Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2005

ИНФОРМАЦИЯ

Памяти М.М. Разумовской

Маргарита Михайловна Разумовская

Маргарита Михайловна Разумовская
(3.11.1926 – 28.10.2004)

Ушла из жизни Маргарита Михайловна Разумовская, крупнейший ученый в области преподавания русского языка в школе, профессор, доктор педагогических наук, автор около 200 работ по вопросам обучения русскому языку, отличник народного просвещения, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Продолжая традиции выдающихся лингвистов и методистов, Маргарита Михайловна создала свою научную школу и стала признанным лидером в области методической науки.

Вся ее жизнь – образец служения педагогической науке, отечественной школе, учителям-словесникам, школьникам и всем тем, кто болеет душой за русский язык. Дочь заслуженного учителя школы РСФСР, словесницы, Маргарита Михайловна, еще учась в школе, определила свой жизненный путь, связав его с преподаванием русского языка. Ее творческий путь начался в Московском государственном университете, затем – в средней школе в качестве учителя. После окончания аспирантуры Маргарита Михайловна восемь лет заведовала редакцией русского языка издательства «Просвещение». В 1967 году она пришла в Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения Академии педагогических наук, а в 1970 году уже стала заведовать лабораторией обучения русскому языку и руководила ею более двадцати лет.

Маргариту Михайловну отличали острое чувство современности, понимание тенденций научного развития актуальных проблем методики. Исследования, проводимые лабораторией под ее руководством, выявили основные направления совершенствования методики преподавания русского языка в школе, определили пути обновления содержания обучения русскому языку. Результатом многолетних исследований явилось создание под руководством Маргариты Михайловны целой серии книг: «Основы методики русского языка в 4–8-х классах» (1978, 1983), «Обучение орфографии в восьмилетней школе» (1974), «Урок русского языка на современном этапе» (1978), «Воспитание учащихся на уроках русского языка» (1984 ) и др.

Маргарита Михайловна занималась не только общими вопросами методики обучения русскому языку, она – автор оригинальной системы обучения правописанию, которая изложена в известной книге «Методика обучения орфографии в школе» (1992, 1996). Эта система ориентирована не на традиционное заучивание формулировок правил, а на отработку лексико-грамматического и собственно орфографического содержания, которое составляет основу этих правил. Такой подход определил рассмотрение орфографических явлений не на примере изолированных слов, а в контексте письменной речи, в рамках связного текста, что неизбежно усиливало внимание к семантическому компоненту в обучении правописанию. Как показала практика, орфографический аспект языкового образования стал областью культуры. На рабочем столе Маргариты Михайловны после ее смерти осталась рукопись книги, которую она готовила к переизданию.

Вся страна знает учебно-методический комплекс по русскому языку для 5–9-х классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Этот комплекс является несомненной творческой удачей Маргариты Михайловны. Он прошел многолетнюю экспериментальную проверку (1980–1994 гг.) и с 1995 г. в качестве учебника, утвержденного и рекомендованного Министерством образования РФ, известен всем учителям России. Учебно-методический комплекс, созданный под руководством М.М. Разумовской, был удостоен премии Правительства РФ в области науки и образования за 2002 г. как научное достижение, имеющее большое значение для развития теории методики и практики обучения и оказывающее положительное влияние на совершенствование системы образования в Российской Федерации в целом.

Маргарита Михайловна – признанный авторитет в научном мире. В течение многих лет она являлась членом нескольких ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, членом редсовета издательства «Просвещение», членом редколлегии журнала «Русский язык в школе», членом Учебно-методического совета при Министерстве образования РФ.

Еще одна грань дарования Маргариты Михайловны проявлялась в ее профессиональном общении с учителями и методистами страны: ее лекции, яркие, талантливые, содержательные, вызывали неизменный интерес и знакомили с новыми подходами к преподаванию отечественного языка в школе.

Мы потеряли не только талантливого ученого, но и потрясающего человека редчайшего дара – сочетания требовательности, бескомпромиссности и в то же время доброжелательности, оптимизма и творческого вдохновения. Маргарита Михайловна была человеком принципиальным, мужественным, отважным, человеком неиссякаемого трудолюбия, поразительного жизнелюбия и энергии. Находясь постоянно в напряженном трудовом ритме, она тем не менее была всегда чутка и отзывчива.

Все, что делала Маргарита Михайловна, было проникнуто любовью к людям. Светлую память о Маргарите Михайловне Разумовской сохранят ее коллеги, ученики, все, кому довелось знать этого удивительного человека.

Центр филологического образования
Института содержания и методов
обучения Российской академии образования

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru