Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2005

Я ИДУ НА УРОК

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита


Разработки уроков по русскому языку в 6-м классе по программе М.В. Панова

Урок 1

Род существительных и их окончания

Цели:

Уметь распределять большинство существительных по родам на основе их морфологических признаков, уметь использовать парадигму окончаний существительных для определения рода, конструировать предложения, исправлять ошибки и аргументировать ответ, приводить примеры согласно заданию.

Развивать аналитические способности учеников.

ХОД УРОКА

1. Беседа с учениками.

– По какому признаку существительные в русском языке делятся на три рода? (В основном по окончанию самого слова и его определения.)

– У существительных каких двух родов лексическое значение и род могут быть связаны друг с другом? (У одушевленных, обозначающих людей или животных: отец – мать, курица – петух.)

– Как вы думаете, может ли род в названиях лиц указывать на определенный пол? (Женский род указывает на женский пол: кассирша, продавщица.)

– В данном тексте найдите существительные, называющие профессию, и определите их род. О людях какого пола идет речь?

(Текст может быть спроецирован на доску при помощи проектора или роздан на листках.)

За столом с приборами рядом с режиссером сидит звукооператор. Во время записи он передвигает рычажки, следит за тем, чтобы звук записывался мягко, не слишком громко, но и не слишком тихо, а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: ни один звук не проникнет в студию, так уж все устроено.

Между тем режиссер Роза Марковна говорит музыкантам и артисту:

– Продолжаем запись! Приготовиться! Тишина в студии...

(По М.Гумилевской)

Слова режиссер, звукооператор относятся к мужскому роду, но они могут называть и лица женского пола. Из текста ясно, что режиссером была женщина Роза Марковна.

Вывод. Слова мужского рода не указывают на определенный пол.

Как определить, к лицу или лицам какого пола относятся слова режиссер, звукооператор? (Нужно прибавить к ним согласованные глаголы в прошедшем времени: режиссер сказала, звукооператор могла переговариваться.)

Какие существительные мужского рода (в этом тексте) образуют словообразовательную пару – слово женского рода, обозначающее лицо женского пола?

(Ответ: артист.)

Ученики должны аргументировать ответ, привести примеры.

2. Постановка проблемы – подводящий диалог.

– Определите род существительных марлань и тормуль (допустим, есть такие рыбы).

Версии.

Ученики. Скорее всего нам поможет окончание. Можно ли определить род существительных по окончанию? Да, например: окно средний род.

Учитель. Хотя окончание -о, -е в единственном числе в большинстве случаев указывает на средний род, есть существительные – домишко, умишко, подмастерье – мужского рода.

Ученики. Значит, по окончанию род определить нельзя, вот и у существительных мама и папа окончание , но род разный. У слов марлань и тормуль окончание нулевое, и они могут быть либо существительными женского рода 3-го склонения, либо – мужского рода 2-го склонения.

Учитель. Чем отличаются склонения?

Ученики. Склонения отличаются парадигмой окончаний:

конь, коня, коню, ... – 2-е скл.;
вещь, вещи, к вещи... – 3-е скл.
Исключение: путь – в родительном падеже пути.

Учитель. Помогут ли нам определить род такие предложения (из упр. 249)?

У марлани глаза круглые, выпученные и крупные блестящие чешуйки.

А у тормуля спинка пестрая, черные плавники и длинный острый хвост.

Ученики. Окончание в родительном падеже у существительных 3-го склонения: у ночи, печи, марлани, окончание указывает на женский род. А окончание в родительном падеже у существительных 2-го склонения: у коня, плетня, тормуля –указывает на мужской род.

Вывод. Чтобы определить род существительного с нулевым окончанием, нужно обратиться к форме родительного падежа: если окончание -а (-я) – 2-е склонение, оно указывает на мужской род, -и – 3-е склонение, указывает на женский род.

3. Закрепление.

Выполните задание 250. Найдите ошибки, объясните их причину и исправьте.

– Можно ли по окончаниям определить род существительного?

(Ученики доказывают, что для всех существительных этого сделать нельзя.)

4. Домашнее задание. Придумайте такие предложения со словами врач, профессор, лейтенант, директор, дворник, чтобы эти слова называли лицо женского пола. Определите, что помогло установить, к какому роду относятся эти существительные.

Урок 2

Число существительных

Цели:

Ученики должны понимать, что в основе категории числа – количественные отношения предметов.

Уметь определять форму числа существительного, заменять форму единственного числа формой множественного, уметь работать с текстом научного стиля и составлять план ответа: «Роль категории числа».

Уметь анализировать текст и объяснять причину использования формы единственного числа, аргументировать ответ.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Обсуждение удачных и неудачных предложений, исправление ошибок. Например, почему можно сказать Профессор выступал перед участниками конференции, но нельзя сказать Профессор Иванова выступал перед участниками конференции?

2. Знакомство с исторической справкой (стр. 201).

Три формы числа было в древнерусском языке:

стол, рукав, конь – единственное число;
стола, рукава, коня – двойственное число;
столы, рукава, кони – множественное число.

Некоторые формы двойственного числа сохранились и сейчас: глаза, рукава.

3. Наблюдения и анализ. Работа с учебником (стр. 201–202).

– Что вы узнали о грамматической категории числа существительного? Используя материал учебника, составьте краткий план ответа «Роль категории числа».

Примерный план:

Форма единственного числа: 1) может обозначать один предмет; 2) может вообще не сообщать о количестве предметов.

Форма множественного числа употребляется лишь тогда, когда счет предметов возможен.

4. Работа с текстом.

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца... На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след. Тынерей поставил шесть капканов. Два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, и в жерди понатыкали еловых лап.

– Волк – животное осторожное и умное, – сказал дед Тынерей. – Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.

(По Ю.Качаеву)

– Определите число существительных. В каком предложении форма единственного числа не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе?

(Слово волк употреблено в форме единственного числа, но речь идет не об одном животном, а о виде зверей и имеет родовое значение. О количестве животных ничего не сообщается и не предполагается их счет.)

– Сколько предметов подразумевается, когда употребляется существительное во множественном числе?

Дед Тынерей появлялся в стойбище редко – только в магазин да по большим праздникам. Промышлял он охотой: ловил песцов, ставил петли на зайцев и изредка бил волков.

(Количество предметов неизвестно, но ясно, что больше одного.)

5. Закрепление. Выполните задания 251, 254.

6. Домашнее задание. Выполните задание 252.

Урок 3

Способы выражения грамматического значения числа

Цели:

Знать способы выражения грамматического значения числа, понимать отличия парадигм существительных единственного и множественного числа.

Уметь объяснять, какие грамматические средства использовались для выражения формы единственного или множественного числа, уметь образовывать форму множественного числа, находить грамматические средства выражения числа.

Повторение: способы выражения грамматических значений словоформы.

Знать нормы произношения некоторых слов во множественном числе.

ХОД УРОКА

1. Проверка выполнения заданий 262 и 263.

Для анализа ученикам были предложены два отрывка из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».

– Назовите слова, которые имеют только форму множественного числа, и докажите это. Какие из них относятся к считаемым предметам?

– Почему ворота – считаемый предмет, а мурашки – несчитаемый?

– Назовите формы слов, имеющих только форму единственного числа, докажите это. Какой тип лексического значения они имеют?

– В каком случае слово глупость будет иметь множественное число? Приведите примеры.

Ученики должны привести примеры, в которых глупость называет результат действия, допустим: Не делайте глупостей!

Таким образом, урок должен будет представлять собой развернутое закрепление материала о числе существительных, обобщение, повторение некоторых ранее изученных тем.

2. Беседа.

Внимание учащихся обращается на то, что со способами грамматического выражения числа они уже встречались (параграфы 26–29).

– Какие отношения существуют между словом и словоформой? Как выражаются грамматические значения словоформы? Как соотносятся грамматические значения и грамматические средства?

Постройте парадигму существительного река. При помощи каких грамматических средств выражается грамматическое значение числа существительного?

Основное грамматическое средство, выражающее грамматическое значение словоформы, – окончание. Дополнительные грамматические средства – ударение и чередование морфем в основе словоформ.

3. Анализ материала учебника, стр. 210–211.

Форму числа существительного можно узнать по основе: брат – братья, котенок – котята, горожанин – горожане.

4. Работа с текстом.

Учитель читает текст, спроецированный на доску.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами.

– Определите число существительных. Какие грамматические средства выражают значение числа?

– Найдите однокоренные слова и формы одного и того же слова; в чем их различие?

– Найдите существительные, называющие несчитаемые предметы, докажите это.

5. Проверочная работа.

– Образуйте формы множественного числа данных существительных, выделите окончания и поставьте ударение. Определите грамматические средства выражения числа.

Магазин, адрес, отпуск, директор, шофер, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисенок.

– Придумайте предложения, в которых эти существительные стояли бы во множественном числе.

Возможно, у некоторых учеников возникнут затруднения при образовании форм множественного числа. Учитель разъясняет, как правильно произносить эти слова.

6. Домашнее задание 261.

Урок 4

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе

Цели:

Знать фонемные и традиционные написания падежных окончаний существительных.

Уметь определять число, падеж, склонение существительных. Уметь доказывать правильность выбора гласной в окончании существительного.

Уметь правильно писать словарные слова.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания 287.

Учащиеся должны были определить склонение и падеж существительных, вставить пропущенные буквы в окончаниях существительных.

Повторяется материал о трех типах склонения существительных.

2. Самодиктант (3 минуты).

На предыдущем уроке проводилась работа со словарными словами: ученики объясняли их лексическое значение, подчеркивали буквы и сочетания, которые привели слова в разряд словарных, придумывали с ними предложения, работали с толковым словарем.

Самодиктант предполагает запись учащимися на листках словарных слов, выученных дома наизусть.

Обескуражить,
паясничать,
нивелировать,
бравировать,
брюзжать,
изобличать и другие
(14 слов).

3. Беседа.

– Почему нам приходится запоминать правописание некоторых слов, таких, например, как в только что проведенном самодиктанте? Как называется принцип их написания?

(Это непроверяемые написания, к ним нельзя подобрать проверочные слова, и их приходится заучивать. Они пишутся по традиции, и принцип их написания называют традиционным.)

– А по какому принципу пишется большинство слов в русском языке?

(Наша орфография основана на фонемном принципе: все звуки, находящиеся в слабой позиции, можно проверить сильной позицией. Например: звезда – звёзды, мудрено – мудрёный.)

– Окончания существительных пишутся тоже по фонемному принципу, мы уже об этом говорили в 5-м классе.

4. Воспроизведение знаний. Задание 285. Почему окончание слова на площади нельзя проверить окончанием слова на руке?

Повторяется материал предыдущего урока о различии парадигм склонений.

5. Знакомство с новым материалом.

Некоторые окончания существительных нельзя проверить, и пишутся они по специальным, условным правилам.

Сегодня мы узнаем, как пишутся существительные на -иj.

Анализ материала на стр. 231–232.

Учитель. В чем особенность написания существительных на -иj?

6. Закрепление.

Задания 288, 289. Комментированное письмо.

Учащиеся должны доказать правильность выбора гласной в окончании существительного, указывая, фонемное это написание или традиционное, при этом закрепляется умение определять падеж и число существительных.

7. Домашнее задание.

1) Задание 287.

2) Повторите материал 5-го класса: написание ь после шипящих в окончаниях существительных.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru