Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО


Полезные мелочи

1. В ум с супцом

Татьяна Андреевна Штырля из г. Кургана написала нам о бессмысленных, смешных и очень полезных фразочках – аббревиатурах, с помощью которых ее ученики запоминают длинные ряды слов.
Разряды местоимений легко перечислить, вспомнив магическую фразу Нуповолов в Пловуново (неопределенные, указательные, притяжательные и т.д.)
Понятно, что расшифровывать нужно только одно из загадочных слов – оба они составлены из одних и тех же 9 букв, по числу разрядов.
Чтобы ученики запомнили определительные местоимения, Татьяна Андреевна предлагает им такую схему:

А полный список видов обстоятельств лучше укладывается в голове, если запомнить фразу В ум с супцом (обстоятельства времени, уступки, места, степени, следствия, условия, причины, цели, образа действия; последнюю букву мне не удалось расшифровать, наверное, она запасная).
В сэкономленное на уроке время можно пофантазировать, что такое (или кто такой) Нуповолов и когда будет иметь смысл фраза об уме и супце.
Разумеется, нужно сделать несколько оговорок. Во-первых, добавим к схеме определительное местоимение целый (в значении весь). А во-вторых (и в-главных!) – все подобные приемы действуют, если вдруг подзабыт термин, уже хорошо известный, которым уже приходилось пользоваться. Почти неизвестное, неосвоенное слово вряд ли удастся воспроизвести по первой букве или по другой подсказке. Как-то я пыталась напомнить девятикласснику, как называется придаточное предложение, отвечающее на вопрос почему? «Вот я тебя спрашиваю, почему ты опоздал, – намекаю я. – Что я хочу услышать?» – «Оправдательное?!» – радостно воскликнул ученик.

2. Как бы два. А в самом деле?

Очень много огорчений доставляет учителям и ученикам союз как будто. Марина Владимировна Павловская приучает своих учеников при встрече с этим союзом приговаривать: «Как будто – в два слова». Тут важно найти верный ритм, например, произносить фразу с четырьмя ударениями. А можно опять прибегнуть к подобию стихотвореньица. Хотя бы такому:

Как будто – два слова
И как бы – два слова.

Но:

Будто – одно!

3. Похвальба или жалоба?

Для выработки осознанного письма очень полезно бывает предложить ученикам по-новому посмотреть на вещи, например, задать такой вопрос с подвохом: «Как правильно писать – лепет или лепит? Устою или устаю?». Или предложить вставить пропущенную букву в словах леп_т и уст_ю. Вероятно, в первую минуту детям покажется, что правильный ответ в каждом случае один, а потом они с радостью увидят варианты.
Интересно спросить, сколько разных смыслов можно получить, по-разному вставляя буквы в двустишии (при этом лучше и знаки препинания расставлять по-разному):

Я нипочем не уст_ю,
Под сильным ветром уст_ю.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru