Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №44/2004

Я ИДУ НА УРОК

Г.В. ЛАРИНА,
Амурская обл.


Односоставные предложения.
Неполные предложения

8-й класс

Цели урока:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных и неполных предложениях;
2) выяснить сферу употребления односоставных предложений;
3) работать над выразительностью речи, развивать технику чтения;
4) содействовать развитию логического мышления, умению сравнивать, обобщать.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Объявление целей урока, его темы.

II. Словарная работа со скорочтением

(слова написаны на транспарантах, учащиеся записывают прочитанные слова в столбик на листочках).

Автор, пьеса, пролог, эпилог, диалог, монолог, комедия, биография, заглавие, композиция, экземпляр, иллюстрация, характеристика.

Какой общей темой связаны слова? (Литература.)

Значение какого слова вам непонятно? Где мы можем посмотреть значение неизвестного нам слова?

Какое произведение в курсе литературы мы сейчас изучаем? («Ревизор» Н.В. Гоголя)

Допишите к любым трем словарным словам зависимые, чтобы получились словосочетания, связанные темой «Изучая творчество Н.В. Гоголя». Определите вид связи.

III. Разминка.

1. Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого:

а) глагол 1-го лица ед. числа;
б) глагол 3-го лица мн. числа;
в) глагол 2-го лица мн. числа;
г) глагол в форме мн. числа прошедшего времени;
д) безличный глагол, неопр. форма глагола.

2. «Будь внимателен» (игра «Выжигалы»).

Определите вид предложения.

  • Светает. Рассвет. Принеси почту. Поедем в горы. Поездка увлекательна. Удар в ворота. Ударь в ворота. Выходим в город. Дымно от костров. Дым костров.

  • Каким умением надо хорошо владеть, чтобы быстро находить в тексте односоставные предложения?

IV. Синтаксический разбор предложения.

Без умения видеть грамматическую основу предложения невозможно стать синтаксически и пунктуационно грамотным.

V. Объяснение нового материала.

Поговорим о сфере употребления односоставных предложений.

– Просмотрите материал параграфов 21–24. (Задание по вариантам.)

I вариант. Определите сферу употребления определенно-личных и безличных предложений.

II вариант. Определите сферу употребления неопределенно-личных и назывных предложений.

(После устного обмена информацией ученики записывают выводы в таблицу в тетрадях.)

VI. Закрепление.

1. Для неуверенных в себе: упр. 215 (1).
2. Для остальных: исследовательская работа (по вариантам).

I вариант. Найдите в монологе Хлестакова (д. 2, явл. 3) односоставные предложения.

II вариант. Найдите во 2-м действии комедии ремарки с назывными предложениями.

VII. Полминутки для шутки.

Прочитайте народные скороговорки. Какой вид односоставных предложений в них использован?

  • Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.

  • Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.

  • Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

VIII. Контроль за темой.

Графический диктант с последующей самопроверкой с доски.

Выпишите грамматические основы предложений. Дополнительное задание: определите вид предложений.

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Бегемотов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы, торчащий из воды, – удобное место для купания. Раздеваюсь и слышу отчаянный крик сторожа. Вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.

IX. Домашнее задание.

I вариант. Воспроизведите текст диктанта по грамматическим основам.

II вариант. Придумайте свой текст, соответствующий схемам (см. графический диктант).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru