Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.


Дидактические материалы к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

К учащимся

Уважаемые девочки и мальчики!
В 6-м классе вы продолжите изучение русского языка по учебнику под редакцией замечательного языковеда Михаила Викторовича Панова. Думаю, что в 5-м классе вы уже убедились, насколько интересна наука о русском языке, сколько она таит в себе умного, удобного, неожиданного, яркого, иногда загадочного, а порой и труднообъяснимого. Но в этом-то и заключается притягательность лингвистики!
Вы уже познакомились с некоторыми понятиями синтаксиса и отдельными правилами русской пунктуации, знаете особенности лексического состава нашего языка, изучили его фонетические закономерности.
В 6-м классе вас ожидают не менее увлекательные встречи с другими разделами языкознания.
Вы встретитесь со «строительными материалами» слова – морфемами, раскроете тайну рождения русского слова, попытаетесь разгадать грамматические закономерности нашего языка и узнаете, почему дом – имя существительное, а кирпичный – имя прилагательное (и дело вовсе не в вопросе, как вы раньше предполагали!). Вы разберетесь, почему словосочетание изучать язык построено грамотно, а дружить языком – грамотное не совсем. Вы поймете причину отличительных оттенков значения в, казалось бы, одинаковых выражениях: Ты прекрасно знаешь это правило! И Даже ты прекрасно знаешь это правило! Вы… Но не буду вас утомлять и раскрывать все секреты учебника для 6-го класса. Давайте сделаем это вместе: раскроем учебник, дидактические материалы, рабочую тетрадь и отправимся в необыкновенное – и радостное, и подчас коварное, и непредсказуемое – путешествие по великой и могучей стране морфемики, словообразования и морфологии русского языка! Пожелаем друг другу успеха.

Автор

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-м КЛАССЕ

ЛЕКСИКА

Задание 1. Прочитайте текст.

Я всегда испытываю волнующее чувство, когда доводится выступать перед иностранцами. Невероятно остро понимаешь тогда, что ты русский человек и каждая капля твоего дела приносит Родине пользу или вред. Это чувство всегда было остро во мне. Служить своей земле – что может быть благороднее! Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины.

(Академик И.П. Павлов)

  • Как вы поняли это высказывание И.П. Павлова? О каком волнующем чувстве идет здесь речь?

  • Выпишите по 5 самостоятельных и служебных слов. Слова какой группы выписать легче? Почему?

  • Выпишите также по 5 знаменательных и местоименных слов. А здесь какие слова найти легче? Чем хороша эта закономерность для нашего общения?

  • Продолжите синонимический ряд: Родина...… Какими оттенками значения различаются эти синонимы?

  • В каком значении употреблено слово пустые в словосочетании пустые люди? Приведите примеры, в которых прилагательное пустой использовалось бы и в прямом, и в переносном значении. На чем основано переносное значение этого прилагательного?

Проверьте себя по толковому словарю.

Пустой. 1. Ничем не заполненный, полый внутри, лишенный содержимого. Пустой чемодан. Пустые карманы. 2. перен. Бессодержательный, неосновательный, несерьезный. Пустой разговор. Пустая затея.

(Из словаря С.И. Ожегова)

Задание 2. Настроившись на серьезный, возвышенный тон (хоть это и непросто сделать в начале учебного года!), прочитайте следующий отрывок.

О светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская….

(Из «Слова о погибели Русской земли», ХIII век)

  • Выпишите тематическую группу слов, объединенных понятием Родина, дополните ее своими примерами.

  • Знаете ли вы первоначальное значение прилагательного красный? Что значит Красная площадь? красна девица?

  • Назовите прилагательные-эпитеты вместе с определяемыми существительными. Какова их роль в отрывке?

  • Перечитайте текст, поставив прилагательные-эпитеты перед существительными. Изменился ли смысл высказывания? Как?

Задание 3. Прочитайте текст.

Село Тарутино ознаменовано было славною победою русского войска над неприятельским. Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавою, и река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая.

(Из письма полководца М.И. Кутузова помещице с. Тарутино А.Н. Нарышкиной)

  • О каких исторических событиях идет речь в отрывке? Что помогло вам догадаться об этом?

  • Выпишите имена собственные, попытайтесь «расшифровать» их смысл.

  • Знаете ли вы что-нибудь о селе Тарутино? Найдите в исторической энциклопедии информацию о нем и поделитесь ею с одноклассниками.

  • М.И. Кутузов употребляет окончание -ою: славною победою вместо привычного для нас -ой. Какова его роль в данном тексте?

Задание 4. Прочитайте стихотворение.

Вот говорят: Россия –
Реченьки да березки,
А я твои руки вижу,
Узловатые руки, жесткие.

Руки, от стирки сморщенные,
Слезами горькими смоченные,
Качавшие, пеленавшие,
На победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведенные,
Все победы твои счастливые,
Все труды твои обыденные,
Все потери неисчислимые.

Посидеть бы, да нет привычки
На коленях лежать им праздно.
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь, синие? Хочешь, красные?

Не говори: не надо,
Мол, на что красота старухе…
Я на сердце согреть бы рада
Натруженные твои руки.

Как спасенье свое держу их,
Волнения не осиля,
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!

(В.Тушнова)

  • Какой предстает Россия в этом стихотворении?

  • Какие тропы (образные выражения) помогают понять это?

Задание 5. Улыбнемся! Прочитайте исторический анекдот.

– Милостивый государь! Как вы смели наступить мне на ногу и не извиниться?! Вы забываетесь! Из этого может выйти история!
– А по мне хоть география!

На каком лексическом явлении основан юмор этого анекдота?

Задание 6. Спишите текст, вставляя пропущенные слова на основе приведенного лексического значения.

СИЛАЧ

… ...(жалящее общественное насекомое, живущее большими колониями, – мн. число) разрыхлили землю, сверху она поросла…... (лесное растение – кустарничек с кожистыми вечнозелеными листиками, а также его съедобные красные кисловатые плоды), а под ягодой зародился...… (особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами). Мало-помалу, напирая своей упругой...… (верхняя расширенная и обычно плоская часть чего-нибудь), он поднял вверх над собой целый...… (дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие, – перен. знач.) с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.

(М.Пришвин)

В толковых словарях обычно используются следующие способы толкования лексических значений слов:

1. Подбор близких по значению слов (синонимов).
2. Указание на признаки предмета, названного словом.
3. Объяснение значения частей слова.

Какие способы использованы здесь?
Попытайтесь самостоятельно растолковать значение слова ягода, проверьте себя по толковому словарю.

Подсказка для недогадливых. В тексте пропущены слова: муравьи, брусника, гриб, шляпка, свод.

Задание 7. Прочитайте текст.

На королевскую площадь пожаловал сам король и его двор. На королевскую площадь прибыли вельможи, сановники и министры. На королевскую площадь примчались лавочники, подмастерья и ротозеи. На королевскую площадь пришли ремесленники, хлебопашцы и пастухи. На королевскую площадь приплелись старик и старуха из дальней деревни.

(Е.Пермяк)

Какова лексическая особенность этого текста?
Какую роль играют здесь синонимы – глаголы движения?
А вы сможете дополнить этот ряд своими примерами? Попробуйте.

Задание 8. Догадайтесь, о чем идет речь в данном тексте.

Он не поворачивается, чтобы сказать недобрую весть, или заплетается, когда человек слишком много говорит. Он может отняться или отсохнуть, чесаться или развязаться. Он бывает хорошо подвешенным и без костей, его можно проглотить и прикусить, сломать или укоротить. Он может быть и острым, и злым. Поэтому лучше всего воли ему не давать.

Какие фразеологизмы здесь использованы? Определите их значение.
Встретились ли среди фразеологизмов со словом язык синонимы и антонимы?

Задание 9. Вспомните фразеологизмы, в которых встречается слово нос (в этом вам помогут фразеологические словари). Попытайтесь создать с ними миниатюру наподобие предыдущей.

Задание 10. Какой общей темой объединено большинство заданий на повторение лексики? Напишите рассуждение «Что значит для меня слово Родина?».

Этимологический комментарий. (Этимология – наука о происхождении слов.)

Патриот. Заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка, где patriote < средн.-лат. patriota, суффиксального производного от patria – ‘отечество, родина’.

Задание 11. Лингвистическое изложение.

Необходимый комментарий

Лингвистическое изложение отличается от обычного тем, что вам нужно изложить не художественный текст, а научный, содержащий в себе сведения о языке. Текст не обязательно воспроизводить дословно, стараясь сохранить все авторские слова и выражения. Главное – передать мысли, последовательность их развития, ничего не искажая и не теряя. То есть вам предстоит говорить о языке как науке на научном же языке! В таких изложениях нельзя утверждать что-то бездоказательно, для них характерны непротиворечивость, отсутствие двусмысленности, уважительная критика иных точек зрения.

Попробуйте написать лингвистическое изложение по следующему тексту.

ЖИВОЕ СЛОВО

Слова живут...… Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение. Что может значить выражение жизнь слов?
Слово живет потому, что живет народ, его создавший; живет – изменяется, растет, развивается – язык, которому оно принадлежит.
Слово, пока оно существует, не остается надолго неизменным. Оно рождается, когда это нужно народу; оно существует, меняя и свое значение, и свой звуковой состав (значит, живет!), пока народ нуждается в нем; оно исчезает, как только надобность в нем проходит.
Никто – ни один отдельный человек, как бы ни были велики его таланты, ум, могущество, – не может без согласия и утверждения всего народа дать жизнь даже самому маленькому словечку, хотя каждый из нас способен за полчаса изобрести сотни превосходных звучных слов.
Ни у кого нет власти истребить хотя бы одно-единственное слово, которое создано народом. В то же время народ властной рукой выбрасывает в мусорный ящик забвения, когда это окажется необходимым, десятки и сотни, даже тысячи слов...…

(Л.Успенский)

Дополнительное задание

Докажите (на выбор) одно из положений текста:

  • Слово рождается, когда это нужно народу.

  • Слово исчезает, как только надобность в нем проходит.

  • Каждый из нас способен за полчаса изобрести сотни превосходных звучных слов.

ФОНЕТИКА

Задание 12. Заполните пропуски в таблице.

Слабые позиции согласных по глухости-звонкости

Сильные позиции согласных по глухости-звонкости

 

Слабые позиции согласных по твердости-мягкости

Слабая позиция гласных

 

Перед гласным, перед сонорным, перед [в] – [в’]

Перед твердым согласным, перед гласным, на конце слова

 

Без ударения

Веревка, нож, косьба

 

Банка – банька,
нос – нес,
угол – уголь

Кость, гвоздь, бантик

 

  • Какие чередования называются позиционными?

  • Приведите примеры непозиционных чередований.

  • Зачем нужно знать позицию звука?

  • Верно ли утверждение «Буквы обозначают звуки»? Свой ответ подтвердите примерами.

Задание 13. Найдите подтверждение всем пунктам задания 12 в следующем тексте.

Мальчик оглядывается вокруг и замечает, что снежный наст в городском сквере осел и напоминает поверхность луны. На его кремнистой корочке виднеются маленькие лунные цирки. И пусть не скоро распустятся почки и прорастет трава – на еловых лапках, на самых кончиках, уже появилась свежая зелень. Темные прошлогодние иголки еще не окрепли, не научились колоться. Дотронься до них щекой – почувствуешь, какие они нежные.

(Ю.Яковлев)

Задание 14. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов изучили сильные и слабые позиции гласных звуков. К следующему уроку учительница попросила ребят придумать рисунок, который бы показывал разницу этих позиций. Настя и Вова решили выполнить задание вместе.
Настя сказала:
– Я апельсин нарисую.
– А я – только несколько долек от него, – добавил Вова.

  • Как вы поняли диалог ребят?

  • Попробуйте сами изобразить на рисунке отличие сильной позиции гласного от слабой.

Задание 15. Спишите текст, заполните орфографические пропуски.

В стр_не, названия которой уже никто не помнит, ж_л уд_вительный ч_кан_щик ва(с,з). Если, ч_каня вазу, он был вес_л, то она в_с_лила (в,ф)сякого, кто ее видел. И наоборо(т,д) – когда мастер был грус_ным, его тв_рение пор_ждало п_чаль и раздумья. Он прославил свою стр_ну множеством ва(с,з), будивших в людях самые различные чу_ства: радос_ть, смех, ра_каяние, бе(с,зс,сз,сс)трашие, скор(б,п)ь, пр_щение, прим_рение.

(Е.Пермяк)

– Есть ли мягкие фонемы в существительном множеством? Почему?
– Почему нельзя писать жыл?
– Сколько звуков в слове ее? Почему?
– Правописание каких вставленных букв является условным (не поддающимся проверке)?
– Кто найдет проверку для слова п_чаль? Обратимся к этимологическому словарю.

Печаль. Общеслав. Древнее суффиксальное производное от печа ‘забота’, в диалектах еще известного, суффикс. образования от пека (ср. опека). Родственно древнерусскому пека ‘жар, зной’ (соврем. пекло). Существительное пека – производное от *pekti (> ‘печь). Печаль буквально – ‘то, что жжет’.

Задание 16. Докажите, что все следующие слова написаны правильно. Как вы это сделаете?

Запевать – запивать, обежать – обижать, окотиться – окатиться, отворить – отварить, полоскать – поласкать, посветить – посвятить, поседеть – посидеть, примерять – примирять, прожевать – проживать, распевать – распивать, спешите – спишите, увидать – увядать.

Составьте с некоторыми парами слов предложения.

Задание 17. Вставьте пропущенные буквы.

Я много раз зал_зал на это дерево. Пес быстро зал_зал рану. Всадник упал с лошади и ударился оз_мь. Оз_мь покрылась первым снежком. Кузнец нак_лил железо докрасна. Отец нак_лол целую кучу дров. Дама обв_вала лицо веером. Сестра обв_вала косы вокруг головы.

Задание 18. Разбейте слова с пропусками на три группы: проверяемые гласные корня – непроверяемые гласные корня – чередующиеся гласные корня.

Однажды девушка улыбнулась ч_канщику. Это была первая ее улыбка. Солнечная. Сч_стливая. Ст_дливая. Ч_рующая, как в_сенняя з_ря. Да разве можно найти ср_внение неср_внимому! Эта первая улыбка зап_ч_тлелась на всю ж_знь в сердце ч_канщика.

– В какую группу вы записали слово ж_знь?
– Какие еще корни с чередованием гласных (условные написания) вы знаете? Запишите несколько слов с ними в соответствующую группу.

Задание 19. Вставьте пропущенные буквы.

Отп_рать заржавевший замок было трудно. Отп_реть новый замок мне не составило труда. Мы долго не нач_нали уб_раться. Вот уб_ремся, тогда и погуляем. Кусты сирени надо бы подр_внять. Наконец-то эту канаву зар_вняли! Ты так сумбурно изл_гал мысли, что написал изл_жение крайне неудачно. Такси проск_чило мимо. Пора купить новые кр_ссовки: эти без конца пром_кают. Что ты несешься как уг_релый!

Задание 20. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

У меня от в_лнения и инт_реса к_л_тилось сердце, я чу_ствовал, что назр_вают б_льшие с_бытия, и в такой м_мент не мог уйти с п_ста! И еще у меня зат_кли в л_жачем пол_жении руки и ноги. Я встал на к_лени и см_трел в б_нокль на главную а(л,лл)ею, в_дущую к «Кипарису».

(Юз Алешковский)

– Сколько раз в первом предложении встречается звук [j]?
– Во втором предложении укажите непарные по твердости-мягкости согласные.
– Запишите однокоренные слова к слову в_дущую. Какие чередующиеся фонемы вы обнаружили в корне? Позиционное ли это чередование?

Задание 21. Восстановите орфографический и пунктуационный облик текста.

С_сул_ки (с,з)бились со сч_та и теперь их пр_зрачные капли бе(з,с) переды(ш,ж)ки стуч_т о камни о под_конники о крыши к_осков. Их сту(г,к) сл_вается в длинную пулеметную оч_редь. Это в_сна б_ет из своего в_селого пулемета по л_динам и снегам по в_югам и м_розам.

(Ю.Яковлев)

– Укажите слова с ь. Одинакова ли его роль в них?
– Чем отличается употребление разделительного ь от разделительного ъ? Приведите примеры слов с ъ.
– Произведите фонетический разбор слов сбились, бьет, счет.

Задание 22. В предисловии к сборнику повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя читаем: «Фома Григорьевич <...…> славную сплел присказку: он рассказал, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латыньщиком, что позабыл даже наш язык православный».

  • Вы заметили ошибку в правописании одного существительного? Что могло вызвать эту ошибку?

  • Проверьте себя по словарю:

латунный
латунь
латы
латынщик
латынь

(Из орфографического словаря)

  • Прочитайте утверждение, данное в одном из учебников русского языка: «В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется». А теперь вспомните задание 287 из учебника для 5-го класса под редакцией М.В. Панова: “В некоторых учебниках русского языка говорилось: «В сочетаниях чк, чн, чл, щн, жк, шк, жн, щн мягкий знак не ставится”. Понимаете почему?»

  • Почему же в перечисленных сочетаниях мягкий знак не нужен?

  • Запишите как можно больше слов с названными выше сочетаниями согласных.

Задание 23. Контрольное задание. Спишите текст, раскрывая скобки и заполняя, где нужно, орфографические и пунктуационные пропуски.

Он спал крепко как обыч_но спят люди с чистой совес_тью. Он л_жился на правый бо(г, к) подж_мал ноги подв_рачивал под плеч(о, е) одеяло, и не проходило пяти м_нут как нач_нал л_гонько посапывать. Во сне он ничем не отл_чался от других ребят.
Селюженок засыпал и в лагере выключался источ_ник бе_покойства и непр_ятностей. Взрослые обле_ченно вздыхали. Откровенно говоря, они были бы (сч, щ)ас_ливы если бы Селюженок так и пр_спал до конца смены. Как спящ_я царевна.
Он спал на одном боку до тех пор пока медный горн не пел под_ем.

(Ю.Яковлев)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru