Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

Продолжение. См. № 2, 10, 22, 32/2004


Месяцеслов

Комплексная работа с текстом

Старшие классы

Октябрь

В древнеримском календаре октябрь был восьмым месяцем, поскольку год начинался с марта. Слово октябрь восходит в своем значении к латинскому oktober, ибо octo – «восемь». В древнерусском языке октябрь назывался также листопад, а в русских народных говорах – грязник, позимник, свадебник.

Об октябре народом сложены пословицы. Вот некоторые из них: «В октябре ни на колесах, ни на санях», «Плачет октябрь холодными слезами», «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет», «В октябре только и ягод, что рябина».

Арина – журавлиный лет – так в народе называют первый день месяца. Издавна люди приметили: если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза, а если их не видно в этот день, раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу. Чтобы журавли вернулись на будущий год, им вслед кричали: «Колесом дорога!». В день Арины собирали плоды шиповника.

Может быть, вы слышали выражение: астафьевы ветры? А знаете, что оно обозначает? Это ветры-листобои. 3 октября, на Астафия, примечали, откуда дует ветер. Северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к ведру.

Утверждают, будто погода, стоящая на Кондрата и Игната, то есть 4 октября, продержится без изменений четыре недели. Юный друг, проверить, так ли это, в твоих силах!

7 октября, Фекле-заревнице, придавали большое значение. Почему? С этого дня в натопленных овинах начинали по утрам молотить хлеб. В осеннюю погоду овина без огня, разумеется, не высушить, но развести огонь в овине было непросто: требовались и определенный опыт, и искусство. Такое ответственное дело, естественно, поручалось опытным мужикам или старикам. И все же в крестьянской России овины горели сплошь и рядом, везде и в каждую осень. Оттого-то Феклу и называют заревницей. А фантазия народная в пожарах обвиняла овинника – духа, хозяина овина. Первый овин называли именинником. В день Феклы для молотильщиков варили кашу. Они, садясь за завтрак, говорили: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок». А еще на Феклу старались хоть немного попрясть, чтобы впоследствии иметь охоту к этому делу.

В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, который приходится на 8 октября, рубили капусту.

10 октября, в день святого Савватия, пчел убирали на зимовье в омшаник, ульи укутывали. Так как пчелиный промысел, по убеждению крестьян, один из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом, то пчеловоды заставляли молиться Савватию детей, считающихся до 12 лет безгрешными.

14 октября отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Пречистая, первое зазимье. Этот церковный праздник был установлен в XII веке в честь спасения Богородицей Константинополя от сарацин. Согласно легенде во время всенощного бдения во Влахернском храме святому Андрею Салосскому и его ученику Епифанию явилась Богоматерь. Молясь о мире, она распростерла свой покров (мафорий) над христианами. Греки, воодушевленные этим, отразили нападение сарацин. Мафорий – греческое название широкого плата, закрывающего голову и плечи Богоматери. Такое изображение Девы Марии мы встречаем на русских иконах. В русском языке покров, по определению В.И. Даля, «ткань, полотнище, холстина для покрытия чего-либо»; «защита, заступленье, заступничество, покровительство».

На Покров обычно играли свадьбы. Девушки, желавшие выйти замуж, обращались к Богородице с такими словами: «Пресвятая моя Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником!». Покров считался девичьим праздником. «Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест», – гласит народная мудрость. Девушки, веря в силу Покрова содействовать заключению брачного союза, спозаранку бежали в церковь и ставили свечу празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. А.Афанасьев писал о том, что покрытие головы издревле было признаком замужества. Только девушка могла ходить с непокрытой головой, для замужней женщины быть простоволосой считалось большим грехом. Ей строго запрещалось показывать хотя бы один волосок из-под платка или кички.

14 октября обычно выпадает снег. Есть примета: «Если снег выпадет 14 октября, это предвещает много свадеб, а снег, падающий в день венчания, сулит счастье молодым». Как вы думаете, какой смысл вложен в существующую примету? Так в народном сознании переплетаются нетленная пелена (мафорий Богоматери), брачное покрывало невесты и снежный покров земли. Читаем у В.И. Даля: «Под венцом невесте должно креститься покрытой рукой (чтобы жить богато)». Ведь и покрытие полей снегом обычно сулит хороший урожай.

Занятна загадка о снеге: «Летел порхан (от порхать) по всем торгам, бел балахон – без пол кафтан, без пуговиц». Первый снег в народе называют белые мухи, белые комары, зайцы. Есть и такая загадка: «Заюшко-белозаюшко, полежи на мне». Это о снеге на озимом поле. Считается: «Первый снег выпадает – сорок дней до зимы», «Денной снег не лежит, а первый надежный выпадает ночью».

С Покрова начинаются субботки – вечеринки, посиделки, беседы. На субботки молодежь собиралась либо поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу.

С Покрова крестьяне утепляют избы. В русских говорах это называется загонять тепло. Затыкая пазы стен мхом, крестьяне приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!». С Покрова скот уже не выпускают в поле, а держат дома, в хлеву, на дворе под навесами. На Покров скот закармливают дожиночным снопом, обжинком, чтобы животные не голодали, если не хватит корма. Этот дожиночный сноп – последний сноп с поля, который обычно не молотили, а ставили в избе в красный угол. 14 октября сноп делили по числу голов скота и скармливали прежде другого корма.

Покров – время последнего сбора плодов и грибов: груздей, рыжиков и свинушек. По Покрову судили об осени, зиме: «Покров не лето, а Сретение не зима», «На Покров ветер с востока – зима холодная», «Отлет журавлей до Покрова – на раннюю и на холодную зиму», «Между Покровом и Родительской субботой (8 ноября) зима не становится». Бытовало также поверье, относящееся к 14 октября: если кто-то из крестьян молотит в этот день, то домовой у того крестьянина может унести весь хлеб.

От Покрова нанимались на работу. Начинались покровские ярмарки. 17 октября – Ерофеев день. Об этом дне говорили: «С Ерофея холода сильнее», «С Ерофея зима шубу надевает». На Ерофея, по народному поверью, страшно ходить в лес, потому что лешие бесятся: ломают деревья, загоняют зверей в норы, кричат, хохочут, хлопают в ладоши. К утру, после пения первых петухов, лешие проваливаются сквозь землю. В течение всего этого дня в лесах воют ветры.

23 октября – день святых великомучеников Евлампия и Евлампии. Крестьяне выходили смотреть на месяц, определяя, куда повернуты его рога: если на север, то скоро придет зима, снег ляжет посуху, если же на юг, то скорой зимы не будет, а слякоть продержится до Казанской.

В день святого Прова, 25 октября, крестьяне наблюдали за звездами и гадали по ним о погоде и будущем урожае.

Для октября, который в народе называется грязник, и в самом деле характерны большая грязь, распутица, бездорожье. В этом плане представляют интерес следующие пословицы: Весной ведро дождя, ложка грязи; осенью ложка воды, ведро грязи, Распутица без грязи не стоит.

Великолепно об этом времени пишет И.А. Бунин:

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.

Ноябрь

Ноябрь – последний по календарю месяц осени. Пора холодов, порош, остывания земли, перволедья. В народе этот месяц уже считается зимним, потому что зима, по сути, начинается с наступлением морозов, установлением зимнего пути и продолжается уже вплоть до весенней распутицы. Говорят: «Зима стала». Это значит: реки стали, снег выпал. Пожалуй, именно к этой поре относится пословица: «Зима в одну ночь становится».

Название месяца заимствовано из латинского языка, что означает «девятый», ведь в древнеримском календаре ноябрь был девятым месяцем, так как год вел отсчет с марта.

В Древней Руси ноябрь – грудень. Народ прозвал этот месяц воротами зимы, сумерками года. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается, – гласит одна из пословиц.

4 ноября – праздник Казанской иконы Божией матери, зимняя Казанская. Он отмечается два раза в году: 21 июля и 4 ноября. Праздник 21 июля был установлен в честь явления иконы: девятилетней девочке, жившей в Казани, явилась во сне Пресвятая Дева и повелела разрыть землю на месте сгоревшего дома. Это случилось в 1595 году. Найденная тогда икона Богоматери впоследствии совершила немало чудес. В 1612 году икона прибыла в Москву с ополченцами из Казани и находилась в стане Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Русское войско, возглавляемое ими, 4 ноября приступом взяло Китай-город и освободило Кремль от поляков. В честь этой победы царь Михаил Романов приказал праздновать Казанскую не только 21 июля, но и 4 ноября, ибо икона явила новое чудо, а именно – освобождение столицы. В 1649 году царь Алексей Михайлович, у которого 4 ноября родился сын, повелел праздновать Казанскую по всей России. К этому дню приурочивались свадьбы. Зимняя Казанская представлена в пословицах, приметах: С Казанской тепло морозу не указ; До Казанской не зима, а с Казанской не осень; Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет; Кто на Казанскую женится, счастлив будет.

Между 31 октября и 8 ноября праздновалась Димитриевская суббота, поминальная, упокойная, Родительская суббота, кормная суббота, вселенская суббота, осенины, большие осенины. В эту субботу поминали усопших. Кормной она называется, вероятно, еще и потому, что при поминовении усопших кормили и нищих. Первая суббота после Димитриевской, поминальной, называлась второй Димитриевской, сулениками. В этот день, как свидетельствует В.И. Даль, украдкой относили суленое, обетованное яство и питие усопшим. Сулениками называют и хлебцы, выпекаемые в этот день.

Интересно, что слово родители в русских говорах значит не только «отец и мать», но и «предки, старики, деды, прадеды», а также «покойники», даже если речь идет о детях. А.Афанасьев отмечал веру крестьян в то, что покойники в благодарность за поминки «ниспосылают на дома своих родичей навеки нерушимое благословение».

Любопытный факт: большой знаток Чичеров писал, что Димитриевская суббота, одна из самых почитаемых в народе, была установлена в церковном обиходе Дмитрием Донским по почину Сергия Радонежского и утверждена Иваном Грозным. Она связывалась с памятью о павших в боях с татарами на Куликовом поле в 1380 году и со святым Дмитрием Солунским, именем которого столь удачно был крещен Дмитрий Иванович Донской (8 ноября – день его памяти). Однако истина такова: Мамаево побоище произошло 21 сентября, что, конечно, никак не совпадает с 8 ноября. Димитриевская родительская суббота, по мнению Чичерова, наследство, восходящее к языческому культу предков и перекликающееся с обрядами умилостивления домового и дворового, совершавшимися вскоре после Димитриевской субботы. Обряд поминовения в Димитриевскую родительскую субботу согласно догадке Чичерова был связан не только с культом предков, но и с «кормлением» матери-земли. К этому дню готовили все кушанья, входящие в поминальный обряд: кутью, кисель, блины и т.д.

10 ноября праздновался день святой мученицы Параскевы. Женщины устраивали льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвалились своим рукоделием. Девушки стремились показать свое льняное искусство парням и будущим свекровям. В этот день девушки молились Параскеве, чтобы скорее и счастливее выйти замуж.

14 ноября – день святых чудотворцев Кузьмы и Демьяна (их называют еще бессребрениками), кузьминки. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. Святые Кузьма и Демьян в народном представлении были покровителями браков, устроителями свадеб, подателями плодородия и хозяевами домашней птицы.

В обрядах кузьминок главенствующую роль играли девушки. В некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста выступала в этот день как бы хозяйкой дома, она приготовляла для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша, отчего и праздник этот известен в народе под названием кочетятник (от слова кочет – петух). Вечер 14 ноября деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые ссыпки, то есть каждая приносила что-либо из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку. Из этих продуктов устраивали пиршество, к которому в качестве гостей приглашались парни.

Святые Кузьма и Демьян в представлениях восточных славян были связаны с кузнечным делом. Недаром в кузнечных слободах средневековых городов строили церкви этих святых. В восточнославянском фольклоре есть указания на то, что Кузьма и Демьян были первыми кузнецами, сковавшими первый плуг, причем иногда говорится, что первый плуг они ковали сорок лет и что он был сказочно тяжел.

20 ноября – день святого мученика Федота Корчемника. Говорили: Мученик Федот лед ведет. В русских говорах пору замерзания водоемов называют ледоставом. Относительно этого есть такая примета: Если лед на реке становится грудами, и хлеба будут груды, а гладко, так и хлеба будет гладко (неурожай).

Следующий день – день архангела Михаила, Михайлов день. В этот день могли быть оттепели, грязи, но не удивили бы и морозы. Не зря противоречивы приметы: Кузьма закует, Михайло раскует; Со дня Михаила-архангела зима морозы кует. Имя Михаил означает «равный Богу». Архангел Михаил – архистратиг, то есть главный воитель. Он потому архистратиг, что согласно Ветхому Завету является предводителем небесного воинства в битве с силами зла. Архангел Михаил также ангел милосердия. Он обучает людей скотоводству, хлебопашеству, ремеслам. В Древней Руси он покровитель князей и ратной славы. С Михайловым днем связаны легенды о происхождении нечисти на земле: архангел Михаил вступил в бой с самим сатаной, бесовская сила была побеждена, низвергнута на землю с небес и, увы, рассыпалась по всей земле. Нечисть связана с тьмой, сила ее возрастает в дни угасания солнца. Крестьяне считали, что после Михайлова дня властвуют хищные звери, причиняющие ущерб крестьянскому хозяйству. К этому дню относится обряд ублажения домового. Существовало поверье: если не ублажить домового до Михайлова дня, то он уйдет со двора, а вместо себя пришлет лихого. Домовой по народным представлениям следит, чтобы ему оказывали должные почет и уважение, чтобы неукоснительно соблюдался порядок аграрного календаря.

27 ноября – день святого апостола Филиппа. С его именем связаны Филипповки, Рождественский пост, начинающийся на следующий день и продолжающийся до Рождества. С середины ноября начиналось время, называемое в народе волчьим месяцем: волки около Филиппова дня начинали ходить стаями и приближались к селениям.

28 ноября – день святого мученика Гурия. Крестьяне считали, что с этого дня вся нечисть покидает землю, боясь морозов и зимы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Декабрь

Попробуйте отгадать загадку: Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем. Правильно, это зима. А первый месяц зимы – декабрь, о котором сложено много пословиц: Декабрь год кончает, зиму начинает; Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст; Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит; Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет. По декабрю судили об урожае: Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето; коли же остается промежуток – урожайное; Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю. В народе декабрь называют студень, студный, стужайло.

Важным в плане примет является первый день декабря день Платона и Романа: Платон да Роман кажут зиму нам; Каков Платон да Роман, такова и зима; Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу; Коли на мучеников Платона и Романа день теплый, то и зима будет теплая.

4 декабря празднуется Введение во храм Богородицы. Народ же оставлял в названии дня только первое слово, соотнося его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала, ввода, что совпадало с вступлением зимы в свои права. Это подтверждает и пословица: Введение пришло – зиму привело.

С начала зимы жили ожиданием праздников, которыми богат декабрь, и потому стремились узнать, какая погода выпадет на праздничное время: На Введение мороз – все праздники морозны, тепло – все праздники теплы.

На Введение делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гулянья отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли свой первый выезд: сани подбирались расписные, легкие, их украшали разноцветными дорожками; молодая наряжалась в лучшие одежды; молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми. Обряд так и назывался – казать молодую.

Открывались введенские ярмарки, торги.

5 декабря, на Прокопа, обычно всей деревней выходили расставлять вехи вдоль дорог, чтобы путникам легче было отыскать в метель и снегопад дорогу. Считалось, что именно с Прокопа устанавливается санный путь.

На Екатерину, 7 декабря, устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу. С Екатерины мужики нередко уходили в извоз.

В ригах продолжалась молотьба хлеба. Молотили натощак, чтобы было легче двигаться. И чем тяжелее работа, тем озорнее загадки, отгадка которых кроется в самом ритме их сказывания: Над головою вертятся, в руках крутятся, стучат, гремят и все говорят: «То-то мы, то-то мы». Это загадка про цепы.

От снега становится светлее в горницах, и женщины садились прясть, вязать, вышивать. Звучали долгие протяжные песни или веселые коротушки.

9 декабря отмечали день Георгия Победоносца, Егория холодного, Юрьев день. Житие приписывает Георгию победу над страшным Змеем, Драконом. Этот подвиг запечатлен на множестве икон, а уже с XIV века изображение Георгия на коне стало эмблемой Москвы, позже вошло в государственный герб Российской империи.

В народных представлениях Егорий-змееборец наделен способностью отвращать змей от человека и домашних животных.

С Юрьевым днем в России связано печальной памяти историческое событие, а с ним и соответствующие пословицы. До XVI века безземельные крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому за неделю до Юрьева дня и спустя неделю после него. На этот счет говорилось: Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день; Позвал дьяк мужика судиться в Юрьев день, а мужик и был таков. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их за боярами, вотчинниками. Это тоже нашло отражение в пословицах: Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет; Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре; Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Однако память о прежнем обычае сохранялась вплоть до XIX века: с Юрьева дня заключались сделки, нанимались на работу или производились расчеты.

На Андрея Первозванного, 13 декабря, вечером девушки гадали о своих суженых. Это своего рода репетиция перед настоящим, большим, разнообразным гаданием на Святки. Накануне святого Андрея девушки соблюдали пост, но так, чтобы никто из родных этого не заметил. Садясь за стол ужинать, девушка незаметно отламывала от своего ломтя кусочек хлеба, клала его под скатерть, а затем, выходя из-за стола, брала с собой. Когда ложилась спать, клала хлеб под подушку, приговаривая: Суженый, ряженый, приходи ко мне кушать. Уверяют, что загадавшие видят во сне своих суженых. Андрею Первозванному девушки молились о даровании хороших женихов.

14 декабря – день Наума Грамотника. По давно заведенному обычаю с Наума начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, к тому же сам покровитель этого дня, как усмотрели народные «языковеды», напрямую связан с учением (Наум от слова ум). Народом сложены пословицы: Наум поставит на ум; Пророк Наум и худой разум на ум наведет; Батюшка Наум, наведи меня на ум. Считали, что во время учения нельзя есть, а то заешь заученное. А если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрывать, в противном случае все позабудешь.

С великомученицей Варварой в народном дневнике обошлись весьма фамильярно: Трещит Варюха – береги нос и ухо!; На Варвару зима дорогу заварварит; Варвара мостит, Савва гвозди точит, Никола прибивает. Долгие зимние вечера уже наскучили, и в нетерпеливом ожидании прибавления дня, подгоняя солнцеворот, который должен наступить только через 8 дней, приписывали Варваре небольшое удлинение светлого времени. Говорят: Святая Варвара ночи урвала; Варвара ночи украла, дня притачала. Варвара – хранительница от внезапной смерти, ей назначается особая молитва по этому случаю. Варвару отмечали 17 декабря.

Следом шел Савва. По народным представлениям он продолжал Варварину работу: Варвара заварит, Савва засалит, Микола загвоздит.

19 декабря – день Николая Чудотворца, Микола зимний, холодный. Никола – второй после Бога заступник, покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, защитник от всех бед и несчастий. Народ примечал: Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует; Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять; Перед Николой иней – овсы хорошие будут; Иней на Николу – к урожаю. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую никольщину. Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину. В отличие от прочих, этот праздник – стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Съезжались ближайшие родственники, непременно приглашались соседи. Зимою начало сватовства – Николин день. Служили молебны те, кто думал женить или жениться. С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривалась об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливала дрова, лучину, наряды, делала святочные маски для ряженых и костюмы для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

20 декабря, на Амвросия, подводили черту под праздники уходящего года. Говорили: Амвросий праздники отбросил.

Спиридон-поворот, Спиридон-солнцеворот – так называли день 25 декабря. В народном представлении солнце с этого дня будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Зима же ходит с этого дня в медвежьей шкуре, стучит по крышам и будит баб ночью топить печи. Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче: Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай! Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби, приговаривая при этом: Колесо, гори, катись, с весной красною вернись!

Начиная со дня Спиридона дети с утра до вечера пропадали на горках – катались на салазках, ледышках, старых корытах, обледенелых рогожах. В промежутках между катанием лепили из снега бабу и, взявшись за руки, ходили вокруг нее и пели:

Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба, нос крючком,
Получай снега ком!

После этого разрушали бабу снежками.

Взрослым запрещалось на Спиридона работать, зато следовало совершить ряд действий, направленных на подготовку к урожаю следующего года и выяснение того, что уготовила природа в ближайшее время. Нарезали вишневых веточек и ставили их в горшок на покути и каждый день поливали (можно ставить веточки в воду без земли). Если они зацветут на Рождество, то в следующем году будет урожай на садовые плоды. Садовники встряхивали яблони. Закармливали кур гречихой из правого рукава, чтобы раньше неслись.

С 26 декабря, с Евстрата, наблюдали за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца следующего года: 26 декабря соответствует январю, 27 декабря – февралю и т.д.

30 декабря детям еще раз рассказывали хорошо знакомую на Руси библейскую историю о трех отроках: Анании, Азарии, Мисаиле – юношах, преданных христианской вере.

Задания

 1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Определите, где нужны логические ударения, короткие и более значительные паузы.

2. Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?

3. Что нового и полезного для себя вы узнали из данного текста?

4. Придумайте вопросы к данному тексту.

5. Проанализируйте виды и средства связи между предложениями и частями текста.

6. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.

7. Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.

8. Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твердые.

9. Выпишите несколько слов с шипящими звуками. Какими буквами они обозначены?

10. Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, я, ю, ё, и, о. Приведите примеры слов с разными звуковыми значениями указанных букв. В каких случаях при употреблении этих букв возникают орфограммы в корне?

11. Найдите и выпишите слова, в которых: а) одинаковое количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

12. Выпишите из текста 3 слова с закрытыми слогами и 3 слова – с открытыми.

13. Произведите фонетический разбор 2–3 слов.

14. При произнесении каких слов вы затруднялись? Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

15. Выпишите из текста непонятные вам слова. Найдите их значение в словаре (толковом, этимологическом).

16. Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень. Приведите примеры форм одного и того же слова.

17. Приведите примеры слов, в корнях которых происходит чередование согласных.

18. Найдите в тексте слова с одинаковым грамматическим значением.

19. Укажите слова, употребленные в переносном значении. Покажите, какую роль они играют в тексте.

20. Встречаются ли в данном тексте синонимы, антонимы, омонимы? Если да, то укажите их.

21. Найдите слова, которые уже вышли из активного повседневного употребления. Историзмы это или архаизмы? Ответ обоснуйте.

22. Встречаются ли в тексте старославянизмы? Укажите их признаки.

23. Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия месяцев.

24. Произведите лексический разбор 2–3 слов.

25. Выпишите слова с трудными для вас орфограммами, объясните их.

26. Заполните таблицу подходящими примерами.

Орфограммы в приставках

Орфограммы в корнях

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях

27. Объясните правописание не и ни.

28. Найдите интересные слова для морфемного и словообразовательного разборов.

29. Выпишите из текста по нескольку слов всех частей речи, а также причастий и деепричастий. Сделайте их морфологический разбор.

30. Подберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.

31. Приведите примеры различных способов выражения подлежащего.

32. Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств.

33. Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.

34. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Составьте их схемы. Определите виды придаточных предложений. Где это возможно, замените придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами.

35. Произведите пунктуационный анализ текста. Какие виды осложнений имеются в данном тексте? Дайте графические схемы.

36. Объясните постановку знаков тире и двоеточия. Поясните случаи постановки или отсутствия запятой перед союзом и.

37. Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.

38. Укажите предложения с прямой речью, объясните знаки препинания. Произведите замену прямой речи косвенной. Встречаются ли в тексте случаи цитирования. Приведите примеры.

39. Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.

40. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту.

41. Напишите сочинение-миниатюру на тему одной из пословиц.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru