Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2004

ПОДСПОРЬЕ

Е.ПЕРЕСВЕТОВА


Контрольные диктанты
за I полугодие

7-й класс

I

В наших местах камышом называют вовсе не то, что в некоторых ученых книжках. По-нашему камыш – это трубчатое растение, перехваченное особыми узелками, какие бывают у хлебной соломы или бамбука. Этим-то камышом у нас кроют крыши, топят лежанки и печи, а ребятишки мастерят из него певучие дудочки и свистульки. А еще стрелы для самодельных луков, утяжеляя конец камышинки лодочной смолой. Мальчишки постарше в смоляной наконечник заделывали гвоздь. С такой стрелой шли на какой-нибудь выгон, очерчивали круг и начинали соревноваться в меткости.
Со временем я вырос, научился читать книжки, и вот тут-то и обнаружилась путаница. Бывало, загляну в ботанический справочник: тростник! Приеду в деревню: камыш, говорят.
Вот, оказывается, в чем дело: одно и то же растение имеет два разноязычных названия. Тростник – это славянское название, а камыш – тюркское.

(По Е.Носову)
(124 слова)

Грамматические задания

1. Найдите в тексте причастный и деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения, обозначьте слова, к которым эти обороты относятся.

2. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании в ученых книжках? Составьте предложение, употребив это слово в роли существительного.

3. Выберите из текста по одному причастию и деепричастию для морфологического разбора. Произведите разбор.

II

БЕРЕГОМ РЕКИ КУЛИГИ

Тропинка, протоптанная рыболовами, вела нас по обрывистому крутояру. Начиналась Кулига, некогда знаменитая своими глубокими коряжистыми омутами, изобиловавшими всякой рыбой. Река, капризно петляя, подтачивала берега, над водой то здесь, то там нависали деревья. Они судорожно цеплялись за край обрыва, было видно, как их корни напряжены от усилий. Иногда слышался глухой грохот обвала. Глыбы земли вместе с деревьями и кустиками ежевики, густо усыпанными темно-синими ягодами, сползали в глубь омута.
Мы останавливались у свежего надлома земли и с опаской глядели вниз, где в воронках кружили мусор, сухие листья, ветки. Встречались и старые обвалы.
Мой приятель уже порядком устал, а тропа все вела и вела нас непролазными береговыми зарослями.
Но вот лес поредел. Тропа вынырнула из-под сумеречного полога лесной глухомани, и мы зажмурились от брызнувшего в глаза солнца.

(По Е.Носову)
(124 слова)

Грамматические задания

1. Подчеркните причастные обороты, определите, к каким словам они относятся.

2. Определите грамматическую форму причастий во втором абзаце.

3. Произведите морфологический разбор деепричастия.

III

ПО РЫБАЧЬЕЙ ТРОПЕ

Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой?
Это самая длинная из всех троп. Обыкновенные и полевые дорожки торопятся поскорее привести путника, куда ему надо. Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберешься до дому. Куда река течет, туда и тропа вьется. То выбежит она на веселую ромашковую поляну, то ужом проползает под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке, усыпанном ракушками.
Какой длины река, такой протяженности и рыбачья тропа. Ходят по ней от самых истоков до устья. Но и тут не конец тропе. Она перебирается на берег другой реки и провожает воды своей новой спутницы до того места, пока та не сольется с еще большей рекой.
Так до самого моря ведет рыболовов береговая тропа, зовет их на поиски радостного, но нелегкого и сторожкого рыбацкого счастья.

(По Е.Носову)
(130 слов)

Грамматические задания

1. Определите по словарю лексическое значение слова сторожкий. Подберите к этому прилагательному однокоренные слова.

2. Подчеркните причастные обороты, обозначая слова, к которым эти обороты относятся.

3. Разберите по составу причастие настоящего времени и причастие прошедшего времени.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru