ПОДСПОРЬЕ
Н.ШАПИРО
Полезные мелочи
Куча мала
Как начинать урок русского языка,
чтобы получилось и весело, и в то же время
по-деловому?
Многие учителя не только задумываются об этом, но
и находят собственные решения. Вот что
рассказала нам Лидия Васильевна Глотова из
Воронежской области.
Иногда в начале урока провожу такую разминку. На
доску вывешиваю самодельное пособие (назвали его
«Куча мала»), которое делаю так: на лист ватмана
наклеиваю вырезанные из старых газет и журналов
заголовки с нужными мне на уроке сочетаниями
слов. Потом говорю: «Части речи разбаловались,
как дети на перемене. Наверное, даже имена свои
забыли. Давайте им помогать». После того как
определили, к какой части речи относится каждое
слово из «кучи», предлагаю следующее задание:
например, найти среди слов краткое причастие и
рассказать все, что нам о нем известно.
Чуть-чуть изменим
Таблица, с помощью которой ученики Л.В.
Глотовой изучают суффиксы причастий, почти ничем
не отличается от той, какую используют все
учителя. Но указания на залог и время размещены
по-другому, и от этого все становится еще
чуть-чуть понятнее и нагляднее.
Шел жук к цыпленку – эту фразу
предлагает Л.В. Глотова для запоминания
твердых непарных звуков.
Помогают генсек и комдив
И еще один совет от Лидии Васильевны.
Многие слова, которые учащиеся должны
запомнить, можно проверить с помощью
сложносокращенных слов. Вот несколько примеров
из нашего словарика.
Бассейн – Донбасс, Кузбасс
Батарея – комбат
Гараж – завгар
Дивизия – комдив
Командир – главком
Комитет – местком
Корабль – линкор
Корреспондент – юнкор
Магазин – универмаг
Работа – прораб
Секретарь – генсек
Страхование – госстрах
Хозяйство – завхоз
|