студента, учителя-словесника, методиста-практика (или теоретика).

В первой главе пособия («Истоки функционального подхода в трудах методистов XIX–XX веков») кратко рассматриваются основные положения Ф.И. Буслаева о связи изучения грамматики с образцовыми (с точки зрения языка) произведениями литературы, методические изыскания А.М. Пешковского, В.А. Добромыслова и др.; предлагается аналитический обзор методических работ последних десятилетий.

Выбор глагола в качестве объекта исследования не случаен. О.В. Алексеева пишет: «Глагол в русском языке отличается такими свойствами, как смысловая емкость, динамичность, выразительность, коммуникативная значимость. Место глагола в школьном курсе морфологии исключительно велико. Этот раздел программы имеет большое значение для овладения грамматическим строем русского языка, для развития речи учащихся, умения пользоваться в своей практике богатством форм и конструкций нашего языка» (c. 5). Выводы, которые формулирует автор в конце главы, положены в основу программы реализации функционального подхода, предполагающей изучение глагола как части речи и одновременное усвоение коммуникативной роли (функции в тексте) глагольных форм.

Программа изучения глагола в функциональном аспекте, представленная в третьей главе, включает понятийную часть и формируемые умения (с. 43–44). В программе сочетаются два возможных пути ознакомления учащихся с функциями глагольных форм – индуктивный и дедуктивный. Поскольку языковая единица может реализовать свое назначение лишь в определенном контексте, дается рабочее определение понятия текст, рассматриваются основные категории текста (целостность, членимость, модальность).

О.В. Алексеева предлагает осуществлять функциональный подход к изучению глагола «от текста к тексту»: от ознакомления школьников с функцией грамматических форм в тексте – через осознание признаков грамматических категорий – к продуцированию текста (c. 4).

Предлагается план анализа текста в единстве содержания и формы.

1. Определение темы текста. Беседа по содержанию.

2. Речеведческий анализ текста – составление типологической схемы строения текста. Определение текстообразующих функций глагольных форм.

3. Основная мысль текста. Как проявляется позиция автора в композиции, грамматике и лексике текста. Определение выразительных функций глагольных форм (С. 48).

Фрагмент урока, представленный далее, позволяет увидеть, как этот план реализуется на практике.

Автор обращает внимание читателя на исключительно важную роль речеведческого анализа:

1) составление схемы строения текста помогает определить ключевые слова типовых фрагментов на этапе подготовки к изложению;

2) выделение типовых фрагментов текста определяет употребление глагольных форм с учетом текстообразующей и изобразительно-выразительной функций (c. 49).

Фрагменты уроков далее убеждают в справедливости сказанного.

Особый интерес для учителя-практика представляет та часть монографии, где раскрываются принципы отбора дидактического материала и предлагается типология текстов (c. 54 – 55). Связь грамматической темы устанавливается не с конкретным текстом, а с моделью текста, отражающей функции грамматической формы в тексте:

Тема «Виды глагола» – модели текстов «Повествование в прошедшем времени», «Повествование с экспозицией», «Повествование с элементами описания в прошедшем времени», «Повествование с диалогом».

Тема «Настоящее время» – модели текстов «Повествование-репортаж», «Повествование с глаголами в настоящем времени», «Повествование с элементами описания в настоящем времени», «Повествование с экспозицией в настоящем времени», «Повествование с элементами рассуждения», «Повествование с диалогом в настоящем времени» и др. (c. 57).

Третья глава пособия заканчивается кратким обзором системы упражнений, включенных в программу опытного обучения.

Четвертая глава позволяет читателю увидеть, как может быть организовано изучение глагола в функциональном аспекте: описана методика работы с речевыми фрагментами по целому ряду тем («Виды глагола», «Прошедшее время глагола», «Настоящее время глагола» и др.). Под «речевым фрагментом» понимается «фрагмент урока, содержание которого включает вопросы функционирования единиц языка в речи» (c. 64). Автор пособия предлагает такую последовательность в изучении каждой темы.

1-й этап – введение понятия «роль глагольной формы в тексте»; опознавательное упражнение.

2-й этап – тренировочные упражнения: формирование учебно-языковых опознавательных умений – узнавание глагольных форм в их функциях в тексте – текстообразующей и выразительно-изобразительной, классификационных – сравнение глагольных форм по роли в создании фрагментов текста, по экспрессивности; формирование коммуникативного умения обоснования выбора автором языковых средств.

3-й этап – упражнения на употребление глагольных форм в тексте: формирование учебно-языкового аналитического умения – выявлять роль всех глагольных форм в тексте.

Речевой фрагмент.
Введение понятия «роль глагола в тексте».

Этот фрагмент урока проводится после ознакомления учащихся с грамматическим материалом.
– Какую роль выполняют глаголы совершенного и несовершенного вида в тексте? Для ответа на этот вопрос проведем наблюдения за глагольными формами в тексте.
Прочитаем текст № 1 (модель текста: повествование в прошедшем времени).

Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим армяком, сбегал… за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (По И.С. Тургеневу)

– Как можно озаглавить текст? (Герасим нашел Муму. Находка.)
– Определите тип речи. (Повествование.)
– Подчеркните глаголы, которые образуют сюжетную цепочку. (Поглядел, подхватил, сунул, пустился, вошел, уложил, прикрыл, сбегал, поставил.)
– С помощью глаголов какого вида передается последовательность действий в рассказе? (Совершенного вида.)

Вывод. Глаголы совершенного вида организуют сюжетную цепочку развития действия в тексте-повествовании.

Прочитаем текст № 2 (модель: описание в прошедшем времени).

Муму была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Она будила его по утрам, дергая за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к каморке. (По И.С. Тургеневу)

– Как можно назвать текст? (Как вела себя Муму. Описание поведения Муму.)
– Определите тип речи. (Описание)
– О каких действиях – единичных или повторяющихся – говорится в тексте? (Повторяющихся.)
– Подчеркните глаголы, которые обозначают повторяющиеся действия. Определите их вид. (Будила, приводила, отправлялась, караулила, не подпускала – несовершенный вид.)
– Есть ли в тексте глаголы, которые обозначают постоянные признаки, свойства? Подчеркните в тексте эти глаголы и определите вид. (Была умна, ласкалась, любила – несовершенный вид.)

Вывод. Глаголы несовершенного вида обозначают повторяющиеся действия, постоянные свойства и используются в описании.

При подведении итогов урока учащиеся говорят о функционировании глагольных форм совершенного и несовершенного вида в тексте (c. 65 – 66).
Во многих случаях речевой фрагмент урока сопровождается методическим комментарием, справочными материалами.

В пособии представлены подробные планы уроков подготовки к изложению (при работе над изложением можно, по мнению О.В. Алексеевой, соединить изучение грамматики и развитие речи).

Приведем в качестве примера фрагмент урока подготовки к изложению «Ежик» по тексту Ю.Збанацкого (c. 72 – 74).

Беседа по содержанию

– Как по-другому можно назвать рассказ? (Встреча в лесу. Лесной хозяин. Запасливый ежик.)
Ответы учащихся не отражают понимания основной мысли рассказа, к этому уровню освоения текста школьники придут на этапе речеведческого анализа.
– Что увидел автор в лесу?
– Как относится автор к колючему зверьку?
– Составим план текста (таблица).

План текста

Строение текста

Особенности глагольных форм

1. Шорох в кустах

Завязка

зашелестел
хрустнула
послышался

Пр. время, сов. вид

2. Первое появление ежика

Развитие действия: 1-й шаг – описание

пробежал
пробрался
были
копошился
хозяйничал
вышел
отправился

Пр. время, сов. вид
Пр. время, несов. вид
Пр. время, несов. вид
Пр. время, сов. вид

3. Второе появление ежика

2-й шаг – описание     вернулся

был
глядел
направился
взглянул

Пр. время, сов. вид
Пр. время, несов. вид
Пр. время, сов. вид

4. Третье появление ежика

3-й шаг – кульминация

пришел
подошел
фыркнул

Пр. время, сов. вид

5. На следующий день

Развязка

повторилось подрядился приносил

Пр. время, сов. вид
Пр. время, несов. вид

Речеведческий анализ – составление типологической схемы строения текста.

– Итак, как по-другому можно назвать текст, если принять кульминацию как открытие автора? (Щедрый ежик. Добрый ежик.)
В ходе речеведческого анализа определяем текстообразующие функции глагольных форм. Для этого текст читается второй раз – учащиеся на слух выписывают опорные (ключевые) глаголы каждой части. Варианты проведения этой работы различны:
1) коллективно, если учащиеся испытывают затруднения при определении опорных глаголов в каждой части;
2) самостоятельно при условии обязательной проверки качества выполнения задания.
– Определите: какие фрагменты текста организуют глаголы прошедшего времени совершенного вида? (Завязку, шаги развития действия, кульминацию, развязку.)
– Какие действия называют глаголы прошедшего времени несовершенного вида? (Длительные действия, которые замедляют динамику развития сюжета.)

Аспектный языковой анализ текста: авторский выбор языковых средств.

– Итак, автор называет колючего зверька ежик. Как в этом слове проявляется авторское отношение к персонажу рассказа? Как изображается в тексте главный герой?
– Какими словами, словосочетаниями рисует автор ежика?
Детали, описывающие ежика, разбросаны в тексте. Важно, чтобы все детали описания были замечены: круглый, встопорщенный еж; из-под насупленных бровей, маленькими глазками, удивленно глядел; на иголках у него были зеленоватые шарики; он был весь разукрашен лесными игрушками; фыркнул.
– Какой глагол в кульминации текста важен автору для понимания поведения ежика? (Фыркнул автор расценил как приглашение полакомиться.)
– Почему в развязке автор выбирает глагол приносил? Какое действие он обозначает?»

Таким образом, в процессе изучения вида глагола внимание уделялось не только форме, но и содержанию и функции языковой единицы: учащиеся наблюдали за ролью глагола в тексте, познакомились с текстообразующей и выразительной функцией глаголов совершенного и несовершенного вида, воспроизводили текст, стараясь сохранить авторский замысел. В ходе анализа текста обогащался словарный запас учащихся рядами глаголов-синонимов, прямыми и переносными значениями глаголов, обращалось внимание на мотивированность в выборе автором глагола. Очень показателен в этом отношении фрагмент урока по тексту «Солнечная капля» (с. 83 – 85).

В четвертой главе представлены тщательно разработанные «речевые фрагменты» по нескольким грамматическим темам и варианты работы с ними на уроках, позволяющие представить, как можно организовать обучение грамматике в речевом (функциональном) аспекте. При таком подходе внимание к грамматическому материалу (форме, значению и функции языковой единицы) становится не самоцелью, а способом, приемом восприятия и понимания текста.

Хочется обратить внимание читателя еще на одно несомненное достоинство пособия – подбор текстов для анализа.

В пятой главе монографии описана методика диагностики коммуникативной компетенции учащихся.

Предлагаемый О.В. Алексеевой подход к грамматическому материалу позволяет изучать глагол в единстве его грамматического значения и коммуникативной функции. У школьников формируется умение осознанно употреблять глаголы в тексте, т.е. совершенствуется их речь.

Книга, посвященная актуальным проблемам современной методики, написана легко и доступно. Привлекает манера изложения материала: автор ведет диалог с читателем, используя различные средства: обращения, вопросно-ответную форму построения предложений, побудительные предложения и др.

Несомненно, представленный в пособии опыт изучения глагола будет интересен и полезен учителям-практикам, методистам, студентам педагогических вузов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru