МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.ШАПИРО
Контрольные диктанты на повторение в
начале учебного года
6-й класс
Аким Ильич часто наезжал ко мне в гости
и всегда привозил картошки, которая к весне
обрастала белыми усами.
«Яблоки, а не картошка!» – расхваливал он свой
подарок.
Мы разводили самовар.
Аким Ильич говорил: «Надо тебе собаку завести.
Хочешь, привезу Тузика?».
Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на
траве, в мешке из-под картошки. Мешок я выстирал.
И вот однажды снится мне сон, будто парикмахер
намыливает мои щеки, чтоб побрить. Я открыл глаза.
Надо мной висит черная и лохматая рожа с желтыми
глазами и разинутой пастью. Пес лизал мое лицо и
радовался встрече.
Аким Ильич подбросил картофелину, и Тузик ловко,
как жонглер, поймал ее.
(По Ю.Ковалю)
(102 слова)
Грамматическое задание
1. Обведите одним кружком союз и,
соединяющий однородные члены, и двумя кружками –
союз и, соединяющий простые предложения в
составе сложного.
2. Выполните
фонетический разбор слова яблоки (1-й
вар.); всегда (2-й вар.);
морфемный (по составу) разбор слова подбросил
(1-й вар.); подарок (2-й вар.);
морфологический разбор слова усами (1-й вар.);
щеки (2-й вар.).
3. Выпишите из текста диктанта слово с
чередующейся гласной корня (1-й вар.); с ударной
гласной о или е после шипящей в
корне (2-й вар.).
7-й класс
Не прошло и недели, как начались у нас
приключения.
Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе.
Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме
какой-то старушки в платочке с хозяйственной
сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами,
Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в
хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за
поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше,
как вдруг за спиной послышался негромкий крик:
«Колбаса!».
Я взглянул на Тузика. Из собачьей пасти торчал
огромный батон колбасы, похожий на дирижабль.
Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а
потом издали поклонился старушке и положил
колбасный батон на шоссе, подстелив носовой
платок.
(По Ю.Ковалю)
(104 слова)
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста диктанта по
одному примеру на каждый разряд имени
прилагательного.
2. Выполните
словообразовательный разбор слов старушка,
послышаться (1-й вар.); платочек, подстелить (2-й
вар.);
морфемный (по составу) разбор слова покл_нился
(1-й вар.); пор_внялась (2-й вар.);
морфологический разбор слов какой(то)
(старушки), с нами (1-й вар.); н_кого, ею (2-й
вар.).
3. Обведите одним кружком союз и,
соединяющий однородные члены, и двумя кружками –
союз и, соединяющий простые предложения в
составе сложного.
8-й класс
Первое железо, обнаруженное человеком
еще в глубокой древности, было, по-видимому, не
земного, а космического происхождения: железо
входило в состав метеоритов, падавших на нашу
планету. Не случайно на некоторых древних языках
железо именуется «небесным камнем». Но многие ученые еще в
конце XVIII века не допускали мысли о том, что
Вселенная может «снабжать» Землю железом. В 1790
году Французская академия наук даже приняла
специальное решение: впредь вообще не
рассматривать сообщений о падении камней на
Землю, поскольку нелепость россказней о небесных
пришельцах совершенно очевидна. Но ничего не
подозревавшие о грозном решении академиков
метеориты продолжали частенько посещать нашу
планету, смущая покой светил науки. Факты, как
известно, вещь упрямая, и в 1803 году Академия
(ничего не попишешь!) вынуждена была признать
«небесные камни».
(По С.Венецкому)
(120 слов)
Грамматическое задание
1. Подчеркните один причастный оборот и
один деепричастный оборот как члены предложения.
2. Выпишите по одному примеру на не
с глаголом, причастием, местоимением,
прилагательным, существительным. Объясните
(графически или словами) слитное или раздельное
написание слова с не в каждом случае.
3. Выполните
морфологический разбор слов даже,
вынуждена, падавших (1-й вар.); подозревавшие,
поскольку, смущая (2-й вар.);
морфемный (по составу) разбор слов допускали,
обнаруженное (1-й вар.); вынуждена, попишешь
(2-й вар.).
5 - 6-е классы
Тренировочный диктант на правописание
глаголов. Начало 6-го кл.
Диктант – тренировочный или
контрольный – в конце 5-го кл., а лучше – после
повторения в начале 6-го.
Утро –
веселый маляр,
Он просыпается рано.
С красным ведерком зари,
С белым ведерком тумана
Бодро идет по росе.
В красках штаны и рубаха,
Кисти несет на плече,
Свищет, как первая птаха.
День – расторопный кузнец
В синей небесной спецовке,
Он в наковальню стучит,
Тащит клещами поковки,
Бьет, раскаляет и мнет,
Точит, грохочет, швыряет...
Грузной походкой идет,
Пот рукавом утирает...
(Григорий Кружков)
(98 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
первого предложения;
морфемный и морфологический разбор
слова просыпается (1-й вар.); раскаляет (2-й
вар.).
2. Выпишите все слова с чередованием
гласных е – и в корне.
3. Выпишите словосочетание, в котором
прилагательное согласуется с существительным в
предложном падеже (1-й вар.); в творительном падеже
(2-й вар.).
|