Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №44/2004

Я ИДУ НА УРОК

Г.В. ЛАРИНА,
Амурская обл.


Работа над ошибками в диктанте по теме
«Обособление распространенных и одиночных определений»

8-й класс

Цели урока:

1) используя принцип разноуровневой дифференциации, повторить правописание трудных слов, н и нн в суффиксах причастий, не и ни в местоимениях;
2) закрепить обособление определений, выраженных причастными оборотами, согласованными однородными определениями;
3) расширить кругозор учащихся на примере текстов, посвященных московской Олимпиаде 1980 года.

Оборудование урока:

1. Иллюстративный материал, посвященный Олимпиаде-80.
2. Опорный материал (таблицы, схемы, правила).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Объявление темы и целей урока. Анализ контрольного диктанта. (См. приложение 1.)

II. Словарно-лексическая работа.

Слово учителя.

– В контрольном диктанте многие из вас допустили ошибку в написании слова олимпийский. Выясним значение данного слова, его происхождение, подберем однокоренные слова.

– Значение слова олимпиада (по Словарю С.Ожегова) – соревнования, состязания – спортивные, художественные или в области каких-нибудь знаний.

– Помните ли вы мифы, связанные со словом олимпиада?

– Давным-давно лидийский царь Тантал пригласил богов на пир. И, чтобы испытать их всевидение, велел подать к столу жаркое из мяса собственного сына Пелопса. Узнав о невинной жертве, боги разгневались и оживили мальчика. А когда он подрос, то решил отблагодарить небесных покровителей. Так по преданию зародилась традиция проведения празднеств в Олимпии. Есть и другие мифы.

Коллективная или самостоятельная работа

1. Запись в тетрадях: олимпийский, Олимп, олимпиада.
2. Ученики говорят о лексическом значении слова.
3. Учащиеся называют символы Олимпийских игр.

Задание 1. Два ученика пишут «Письмо ученому соседу» по трафарету, анализируя свои ошибки в диктанте. (См. приложение 2, вид работы взят из журнала «Русский язык в школе».)

Задание 2. (Творческая работа для сильных учащихся.) Найдите в тексте диктанта слова с безударной гласной в корне, выпишите и, используя их как опорные, составьте связный текст на тему «Спортивные состязания».

III. Работа с текстом из учебника.

– Чем знаменателен для наших соотечественников 1980 год в области спорта, олимпийского движения?

Работа с текстом упражнения 22 «Олимпиада-80» из Дидактического материала к учебнику русского языка. 7-й класс (М.: Просвещение, 1988).

– Что нового вы узнали из данного текста?
– Определите его стиль, тип.

Игра «Разведчики». Выпишите из текста упражнения слова с приставками (для дальнейшей самопроверки у доски работает ученик).

– Чтобы завершить разговор о спорте, предлагаю самодиктант.

Самодиктант

Запишите 5–7 слов на тему «Спорт» из словаря трудных слов по памяти (проверка в форме игры «Аукцион»).

IV. Проверка индивидуальных работ учащихся.

V. Работа над ошибками в диктанте.

Коллективная или самостоятельная работа

1. Сколько орфограмм в слове собираются? Докажите.

Запишите три своих примера на орфограмму «Чередование гласных в корне слова».

2. Сколько орфограмм в слове исследованные? Докажите.

Ответьте, от чего зависит выбор написания н, нн в причастиях.

3. Объяснительный диктант.

Переполненный стадион, брошенный в корзину мяч, титулованный спортсмен, зажженный олимпийский огонь, сыгранная вничью партия.

4. Сколько пунктограмм в предложении:

Мы за добрый огонь радостный и мирный помогающий людям в труде отдыхе.

Синтаксический разбор данного предложения.

Поиск в тексте диктанта (3-й абзац) предложения с обособленными членами.

Индивидуальная работа

1. Учащиеся, допустившие в контрольном диктанте более 10 орфографических ошибок, получают задание списать деформированный текст, предназначенный для диктанта (приложение 3).

2. Учащиеся, допустившие ошибки на орфограмму «Правописание ни в отрицательных местоимениях», работают в парах со следующим заданием:

а) выучите правило, расскажите его товарищу по парте;
б) запишите предложения из упражнения, обозначив орфограмму;
в) дайте проверить товарищу;
г) найдите в тексте диктанта слова на данную орфограмму, которые вы написали с ошибкой, сделайте работу над ошибками.

VI. Выборочная проверка работы «в парах».

VII. Проверочный тест по тексту диктанта.

Отвечать «да», «нет».

1. В первом предложении сказуемое составное глагольное?
2. Во втором предложении второго абзаца два обособленных члена?
3. Третье предложение второго абзаца сложное?
4. В первом предложении третьего абзаца обособленное определение?
5. Последнее предложение полное?

VIII. Выводы по уроку.

  • Какие орфограммы повторили в ходе урока?

  • На какую орфограмму вы больше не допустите ошибки?

  • Правописание какого слова запомните?

IX. Обсуждение оценок за урок.

X. Домашнее задание.

Для сильных: из текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» выпишите предложения с обособленными определениями и приложениями.

Для средних: сделайте работу над ошибками в диктанте.

Для слабых: индивидуальные задания.

Приложение 1

Анализ контрольного диктанта

Фамилия учащегося

Безуд. гл. в корне

Чередов. гласных в корне

Правопис. приставок

Непроизносим. согл. в корне

не с причаст.

н, нн в прич.

Обособл. опред. и прилож.

Оценка

Бавеян

+

+

+

+

 

Гуртовая

+

+

+

+

 

Капшук

+

+

+

+

 

Полещук

+

+

+

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Письмо ученому соседу

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу поделиться с тобой ______________, потому что получил _________. А ошибок-то всего _________ .
Ты знаешь, оказывается, слово_____________ пишется с буквой ______, так как___________ _______________________________________. Представляешь, такое простое слово, как_______ ________, я написал с ошибкой только из-за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомневался в написании слова_________________ , зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом_________________________ ___________________________________________________________. Несколько ошибок я допустил на правило_________ _______________________________________. А слово _________________ мне следует просто запомнить.
Думаю, что в следующей работе я учту все замечания и напишу ее на ________.

Приложение 3

Деформированный текст диктанта

С давних времен огонь был необходим человеку для света, пр_готовления пищи, тепла. Но нашлись люди, захотевшие и_пользовать огонь ради наживы. Так огонь п_родил огн_стрельное оружие, н_сущее людям смерть.

Мы н_кому (не)грозим огнем. Мы за добрый огонь, радостный и мирный, пом_гающий людям в труде и отдыхе. Соб_рают(?)ся у зажже(н,нн)ого к_стра ребята в лагере, в далекой тайге г_рят походные костры геологов, штурмующих н_кем не исследованные места. Огонь, вырывающийся из сопла могучих ракет, пом_гает человеку поднят(?)ся в космос.

Мы за пламя в топках заводов, за ярко освеще(н,нн)ые окна домов, за огонь человеческих сердец, любящих труд, жизнь, радость. Мы за огонь нерушимой дружбы, заж_гающийся над олимпийскими стадионами.

Мы за людей, р_ботающих с огоньком, помогающих своим трудом строить хорошую, счастливую жизнь.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru