Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.М. БЕРЛАДИН,
г. Сургут


Какого рода забияка?

Имена существительные общего рода

5-й класс

Цели:

  • познакомить учеников с существительными общего рода с оценочной и стилистической окраской;

  • научить определять род, коммуникативную роль, сферу их употребления.

Тип урока: усвоение новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Активизация опорных знаний.

Мы продолжаем изучение темы «Имя существительное». А новую тему сегодняшнего урока определим, выполнив задание.

1) Орфографическая работа с грамматическим заданием. (Вставьте пропущенные окончания, определите род, падеж.)

Шли от деревн_, стоял на алле_, выступала на лекци_, букет из сирен_, о внимани_ на уроке, время от времен_, добежал до рощ_, говорил об иллюстраци_, занимался в библиотек_.

2) Словарный диктант. Назовите слово, запишите его, укажите род.

Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло). Спортивная игра в мяч на воде (поло). Низкорослая шотландская лошадь (пони). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире). Человек, который любит затевать драки, ссоры (забияка).

– Род какого слова вы не определили? (Забияка.) Почему? А можно сказать о Васе, что он забияка? А о Маше? Какого рода это слово? Мужского или женского?

Учебная задача. Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна?

2. Изучение нового материала.

Задание. Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, выполним задание.

Прочитайте, определите род выделенных слов (на доске).

  • «Умница», – сказала мама Вере.

  • «Что же ты за непоседа!» – воскликнула бабушка, глядя на внучку.

  • «Ну и копуша же ты, Варя», – не выдержал отец.

Назовите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)
– Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.
С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.
Как определить их род? Как вы считаете: можно их род назвать общим?

Вывод. Итак, мы с вами определили тему нашего урока – «Существительное общего рода».

Прочитайте параграф 36, стр. 79.

3. Закрепление изученного.

1) Упр. 207.

  • Первое предложение (как образец) у доски выполняет один из учеников.

  • Второе и третье – по вариантам (взаимопроверка).

– Встретилась орфограмма в середине слова? В каком варианте? Как проверить? Какой буквой?

Удивилась – диво.

2) Выборочный диктант.

Выпишите существительные общего рода, определите их род, где это можно.

  • Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

  • Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.

  • «Ах ты, обжора! ах, злодей!» – тут Ваську повар укоряет.

  • «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа.

  • Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

– Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.)
Почему? (Помог контекст.)

Уточните значение слов: невежа, невежда (работа со словарем).

Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.)
– Значит, сфера употребления этих существительных – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), в быту, в разговорной речи (это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику).

4. Формирование умения и навыков.

1) Лексическая работа. Распределите существительные в два столбика: в левый – существительные, отрицательно характеризующие человека; в правый – положительно характеризующие человека.

Мазила, тезка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, малютка, тихоня, работяга, скряга, задира, неженка, недотрога, непоседа, забияка, растяпа, кривляка, юла, трудяга.

Были ли в списке нейтральные слова? Назовите. (Тезка, левша, сирота, малютка.) Можно ли определить род существительного трудяга? (Нет.) Что надо сделать, чтобы можно было определить род этого существительного? Правильно. Ввести в контекст, то есть в предложение.

2) Составьте устно предложения со словом работяга, чтобы в одном предложении оно было мужского рода; в другом – женского рода.

Как характеризует это слово человека? (Положительно.) В последнее время в языке появилось много слов с суффиксами -аг-, -яг-: трудяга, работяга, симпатяга.

Они тоже используются в разговорной речи, в художественной литературе как средство характеристики героев.

5. Итоги урока.

Мы работали с вами над существительными общего рода.
Почему они так называются? Как определить род этих существительных? (Исходя из контекста.)
Мы также говорили о сфере их употребления.

6. Домашнее задание.

Напишите художественное произведение, используя структуру малых жанров (побасенка, пословица, загадка). Какой из жанров решает задачу – оценить характер человека? (Побасенка, пословица.) Приведите примеры.
Вам нужно придумать свое произведение. Как оформить? В форме диалога, монолога. Выберите любую форму.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru