Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

В.В. МЯГКОВА,
г. Советская Гавань

Продолжение. См. № 43, 442004


Как пробудить интерес к русскому языку

(Заметки неравнодушного учителя)

Творчество

Твори,
выдумывай,
пробуй!

(В.Маяковский. Хорошо!)

Родной язык – достояние всего народа-«языкотворца». Каждый человек, овладевая родным языком, делает в этой области открытия всю жизнь. Слышать Слово, радоваться, постигая его «самовитость» и «самоценность», самому творить! Поэтому каждый год я провожу много конкурсов, участвуя в которых нужно сочинить оригинальные тексты, отвечающие определенным условиям. О таких «играх со словами» часто пишет газета «Русский язык» (Р.Альбеткова, Л.Петрановская и др.).

1. «Рассказ по алфавиту» – первое слово начинается на букву а, второе – на б и так далее. Задача довольно сложная, поэтому допускаются «рассказы с многоточием», то есть незавершенные. Вот удачные рассказы победителей этого конкурса в разные годы.

Аришина бабушка водит грузовик. Дорога – ее жизнь. Заезжает изредка йод купить. Любит модные нарядные обновки. Печет расстегаи с творогом. Утром – физкультура, хороший цветочный чай. Шоферит щепетильно, элегантно. Юмористка явная.

(Екатерина Бугай)

Американец был высокий голубоглазый детина. Ел желе зеленое и йогурт клубничный. Любил многообразие новых ощущений. Пил разом семь толстостенных узкогорлых фляжек холодного целебного чая. Шел, щеголяя элегантным южноафриканским ягдташем.

(Евгений Косолапов)

Алчная бабушка вечером готовила деликатес. Едва жаркое запенилось и кусочки лука медленно начали оседать, пухлая румяная старушка тщательно уложила фазаньи хваленые цевки, чуть-чуть шевельнув щипцами экспортированный югославами язык.

(Виктория Михайлина)

2. Рассказ-тренажер. Набираем словник на какое-либо правило. Нужно написать короткий интересный рассказ (иногда – одно большое предложение), употребив как можно больше слов на данное правило.

Мой папа – знаменитый дирижер,
И жизнь у нас – сплошной мажор.
В ресторан мы ходим недешевый,
И редкий кот у нас есть камышовый.
На рынке мы ему берем печенку,
Ведь он отказывается есть тушенку!
Однажды испугал кот старушонку
И поцарапал рыжую девчонку.
И в наказанье на ночевку
Пошел в подвал стеречь грушовку.

(Екатерина Бугай)

3. Рассказ из односложных слов. Победителей этого конкурса мы определили в трех номинациях: самый длинный рассказ (в нем было употреблено 362 разных слова), самый интересный и самый оригинальный по композиции.

Ночь. Шел дождь. Я лег спать. Мой сон:
День. Свод без туч. Я шел в лес, взяв нож, чай и хлеб. Глядь – гриб, глядь вбок – там их тьма! Стал брать. Брал, брал, шел, шел, вдруг – дом. А там мой дед с псом, стол и стул да плюс печь. Я сел за стол. Пью чай да ем хлеб. Дед дал мне сыр. Смак! Съел все и вмиг влез на печь. Дед взял дров – и в печь. Ночь. Тьма. Я сплю. Мой сон:
День. Свод без туч...

(Данила Новиков)

Жил у нас дог Тим. Он был стар. Раз я, дед и пес шли в лес. Тим брал след и гнал лис. Но вдруг влез в грязь и все. Дед Фрол сел на пень и дал из рук хлеб псу. За пнем был еж. Он нес груздь. Я: «Ух ты!». Вдруг хруст. Тигр? Нет, вон лось.
– Дай соль, дед.
– На, внук.
– Ешь, лось.
– Слышь, Ян, вой?
– Ой, вдруг волк? Кыш, лось, волк здесь!
Дог стал выть. А волк тут как тут.
– Ой, у пса же нет сил, он стар!
– Нет сил, а есть ум!
Волк – в бой! А Тим хвать за хвост – и все! Вот так! Наш друг Тим храбр и смел. Сгинь, злой волк!
Ай да Тим! Он спас нам жизнь.
– На кость!
Пес сел под ель и стал грызть кость. Дед взял хлеб, сыр, чай и мед, а я – сок и торт. Вдруг дождь. Мы в дом.
– Тук-тук!
– Кто?
– Мы, мать!
– Ян, как ты мокр, и ты, дед, ах, и ты, Тим!
Я стал мыть пса. Вот он и чист.
– Все за стол!
– Мам, дай джем из груш.
– Нет, сын, ешь борщ и лук, чтоб был сыт.
Вдруг кот Том прыг на стол. Борщ на пол, лук на пол, хлеб на пол.
– Ах ты хам! Ах ты тварь! А ну брысь!
Я стал мыть пол. Вот так «мил» наш Том.

(Дарья Монахова)

Ночь. Шел дождь. Вор взял лом и влез в банк. Я – мент, я был там. Вор не смог вскрыть сейф. Тут я в крик: «Ах ты, гад! Стой!». Он как даст мне в лоб. Я – шлеп, а он – в дверь! Не мой день... Вот дед – тот был мент! Не то что я... Я встал, шмыг вслед. Ну и где же он? Вот ведь вор – как тень.
Я дал знать в штаб. Вмиг взвод ко мне. Мы шли за ним: вор в лес – и мы в лес, вор на луг – и мы на луг. Вор – за ствол. Был бой. Мент полз, взяв нож, и, как в пень, в бок. Вор брык – и труп. А тот мент – мой друг.

(Антон Захаров)

Ночь. Льет дождь. Не час, не два, а три. Вдруг стук в дверь. Мать, сын, дочь и дед вмиг бок о бок. Сын ни жив ни мертв. Дед вслух: «Оль, не плачь, а спрячь дочь в шкаф». А сам в зал за стол и раз... сто грамм. Вслед за тем вновь стук. Все в дрожь. Лишь сын взял ключ и нож. Дед – взгляд на дверь: там враг иль друг, смерть иль жизнь... Но там ни то ни се. Сквозь дверь: «Здесь Влад, твой брат». «Ох!» – у всех вздох.

(Анна Карнеева)

Шел снег. День был сер, хмур. Я спал. Вдруг стук в дверь. Я встал, глядь за дверь – а там мой друг. Он дал мне рубль – долг. Мы за стол: пить чай, есть торт. Тут писк. Это мышь. Мой кот прыг за ней. Друг на стол, я на стул. Шум, гам, крик, все вверх дном!

(Иван Костомаров)

4. Рассказ, в котором нужно употребить как можно больше слов, содержащих определенное буквосочетание, например, три или сто.

У меня три привязанности: моя сестрица Катрин, триллеры и кот Тришка. Он доставляет немало хлопот: то подотри за ним, то смени трикотажную подстилку. Кот любит залезть на антресоли и смотреть оттуда, как с трибуны, или сидеть около аквариума, где живет тритон, и наблюдать за пролетающими стрижами. Я читал трилогию о триумфе актрисы и о ее любви к попу-расстриге. Было скучно. Зашел одноклассник Дмитрий, коротко стриженный. Мы обсуждали, как патриоты, школьные дела: алгебру с матрицами, химию с натрием, геометрию и тригонометрию с симметрией.

(Елизавета Гришина)

Эта настоящая жестокая история произошла в Ростове и стала достоянием общественности.
Была весна, распустились листочки, прилетели ласточки. В ресторане у стойки бара стоял столичный гость аристократического вида. В углу зала за столом, на некотором расстоянии от окна, сидел человек в бостоновом костюме. Это был ростовщик, а вместе с ним за столиком сидели пастор и настоятель местного монастыря. «Христос и апостолы» – вот тема их беседы. Перед ними на тарелках лежал жареный толстолобик и стояли стопки. В окно было видно, как возле здания стоматологии остановились сторож столовой и столяр, пытаясь о чем-то столковаться. Столяр кричал: «Простофиля, остолоп, бестолочь!». Сторож густо покраснел и часто заморгал, затем расторопно выхватил пистолет и выстрелил. Раздался стон, и столяр упал на мостовую головой в сторону востока. Прозвучал свисток постового, прибежавшего на место происшествия. Эта жестокость просто поразила всех и привела в состояние столбняка. Столичный гость, любитель эпистолярного жанра, постоянно лихорадочно вытирал лицо платком, доставая его из кармана чистошерстяного касторового костюма, затем побледнел и выбежал на простор.

(Максим Гришин)

Растолстевший бестолковый подросток вместо урока чистописания стоял у стойки в столовой. Неосторожно столкнув со стола простоквашу, он застонал и, неистово растолкав простодушного столяра, властолюбивого постового и стоматолога-эстонца, выскочил на улицу, застопорившись на просторной мостовой – настоящей достопримечательности столицы.
В столице листопад. Лучисто, игристо, цветисто, часто и густо падают на мосток листочки. Расторопная ласточка, устроившись на столбе, стосковалась по восточной сторонушке. Наш остолоп остолбенел. Будто чистопородный мастодонт, он растопыренными стопами чуть не растоптал чистотел – росток с лепесточками. Стоп! Не стоит быть стопроцентным простофилей.
Вот такая история.

(Никита Маслов)

5. Рассказ с анаграммами.

ШУТКА ИЗ БОКАЛА

Однажды на праздник ко мне пришла подруга, обожавшая химичить. Тут-то все и началось!
Бокал для нее был как колба. Эта умница умудрилась устроить там прямо цунами! Шутка ли! Налила воды, кинула туда перец (1 штука), горчицу (1 ложка), добавила сока (0,5 чашки). Да в этой вкусовой гамме, горячей и густой, как в магме, даже плюшка не тонула, а плавала, как шлюпка. Ужас!
Я подумала: «Вот пострел, а? Уже стремится на престол практической химии!» – и выпила смесь.
В голове зашумело, словно там пронесся табор цыган. «Обрат, и то вкуснее!» – заметила я, чувствуя себя настоящим клоуном. Появилось ощущение, что пол квартиры под уклоном. «Ну, я эту шпалу! Опять лапшу на уши повесила!» – мелькнуло в голове, и я отправилась на поиски негодницы. Автора этого отвара нигде не было. «Жаль, что она ушла, – вздохнула я. – Было весело!».

(Александра Мицук)

НОВЫЙ ГОД

Химик одиноко встречал Новый год. Колба была наполнена шампанским и заменяла бокал. Вдруг сукно, которым был обтянут конус лампы, потемнело. Из-за лампы выползла тень чьего-то ласта и схватила со стола атлас – путеводитель по таблице Менделеева. Появился страшный пират, на его запястье был вытатуирован тапир, на плече сидела крыса, а самого пирата вез черный как ночь рысак. Из рук химика выпала вяленая вобла, ведь пират появился внезапно, как обвал в горах.
– Постойте, как вы смеете врываться в мой дом? Это вам не приключенческий роман! Ой, мне нельзя волноваться! У меня каждодневная норма адреналина! – завопил химик и упал в кресло.
– Как ты разговариваешь со мной, комар! Корма моего корабля может запросто раздавить тебя! – рявкнул пират.
– Ой, мне плохо, – захныкал химик.
– Да ладно, успокойся, я ведь только актер. Меня прислали твои друзья, чтобы вручить тебе подарок. Вот универсальная терка, о которой ты мечтал!
Химик нерешительно улыбнулся, а в комнату уже входили его друзья, салютуя хлопушками и весело смеясь. Чудесный был Новый год!

(Анна Бугай)

Каприз этой дамы – приказ для молодого человека. В понедельник она заявила, что среда – день, когда он может навестить ее, и дала свой адрес. Визит стал для юноши пыткой. За столом она захотела поставить салат на старинный атлас. «Колба – это прекрасный бокал, наполните ее шампанским!» – велела капризница юноше. Он принес ей прекрасное масло, а она фыркнула, что это смола. Она приказала свернуть сукно в конус и тут же потеряла к этому интерес. Молодой человек убрал с вспотевшего лба волос и сказал ей ласковое слово. Но ласка на девицу не подействовала, она оставалась неприступна, как скала. Разочарованный, он бросился вон, но в конюшне стоял не рысак, а злобно шипела большая крыса.

(Сергей Видюк)

Спонсор публикации статьи: интернет-проект "Поиск слова", который будет интересен и полезен всем любителям решать кроссворды, загадки со словами, анаграммы. Последние в настоящее время приобретают все большую популярность. Поиск анаграмм тренирует мозг, развивает логическое мышление, расширяет кругозор. Поверьте, решать анаграммы ничуть не менее увлекательно, чем отгадывать кроссворды, сканворды и ребусы! Можно составлять слова из заданного набора букв, можно, переставляя буквы одного слова, находить другое. Надеемся, что и Вы, и Ваши дети получат удовольствие, расшифровывая эти буквенные головоломки. И было бы так здорово, если бы кто-то из младших членов Вашей семьи вечером вместо посещения портала с очередными компьютерными "бродилками" или "стрелялками" зашел на сайт poiskslova.com, чтобы попытаться разгадать тайны слов и букв, или предложил Вам посоревноваться в решении анаграмм. Это будет значить, что в полку любителей русского языка прибыло!

Игра

Играть всерьез.

(Название рубрики газеты «Русский язык»)

Сама я очень люблю разные интеллектуальные игры, разрабатываю и провожу их еще со своих школьных лет. А сейчас уже вместе с учениками придумываем лингвистическое наполнение для полюбившихся телевизионных игр: «Счастливый случай», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». Сидим после уроков, придумываем, спорим, смеемся. Потом готовим декорации, реквизит, проводим игру, с трепетом ждем реакции зрителей и участников. Некоторые из наших игр были напечатаны в газете «Русский язык» (№ 39, 42/1997, № 29/1999).

 Любопытство и любознательность

Любопытной Варваре
на базаре нос оторвали.

(Пословица)

Нашим любопытным любознайкам такая экзекуция не грозит. Мы поощряем здоровое любопытство, а уж любознательность – тем более.
Любознайкам предлагаю заглянуть в энциклопедию «Русский язык», найти слово, которое чем-то заинтересовало, удивило, рассмешило, – словом, показалось необычным, и рассказать о нем всем ясно и доходчиво. Называем эти рассказы «Слыхали ль вы?». В 6-м классе, например, прозвучали рассказы о гаплологии, лакуне, оксюмороне, амфибрахии... Эти необязательные для шестиклассников знания легко актуализируются, когда приходит их время.
Любознательные готовят и бюллетени «За страницами учебника». Очень интересными получаются выпуски об омонимах, омофонах, омофорах, омографах, каламбурах, палиндромах, паронимах. А если после этого еще и Козловского каламбуры почитать, то так и хочется покаламбурить самим! Шедевров, правда, у нас пока никто не выдал, но интересные и злободневные строчки были.
Любопытные и любознательные несут в школу газеты и журналы с интересными языковыми фактами, словесными играми – все идет в копилку-коллекцию и в нужный момент будет использовано.

Слава

...А слава тебя найдет.

(Из песни)

Дети любят, когда об их достижениях становится известно другим. Поэтому результаты всех конкурсов обязательно должны быть гласными. Даже если в школе нет своего радиоузла, можно записать на магнитофон передачу об итогах олимпиады, конкурса, авторское чтение, интервью с участниками, вынести колонки в коридор и в перемену прослушать. А сам конкурс, игру записать на магнитофон, смонтировать фильм и открыть кинотеатр. Лучшие творческие работы – в альманах, в местную газету. Вот и пришла школьная и городская слава. Можно и нужно приобщать ребят к участию в «больших» конкурсах: например, «Русском медвежонке», в тех, которые объявляют «Учительская газета», «Русский язык», «Литература», «Первое сентября» и другие издания.

_____________________________________________

Важной составляющей гуманистической и демократической ориентации общества, современного понимания целостного личностного образования являются знание родного (русского) языка, интерес к его изучению и постоянное пополнение знаний в этой области. Думается, что важные условия развития интереса к русскому языку – интеграция в содержание образования других предметов, развитие действенно-практического компонента, эмоциональное обогащение процесса изучения языка.

Во время аттестации учителей-русистов старшеклассники нашей школы писали сочинение «Я русский бы выучил только за то...». Конечно, ребята писали о важности этого предмета, о том, что русский язык нужно сдавать при поступлении в вуз. Но во многих работах моих учеников говорилось и об их личном интересе к родному языку, о его красоте, о стремлении изучать его «для себя», когда школа будет окончена, а в одном из сочинений было сказано, что его автор постарается привить любовь к родному языку своим детям еще до того, как они начнут учиться в школе. И все высказывали сожаление, что в старших классах очень мало часов отводится на уроки русского языка.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru