Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

И.Ю. ГАЦ,
Московский государственный областной университет


Моделирование урока на занятиях по методике русского языка

Овладение элементарным умением составлять схему, модель и конспект урока является одним из компонентов профессиональной подготовки студентов – будущих преподавателей русского языка и литературы. Для будущего словесника проведение уроков в 10–11-х классах – непростая задача. У него пока отсутствует опыт планирования собственных действий, тем более действий учеников. Студент-практикант, отправляющийся на урок, сосредоточен исключительно на себе, на мыслях о том, успеет ли выполнить на уроке запланированное количество упражнений, не перепутает ли последовательность предъявления подготовленной информации. Целью практических занятий по методике становится формирование у старшекурсников умения мысленно моделировать ход учебно-воспитательного процесса, развитие способности к методической рефлексии. Для этого преподаватель создает вероятные педагогические ситуации общения, позволяющие каждому студенту проявить инициативу, избирательность в способах работы. Продумывая содержание учебного материала, они учатся проектировать его изучение.

Практическое занятие по моделированию урока русского языка в 11-м классе.
Возможные направления

Тема: «Построение модели урока по пунктуации в 11-м классе (“Употребление знака тире в простом и сложном предложениях”)»

Студенты проводят анализ материалов учебников русского языка, методических рекомендаций по обобщению знаний о постановке тире в различных по типу предложениях, обращаются к дидактическому аппарату, справочникам, энциклопедиям, отбирают материал по публикациям газеты «Русский язык», журнала «Русский язык в школе». Спланировать деятельность им помогает своеобразная памятка.

Варианты заданий для обсуждения

1. Какие лингвистические сведения необходимо повторить ученикам на этом уроке? Обоснуйте принцип отбора и минимизации содержания грамматического материала по теме.

2. Прочитайте соответствующий раздел выбранной программы по русскому языку для 10–11-х классов. Сформулируйте цель и задачи урока, определите тип урока и его структуру. Обоснуйте свой выбор. Для выполнения задания воспользуйтесь пособиями: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку/Н.М. Шанский, М.Т. Баранов и др.; Программно-методические материалы: Русский язык. 10–11-е кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2003.

3. Проанализируйте структуру и содержание § 26 «Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия» по учебнику «Русский язык: Учебн. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта (последн. изд.)». Определите назначение языковых таблиц данного параграфа. Сформулируйте для учащихся два задания по обобщающей таблице из упражнения 234. Какие задания, аналогичные этим, вы бы предложили учащимся 11-го класса? Воспользуйтесь пособием «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9-й кл.» / Под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2000.

4. Сопоставьте материалы § 22, 37, 61, 62, 69, 70, 72, при этом обратите внимание на раздел «Пунктуационный разбор предложений» (на с. 130, 209, 227) из учебника «Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. Н.М. Шанский». Выберите соответствующие задачам урока типы упражнений и по аналогии составьте самостоятельно три упражнения.

5. Какие лингвистические тексты и упражнения вы бы выбрали из учебников и пособий? Обоснуйте ответ. (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пос. для 10–11-х кл. М., 2003; Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11-е кл. М.: Русское слово, 2002; Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: Дрофа (последн. изд.)

Общее задание: каждый студент подбирает соответствующий дидактический материал, при этом обосновывает свой выбор и непременно указывает источники.

Что надо знать для подготовки материала к уроку

Лингвистические знания

Методические знания

– пунктуационные правила постановки тире в простом, осложненном и сложном предложениях, постановка тире в предложениях с прямой речью;

– значения и функции пунктуационного знака тире

– программные требования при обучении родному языку в старших классах;

– закономерности и основные принципы обучения пунктуации;

– причины пунктуационных затруднений учащихся;

– методы и приемы обучения пунктуационным правилам; порядок пунктуационного разбора

Анализируя программу по русскому языку, студенты определяют цель урока в старших классах – обобщить и систематизировать знания и умения по грамматической теме, совершенствовать навыки анализа и построения текста. Студенты должны помнить о том, что предметом изучения в 11-м классе становится художественный стиль речи. Одиннадцатиклассник должен передавать в устной и письменной форме свое понимание индивидуального стиля писателя или поэта. Значит, следует ориентироваться на работу в классе со связным текстом; отсюда комплексный характер заданий, работа с языковыми средствами, самостоятельный подбор примеров, включающих изучаемые синтаксические конструкции.

Теперь студенты сформулируют образовательную и развивающую задачи урока: обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях; сформировать представления учащихся об изобразительно-выразительных возможностях и текстообразующей роли синтаксических конструкций. Обосновывая выбор заданий и упражнений, студенты принимают решение об использовании дидактического материала, объединенного одной темой или творчеством одного автора. Ученики назовут автора, определят название, время создания произведения. Желательно, чтобы текст, предназначенный для такого урока, был небольшим, но емким по содержанию. Дидактический материал подбирается с учетом вариантов пунктограмм и трудностей, связанных с применением правил постановки тире; включаются предложения, иллюстрирующие сочетания правил употребления тире с другими пунктограммами. Студенты получают задание: прокомментировать собственные варианты упражнений для учащихся, поясняя цель конкретных упражнений, их последовательность.

Следующий этап практического занятия – анализ лингвистического материала.

Студенты определяют, как весь учебный материал следует поделить на основной и дополнительный.

На обобщающем уроке происходит воспроизведение и актуализация имеющихся знаний учащихся об особенностях употребления знака тире. В то же время пунктуационная тема дает возможность интегрировать материал русского языка и литературы. Студенты предлагают использовать поэтические тексты, в которых встречаются различные значения тире в простых и сложных предложениях, употребление тире в авторской пунктуации в несвойственных ему функциях.

Целесообразно предложить учащимся следующие задания: а) понаблюдайте, как функционирует тире в простых, осложненных и сложных предложениях в поэтических и литературоведческих текстах; понаблюдайте за интонацией; б) подберите грамматические синонимы; в) моделируйте предложения (задания носят дифференцированный характер). Строится работа таким образом, чтобы одновременно решалось несколько учебных задач, предлагались и различные виды языкового разбора, и построение лингвистических рассуждений в устной и письменной формах. Чтобы мотивировать деятельность учащихся, выбираем тексты определенной тематики, например, «Поэтические портреты», литературоведческие заметки о поэтах Серебряного века.

Постепенно на практическом занятии выстраивается модель урока, которая демонстрирует, какие именно тексты, какие вопросы и задания должны стать основой семантико-стилистического анализа.

Модель урока. Примерный дидактический материал для дифференцированной работы в классе.

Тема: «Употребление знака тире в простых и сложных предложениях» (2 ч.).

Класс: 11-й.

Тип: повторительно-обобщающий урок.

Цель: обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях; сформировать представления учащихся об изобразительно-выразительных возможностях и текстообразующей роли синтаксических конструкций.

I. Организационный момент

К ПОРТРЕТУ ЛОПУХИНОЙ

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали,
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Я.Полонский

ПОРТРЕТ

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Н.Заболоцкий

Учитель создает ситуацию, при которой учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока.
Используются тексты известных стихотворений Я.Полонского и Н.Заболоцкого. Вместе с учителем учащиеся определяют тему стихотворений, характер используемой лексики и синтаксических конструкций.

II. Проверка домашнего задания:

различные формы опроса (проверка дифференцированного домашнего задания – синтаксический и пунктуационный разбор выбранных поэтических отрывков; упражнения, аналогичные домашним; диктант по памяти). Например:

Задание 1. Прочитайте предложения. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте синтаксические конструкции. Пользуйтесь планом пунктуационного разбора. В каких случаях следует говорить об авторской пунктуации? Докажите свою точку зрения.

1. Поэзия вписывается в жизнь, оказывается ее составной – и к тому же необходимой – частью. «Что значит понимать поэзию? – сказал когда-то поэт. – Это значит понимать жизнь. Иначе – ложная глубина». (А.Карпов) 2. Поэзия есть праздник человеческого духа – самый удивительный праздник человека. На этом празднике блистают лучшие человеческие качества: великодушие и доброта, нежность и мужество, талант и мастерство; чувство времени и гармонии, чувство родства с людьми и со звездами и – любовь. (М.Дудин) 3. Вопреки достаточно распространенным представлениям поэзия – не средство, которое расцвечивает серенькие будни жизни. Она призвана лишь ей одной доступными способами добраться до смысла жизни, до сути мира, в котором живет человек. Поэтому-то труд поэта – опять-таки вопреки широко бытующему мнению – чрезвычайно тяжел, сопряжен с огромным риском. (А.Карпов)

III. Подготовка к обобщению правил о знаке тире в простых и сложных предложениях

Тире часто называют спасительным знаком, потому что именно этот знак помогает выразить большое количество значений. Тире выступает в качестве своеобразного комментария к тексту. Этот пунктуационный знак способен передать логику предложения, связь между частями, указать на относительную оторванность выделенной части от смысла всего предложения. Писатели и поэты часто используют тире, превращают его в главное средство авторской пунктуации. Знак тире имеет несколько значений, с его помощью пишущий подчеркивает неполноту информации либо ее вспомогательный характер; предупреждает о предстоящем разъяснении предыдущей части высказывания либо передает относительную автономность выделенной структуры. Тире может иметь омонимы: в значении неполноты информации (пропущены слова в неполных предложениях) и в значении чередования (в диалоге); в значении следования (последовательность событий) и тождественности или противоположности.

Тире было введено в употребление в конце XVIII в. Н.М. Карамзиным. Он очень любил этот знак и называл его чертой. Впервые знак тире был описан известным лингвистом А.А. Барсовым (1797), учеником М.В. Ломоносова. А.А. Барсов назвал этот знак молчанка: она «начатую речь прерывает совсем либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего служит она к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». (Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998)

Задание 2. Выразительно прочитайте стихотворения. Определите их тему. С помощью каких средств – лексических, грамматических – создается настроение? Какие детали позволяют создать поэтический портрет? Удается ли авторам воссоздать живописный портрет? Может ли читатель представить, о каком именно портрете идет речь? О чем размышляют поэты?

Задание 3. Найдите в этих текстах примеры предложений, иллюстрирующие наиболее типичные случаи употребления знака тире. Найдите подтверждение слов учителя о многозначности и омонимичности тире.

IV. Обобщение пунктуационных правил. Определение роли тире в тексте

Тире в простом предложении

Тире в осложненном предложении

Тире в сложном предложении

1) между подлежащим и сказуемым;

2) в неполных предложениях;

3) между членами предложения, обозначающими пространственные, временные, количественные пределы

1) после ряда однородных членов;

2) для выделения или отделения обособленных приложений;

3) для выделения вводных и вставных конструкций

1) в сложносочиненном предложении при неожиданном присоединении или резком противопоставлении;

2) в бессоюзном предложении со значением условия, времени, следствия, противопоставления, быстрой смены событий;

3) в предложениях с прямой речью для выделения слов автора;

4) в диалогической речи для выделения реплик

Функции тире:

1) для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения, – соединительное тире; 2) для особого выделения отдельных членов предложения или их группы, для акцентирования смысловых отношений – выделительное (интонационное) тире.

В СКВЕРЕ

Пылают щеки на ветру.
Он выбран, он король!
Бежит, зовет меня в игру.
«Я все игрушки соберу,
Ну, мамочка, позволь!»

«Еще простудишься!» – «Ну да!»
Как дикие бежим.
Разгорячились, – не беда,
Уж подружились навсегда
Мы с мальчиком чужим.

«Ты рисовать умеешь?» – «Нет,
А трудно?» – «Вот так труд!
Я нарисую твой портрет» –
«А рассказать тебе секрет?» –
«Скорей, меня зовут!» –

«Не разболтаешь? Поклянись!»
Приоткрывает рот,
Остановился, смотрит вниз:
«Ужасно стыдно, отвернись!
Ты лучше всех, – ну вот».

Уж солнце скрылось на песке,
Бледнеют облака,
Шумят деревья вдалеке...
О, почему в моей руке
Не Колина рука!

М.Цветаева

БЕССОННИЦА

В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет – путь,
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот – никому – вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.

Огни – как нити золотых бус,
Ночного листика во рту – вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам – снюсь.

М.Цветаева

 

ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ
Картина в Лувре работы неизвестного

Его глаза – подземные озера,
Покинутые царские чертоги,
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.

Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом,
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он, на небе
Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья,
За все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать...
плакать больше он не может.

Н.Гумилев

ПОРТРЕТ

Черты твои – детские, скромные;
Закрыты стыдливо виски,
Но смотрят так странно бездомные
Большие зрачки.
Движеньями грустно-усталыми
Ты просишь: оставьте меня.
Язвит тебя жгучими жалами
Действительность дня.

Не сомкнуты губы бессильные,
Как будто им нечем вздохнуть,
Как будто покровы могильные
Томят тебе грудь.

Как будто ты помнишь далекое,
Что было, быть может, лишь сном,
И сердце твое одинокое –
Навеки в былом.

Как призраки, горько ненужные,
Мы, люди, скользим пред тобой.
Ты смотришься в дали жемчужные
Поникшей душой.

К глубинам родным наклоняешься,
И рада виденьям, – но вдруг,
Вся вздрогнув, опять возвращаешься
Печально в наш круг.

В.Брюсов

АННЕ АХМАТОВОЙ

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в веселье, зной –
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь – озноб,
И завершится – чем она?
Облачный – темен – лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час, –
Кажется, четверть пятого,
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

М.Цветаева

БРЮСОВ

Никем не превзойденный мастер.
Великий ритор и мудрец.
Светило ледовитой страсти.
Ловец всех мыслей, всех сердец.

Разламывающая сила
Таится в кованых стихах.
Душа рассудок научила
Любить, сама же пала в прах.

И оттого – его холодность:
Душа, прошедшая сквозь ум.
Его бесспорная надмодность
Не столь от чувства, сколь от дум.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В нем фокус всех цветов и светов
И ясной мысли торжество.
Он – президент среди поэтов.
Мой царский голос за него.

И.Северянин

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Художник с гибким телом леопарда,
А в мудрости – лукавая змея.
Во всех его созданьях есть струя –
Дух белладонны, ладана и нарда.
В нем зодчий снов любил певучесть барда,
И маг – о каждой тайне бытия
Шептал, ее качая: «Ты моя».
Но тщетно он зовется Леонардо.
Крылатый был он человеколев.
Еще немного – и глазами рыси
Полеты птиц небесных подсмотрев,
Он должен был парить и ведать выси.
Среди людских, текущих к Бездне рек
Им предугадан был Сверхчеловек.

К.Бальмонт

Задание 4. Определите функции и назначение тире в текстах. Обратите внимание на связь интонации и постановку знака тире. Выразительно прочитайте стихотворения М.Цветаевой. Какие именно слова вы выделите особо, что указывает вам на паузы и ритм стихотворения?

Задание 5. Комплексная работа с текстом.

Выразительно прочитайте стихотворения. Определите, какая тема объединяет оба произведения. Каким настроением проникнуто каждое стихотворение, с помощью каких слов, словосочетаний создается это настроение? Какие образы возникают в воображении читателя? Как вы думаете, для поэтов важнее описать портрет или передать свое ощущение и впечатление от него? Укажите соответствующие формы выражения эмоциональных переживаний, чувств, которые испытывают авторы стихотворений. Постарайтесь выделить композиционные части в текстах. Есть ли общее в структуре текстов? Как композиция каждого из стихотворений способствует пониманию художественного образа? Обратите внимание, что в первой части описывается внешность персонажа, во второй – предпринята попытка раскрыть, описать характер и внутренний мир героя, представить его прошлое. Какие же люди перед нами? Какие чувства вызывают у поэтов герой и героиня картин? Найдите сравнения в каждом тексте. Каким образом сравнения связаны с авторской идеей? Определите, какие именно синтаксические конструкции характерны для каждого из стихотворений. Как сложные предложения и осложненные конструкции помогают в создании образа? Докажите свое мнение примерами из текстов.

V. Самостоятельная работа по вариантам

(лингвистический анализ поэтических текстов, составление вступлений и заключений для будущих сочинений по поэтическим произведениям, построение устных текстов)

Задание 6. Прочитайте тексты. Определите их стиль. Какие именно лексические и синтаксические средства вам в этом помогли? Проведите пунктуационный анализ предложений.

А. В основе лирического сюжета в книге стихов «Сестра моя – жизнь» – любовный роман. Он имеет временные границы: начавшись весной, он бурно развивается знойным летом («Степь», «Душная ночь»), а осень становится для влюбленных порой расставания («Осень. ...»). Можно найти на географической карте ту местность – Балашов и окрестные деревни Ржакса, Мучкап, Романовка, – где был так счастлив лирический герой. Но все эти приметы мира, в котором живет – любит, испытывает счастье, страдает – человек, встают в его опаленном страстью восприятии. В книге стихов Б.Пастернака мир и человек предстают как целое. Границы между большим миром человечества и тем, в котором живет отдельный человек, у Пастернака стерты. Мир для поэта – не предмет для изображения, не место действия – он свидетель, а то и равноправный участник того, что происходит в жизни человека. О второй своей книге «Поверх барьеров» (1917) Пастернак будет отзываться весьма резко, неизменно открывая собрания своих стихов книгой «Сестра моя – жизнь» (1922), в подзаголовке которой стояло: «Лето 1917 года». (А.Карпов)

Б. При встрече с поэзией Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина: классическая ясность, интонационная выразительность ахматовского стиха, отчетливо выраженная позиция приятия мира, противостоящего человеку, – все это позволяет говорить о пушкинском начале, явственно обнаруживавшем себя в поэзии Ахматовой. Имя Пушкина было для нее дорогим – с ним связывалось представление о том, что составляет суть поэзии. Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретить, воздействие Пушкина сказывается на ином уровне – в философии жизни, в настойчивом стремлении бесстрашно идти наперекор судьбе, утверждая право поэта быть верным одной лишь поэзии, а не силе власти или требованиям толпы. (А.Карпов)

 VI. Подведение итогов и оценка учениками своей деятельности на уроке

Подготовка к выполнению контрольной работы.

Задание 7. Постройте рассуждение о правилах постановки тире в предложении, обратитесь к тексту стихотворения К.Бальмонта. Самостоятельно сформулируйте вопросы по лингвистическому анализу текста.

На заключительном этапе практического занятия студенты формулируют выводы о дидактическом обеспечении урока; комментарии и пояснения; учебные тексты; систему упражнений; формы проверки знаний и умений учащихся в течение всего урока. Еще раз фиксируются этапы планирования урока:

1) определить место урока в системе изучения темы; 2) установить дидактические и методические задачи урока на основе программных документов и методических пособий; 3) отобрать основной и дополнительный учебный материал; 4) разработать структуру урока (описать его компоненты). Выбрать методы и приемы работы, определить объем самостоятельной работы учащихся; 5) спланировать действия учителя и учащихся на каждом из этапов, формы подачи материала; 6) спланировать записи учителя на доске и письменную работу учащихся; 7) оформить в письменном виде конспект урока.

Будущие учителя отмечают наиболее удачные методические находки, оценивают и обобщают результаты своей деятельности.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru