Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2004

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«По поводу русского языка...»

Сочинение о сочинении

Уже несколько раз за свою педагогическую деятельность я проводила вот такие нетрадиционные сочинения в 10-х и 11-х классах. Они для меня самые дорогие и значимые, а для детей – способ выразить себя. Представляю одно сочинение с разрешения автора, но по этическим соображениям фамилии не указываю.
Все эти сочинения я вывешиваю в уголок «Материал для размышлений», и они висят несколько дней. За это время многие ребята успевают не только с ними познакомиться, но и обсудить их и поспорить. Иногда после таких обсуждений у автора меняется позиция, но об этом знаем только он и я. Мечтаю открыть в школе для мыслящих детей «Клуб истины» (как известно, в спорах рождается истина), но пока эти планы остаются нереализованными. Может, в следующем учебном году...

С.М. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан

Хочу высказаться

Тема сочинения, конечно, интересна, но, к сожалению, мне легче высказаться устно. Как только я сажусь писать – все мысли куда-то исчезают. Даже обидно порой. Ведь бывает, приходит какая-то мысль в голову – даже самому нравится, а как только ты хочешь ее записать – она тут же улетучивается. Вот и сейчас. Хотелось высказаться по поводу русского языка, даже планчик в голове зрел: первое, второе, третье... а как коснулось до дела – пшик. Но все же кое-что я помню.

Во-первых, мне не нравится, что лексику не изучают все годы обучения. Я бы построил программу так, чтоб изучали только лексику. Грамматика и орфография пойдет тогда сама собой, ведь если ученик будет знать о слове все-все, он и писать его будет грамотно. А еще мне не нравится, что так много времени уделяется различным разборам: фонетическому, морфологическому... И почему мы синтаксис изучаем и в 8-м, и в 9-м классах? Почему бы его не объединить в 9-м, а в 8-м учить служебные части речи? И почему в старших классах русского языка все меньше и меньше? Несправедливо! Я, например, многое осознал только теперь, да закрепить это некогда!

В сущности, это никому не надобно. Надо чувствовать слово, связь этого слова в тексте с другими словами, надо знать его рождение и предков (то, что Вы называете скучно словообразованием, происхождением и родственными словами), надо знать историю каждого слова. И тогда мы будем знать историю и своей страны. И тогда мы будем не просто знать, но и уважать слово и страну, где говорят на самом богатом в мире языке. Мне нравятся уроки, когда весь урок посвящен одному слову: откуда оно пришло, как разрослось, обзавелось «родственниками», как меняло значение, как вошло в состав крылатых выражений, фразеологизмов, как может быть воспринято в разных текстах по-разному. Но, к сожалению, Вы не так часто такие уроки проводите. Вот бы построили программу так, как было бы здорово.

Во-вторых, я считаю, что литература и сочинение – это разные вещи, и в этом плане я против сочинения как формы контроля по литературе. Ведь бывает, что человек отлично знает и биографию поэта, и его стихи чуть ли не все наизусть, и даже то, что о нем говорили разные критики... Но свое сочинение ему не дается... Признаюсь честно, я не умею анализировать стихи... Есть такие вещи, слушаешь которые – и сердце просто замирает. Хочется и рыдать, и бежать куда-то... и чувства эти неподвластны бумаге, потому что когда ты их доверяешь тетради – это уже не чувства, это уже анализ – работа мозга! А лирику пишут для сердца! Да и проза ничем не хуже. Я зачитывался Куприным и Буниным! Это лето было для меня самым счастливым – я читал «Гранатовый браслет», «Олесю», «Темные аллеи»... Но в классе, когда стали «раскладывать» все по полочкам, эти произведения стали глубже, не спорю, но они утратили какую-то девственную притягательность, душевность, тайну... Хотелось просто читать, не анализировать... Выразительно, не спеша, вслух, но читать. И когда зазвучала финальная сцена из «Гранатового браслета» – я заплакал. Так хотелось, чтоб Вы, прочитав, ничего не говорили, а просто молчали. И Вы угадали. Как я Вам благодарен, что Вы не стали нас спрашивать о чувствах Веры, значении этой сцены и т.п. Спасибо Вам за это! И кто просил этого Белинского заниматься критикой! Так вот, сочинение – это анализ своих мыслей, чужого мнения, постороннего взгляда. Но это не знание литературы! Это знание литературной критики и умение «растекаться мыслью по древу». Это – развитие письменной речи учащегося – значит, и оценку ставьте по развитию речи, и пусть это будет отдельный предмет. Или литературу назовите историей литературной критики, но никак не литературой. А чтение пусть будет только чтением!

Ну вот, я высказался. Наверное, резко и неправильно, но Вы поймете. Поверьте, сказанное так же искренно, как то, что нет ничего прекраснее на свете музыки и поэзии.

Л.Д., 11-й класс

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru