Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.Э. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2/2005


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

МОРФЕМИКА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

§ 42. РОЛЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ В РЕЧИ

Задание 1. Попробуйте понять, что хотел сказать Вова Бутузов Насте Кувшинчиковой.

Степан Степанович прийти ребята быстро.

Задание 2. А что сказала Настя Вове?

Савир ладел тасму буржало.

Задание 3. Почему ребятам было затруднительно понять друг друга? Почему лексика без грамматики и грамматика без лексики не дают полноценного текста? Устройте соревнование: мальчики предлагают возможные варианты грамматически правильных предложений на основании реплики Вовы, а девочки «переводят» Настино предложение на привычный нам язык. Кто больше?

Задание 4. Прочитайте текст.

Между мною и Костей произошел следующий разговор на разных языках.

Костя (со слезами на глазах). Значит, превратился! Вот здорово! А почему же я не превратился?

Я. Чирик! Чим-чирим! Чирик-чиквить-чить!

Костя. Что ты на меня чвикаешь? Говори по-человечески!

Я. Р-р-р-рчик! Чуть-чуть-чьвим-чим! Чепчик! Чи-чи-чип!

Костя. Еще «чепчиком» обзывает!

А я его совсем и не обзывал «чепчиком». Я ему сказал: «Не падай духом, Малинин! Еще раз попытайся».

(В.Медведев)

– Почему Костя Малинин и превратившийся в воробья Юра Баранкин не могут понять друг друга?

– Какая орфографическая ошибка допущена в воробьином «слове» чьвим? Нужен ли здесь мягкий знак? Почему?

Задание 5. Перед вами – «засохший гербарий»: в этой записи ничего не происходит. То есть грамматические отношения между словами не выражены. Восстановите грамматические роли слов, и у вас получится начало рассказа Ю.Яковлева «Мальчик с коньками».

Солнечный мартовский день город начинать таять сосулька. Он отсчитывать целебный капля больной, простуженный зима.

– Что помогло вам превратить ничего не говорящую запись в настоящий, понятный текст?

Задание 6. Прочитайте текст.

На почте меня сразу окликнул Федя:

– Привет! Вот почитай, что я втолковываю своей жене. – Он протянул мне листок с текстом телеграммы. – Пошлю «молнией».

Фантастических обстоятельствах приобрел пойнтера-трехлетку кличке Норд масти какао крошками снега утки озере наши люблю никогда целую крепче либо семьи Ешкин, – прочитал я медленно вслух и, не поняв конца телеграммы, спросил:

– Что значит «Люблю никогда целую крепче либо семьи»?

– В телеграмме, – объяснил Федя, – особенно в «молнии», слова надо пропускать, экономить денежку. Вот и получится: «Люблю, как никогда. Целую крепче, чем когда-либо, глава семьи Ешкин». Ясно?

– Здорово! – засмеялся я.

(Юз Алешковский)

  • В телеграммах действительно обычно пропускают предлоги – для краткости сообщения: «Буду семь утра». А удачные ли пропуски сделал герой повести?

  • Что еще пропущено в телеграмме, кроме предлогов и союзов?

  • Попробуйте придумать и записать текст телеграммы. Помните: пропуски предлогов не должны затруднять понимание смысла сообщения!

Задание 7. Сжатое лингвистическое изложение. Прочитайте текст.

Мистер Твистер, легкий на подъем американец, решил навестить своего друга в Москве. Уже в России в гостиничном номере он пишет записку другу. Переводчик опаздывает, но есть толстый англо-русский словарь, а в словаре – более ста тысяч слов! Приятель получает записку: «Я ты приходить рано утро». Что это может значить? Я приду к тебе рано утром? Ты приходи ко мне рано утром? Я рано утром приходил к тебе (но не застал)? Приходить ко мне утром – (слишком) рано?

Значение каждого слова понятно, а общий смысл сообщения – нет. А вот совсем другой случай, рассказ Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»:

Сяпала Калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку. И волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Ое-е-е! Ое-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
– Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые. Пуськи бятые!

Здесь ни одного русского слова, кроме служебных. Что, собственно, происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Несложно сделать грамматический разбор: Калуша – существительное женского рода 1-го склонения, употреблено в форме единственного числа именительного падежа...… И члены предложений легко выделить.

Получается, что в чем-то все эти «пуськи бятые» понятнее, чем Я ты приходить рано утро мистера Твистера, составленное из нормальных русских слов! В первом случае не текст, а засохший гербарий: названы предметы, действия, признаки, но ничего не происходит. В другом – масса событий, целый рассказ, но все – участники, действия, свойства – играют свою роль инкогнито, так как корни слов придуманные, несуществующие. А ожил этот спектакль благодаря тому, что показатели грамматических форм (окончания, суффиксы) русские, знакомые и слова в предложении связаны правильно.

Итак, ни лексика без грамматики (как в записке мистера Твистера), ни грамматика без лексики (как в рассказе о «пуськах») полноценного текста не дают. Слова в языке существуют как бы в одном измерении (лексическом), а их роли в предложении – в другом (грамматическом). И только вместе лексическое и грамматическое начала создают действительно осмысленный текст.

(Л.Петрановская)

Ответьте на вопрос: какова роль лексических и грамматических значений в нашей речи? Свое рассуждение подкрепите примерами.

§ 43. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Задание 8. Восстановите грамматические значения прилагательных. Какие это значения? Каким способом они выражены? Вставьте пропущенные буквы.

(Пр_хладный) воздух едва к_чает языч_к свечи. (Угловатый) тени от (в_н_градный) листьев л_жат на п_т_лке бесе(д,т)к_. (Н_чной) бабочка, (п_хожий) на к_мок (серый) ш_лка, садится на книгу и ост_вляет на страниц_ (т_н_чайший, бл_стящий) пыль.

(К.Паустовский)

Задание 9. Предположим, что существительные не имели бы в русском языке грамматического значения числа и падежа. Как бы записали мы тогда следующее предложение?

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой.

(А.Н. Толстой)

Вам удалось выполнить задание? Почему? (Русские существительные нельзя употребить в «никаком» падеже и числе!)

Определите число и падеж существительных.

Задание 10. Прочитайте диалог Баранкина и Малинина.

– Ты чего лежишь, Баранкин? – спросил меня Костя.
– Захотелось полежать, вот и лежу, – сказал я. – Ап-чхи!.. Да что такое, никак не могу прочихаться.
– Простыл, что ли? – спросил Малинин.
– Не простыл, – сказал я, – а наухахохался...

(В.Медведев)

  • Какой глагол придумал Юра Баранкин? Каково его грамматическое значение? Как вы это определили?

  • На примере этого глагола (или других слов) докажите, что законы грамматики строги и непреклонны.

Задание 11. Прочитайте текст.

И я бы прошелся мимо них (папы, мамы и бабушки. И.Г.), нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы…...

(В.Драгунский)

  • О реальных или нереальных действиях идет речь в отрывке? Почему?

  • Выпишите столбиком глаголы с частицей бы. Рядом запишите эти же глаголы без частицы. Как изменилось их грамматическое значение?

  • Рассказ, из которого взят отрывок, называется «…...бы». Что означает это название?

Задание 12. Определите отношение говорящего к реальности действия в следующих отрывках.

1. А хорошо бы пожить хоть один денечек, чтобы не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только я и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!». И так далее, и тому подобное…...

2. Если бы я знал, что он (Малинин) будет таким нервным воробьем, я бы ни за что с ним не связывался.

(В.Медведев)

3. Во всех уголках лагеря только и слышалось:

– Селюженок, заправь койку!
– Селюженок, вымой уши!
– Селюженок, перестань барабанить ложкой по тарелке!
– Селюженок, куда ты спрятал журнал?
– Селюженок, если ты не выйдешь из воды, больше не будешь купаться до конца смены…
За неделю лагерной жизни на Селюженка был истрачен годовой запас восклицательных знаков.

(Ю.Яковлев)

Задание 13. Дано предложение, в котором глаголы стоят в неопределенной форме. Задание распределим по рядам: 1-й ряд записывает предложение с уже произошедшими событиями, 2-й ряд – с предстоящими событиями, а 3-й запишет предложение, не выражая отношения к реальности действий, о которых в нем говорится.

Град в последний раз (прострочить) мою спину, (поплясать) по прибрежной отмели, и вот (открыться) на той стороне (деревня), и в мокрое заречье, в ивняки и покосы (запустить) лучи проглянувшее солнце.

(Е.Носов)

  • Какой ряд задание выполнить не сможет? Почему?

  • Есть ли разница в лексическом значении использованных первым и вторым рядом глаголов? А в чем же тогда разница?

Задание 14. О каких действиях – прошедших или предстоящих – идет речь в отрывке?

Бывало, Валдай лежит на лужке, а Валетко до того на него долает, что, кажется, и у человека терпение бы лопнуло. Валдай же только снисходительно взглянет на шалуна и хоть бы что. Хулиганистый Валетко так разойдется, так осмелеет, что даже дернет Валдая за ухо. А Валдай стряхнет шалуна и все…...

(В.Белов)

  • Как изменился бы смысл высказывания, если бы автор употребил все глаголы в прошедшем времени?

Задание 15. Лингвистическое изложение.

Грамматическое значение и грамматический способ

Грамматическое значение – это значение, которое обязательно, регулярно выражается в языке, причем выражается всегда определенным грамматическим способом. Значение дательного падежа единственного числа слова друг и всех грамматически подобных ему слов выражает окончание -у: слону, столу, врагу, пню – грамматике все равно. Заимствовали слово файл – значит, файлу, придумали слово сталкер – значит, сталкеру. То, что действие совершалось в прошлом, обозначает суффикс -л: ходил, мешал, строил. Всегда -л, даже в только что выдуманных словах: расхохатывал, лапшевешничал, трам-пам-памил. Грамматика подобна алгебре: как 2х = х + х всегда, какие бы значения мы ни подставляли вместо переменной х, так и грамматика безразлична к лексическому наполнению грамматической формы.

(Л.Петрановская)

Дополнительное задание: Определите, каким способом выражено грамматическое значение падежа в словосочетании выражается в языке.

§ 44. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА СЛОВА

Задание 16. Грамматическую форму слова можно представить в виде суммы:

грамматическая форма – грамматическое значение слова + грамматический способ его выражения.
Например: сижу – настоящее время, единственное число, 1-е лицо + окончание -у;
сидел
– прошедшее время, единственное число, мужской род + нулевое окончание;
за столом – творительный падеж, единственное число + окончание -ом и предлог за;
письменного (стола)
– родительный падеж, единственное число, мужской род + окончание -ого.

Определите грамматические формы слов в следующем предложении.

Взглянул в окно и вижу: на проводе сидит синичка.

(В.Белов)

Задание 17. Грамматической формы не может быть без противопоставления! Вернемся к примерам из предыдущего задания.

Почему сижу – глагол именно настоящего времени, единственного числа, 1-го лица? Да потому, что у него есть много других форм, с которыми эту форму можно сравнить: сидишь – уже 2-е лицо, сидят – множественное число, 3-е лицо, сидела – и время другое – прошедшее, и род появился – женский, и лицо исчезло...… И подобные противопоставления касаются всех изменяемых частей речи!

Подберите формы, противопоставленные словам предложения из задания 16 хотя бы по одному из грамматических значений.

Задание 18. Спишите текст, расставьте пропущенные запятые.

Хотя мне уже идет девятый год я только вчера догадался что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь хочешь не хочешь лень тебе или не лень а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться что своих не узнаешь...…

(В.Драгунский)

  • Укажите глаголы. Как противопоставлены их формы?

  • Сравните: Идет девятый год. – Идет девятая весна. Докажите, что у глаголов в настоящем времени нет форм рода.

  • А как вы догадались, что «уроки все-таки надо учить»? Напишите небольшой рассказ об этом (можно дома). Или вы не согласны с этой мыслью? Тогда поясните свое мнение.

Задание 19. На какие действия – реальные или возможные – указывают глаголы в следующих фрагментах? Докажите, что без противопоставления нет грамматической формы.

1. Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы...…

2. Но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное!..

3. – Лезь выше! – сказал я Косте. – Лезь на самый цветок и там скорее превращайся…...

(В.Медведев)

Задание 20. Внимание! Редкие формы! Прочитайте текст.

Мишка стал пришивать мне сзади хвост. Он шил довольно ловко, но потом вдруг ка-ак уколет меня! Я закричал:
– Потише ты, храбрый портняжка! Ты что, не чувствуешь, что шьешь прямо по живому? Ведь колешь же!
– Это я немножко не рассчитал! – И опять как кольнет!
– Мишка, рассчитывай получше, а то я тебя тресну!
А он:
– Я в первый раз в жизни шью!
И опять – коль!..

(В.Драгунский)

  • Обратите внимание на последнее слово текста. Какими синонимичными формами можно заменить эту форму? Какие из них встретились в тексте?

  • Попытайтесь самостоятельно подобрать примеры подобных форм: прыг, хлоп…...

Задание 21. Улыбнемся! Прочитайте текст.

В Дагестане существует около тридцати пяти совершенно различных языков. Есть аулы, говорящие на своем отдельном языке, которого даже соседние аулы не понимают. Языки эти еще очень мало изучены. Один профессор-лингвист изучал их, пользуясь в разговорах русским, арабским и аварским языками. Желая выяснить, как в одном из этих языков образуется прошедшее время, он попросил собеседника написать такую фразу:

Я дал тебе вчера сто рублей.
– Написал?
– Написал.
Но профессор никак не мог разобраться в написанной фразе. Обратился за разъяснением к другому. Оказалось, первый написал:
Никаких ста рублей ты мне не давал.

(В.Вересаев)

  • Как чаще всего образуется форма прошедшего времени глагола в русском языке? Приведите примеры из текста.

Задание 22. Не ошибитесь! В речи нередко допускаются ошибки на употребление форм существительных, связанные с их родом. В частности, можно услышать такую фразу: Я помыла голову новой шампунью. Правильно говорить: новЫМ шампунЕМ! Ошибка вызвана незнанием говорящего рода слова шампунь. А шампунь – мужского рода!

Составьте предложения со следующими существительными, используя при них или прилагательные, или глаголы прошедшего времени единственного числа (можно и то и другое вместе).

Бандероль – женск. род, повидло – средн. род, рояль – мужск. род, антресоль – женск. род, тюль – мужск. род, табель – мужск. род, мозоль – женск. род (помните ошибку героя М.Пуговкина из фильма «Свадьба в Малиновке»?

– Доннерветтер!
– Что за боль?
– На любимый на мозоль!)

Задание 23. Прочитайте текст.

– Какой породы? – спросил один из ребят про Кыша.
– Секретная овчарка, – ответил я.
– Не выхваляйся, – сказал другой мальчишка. – Хвальба.
«Гав-в! А-ав!» – прикрикнул на него Кыш.
Мы догнали маму. Я спросил у нее, как правильно говорить: «хвальбов» или «хвальб», но она сказала, что я всегда пристаю с трудными вопросами в самое неподходящее время, и не ответила.

(Юз Алешковский)

  • Почему вопрос сына мама назвала трудным?

  • А как бы вы на него ответили?

Информация для любознательных!

Толковый словарь С.И. Ожегова сведений о слове хвальба не дает (почему?). Зато дается существительное похвальба, о котором, в частности, мы узнаем: множественное число – похвальбы, родительный падеж не употребляется.

  • Какова особенность парадигмы существительного похвальба?

§ 45. СЛОВО И СЛОВОФОРМА

Задание 24. Сосчитайте, сколько самостоятельных слов (как языковых единиц) и словоформ в данном тексте. Чего больше? Почему?

Сколько я себя помню, семья наша всегда была разбита на два лагеря: в одном лагере папа, в другом – мама и я. Тетю Анфису, мамину сестру, считали «перебежчицей»: она то защищала папу, то нам с мамой поддакивала…
Причиной столкновений почти всегда была я.

(А.Алексин)

Задание 25. Докажите, что у наречий нет словоформ.

Потихоньку открыл, дернул потихоньку, потихоньку пройду, проскочишь потихоньку, потихоньку шагаю, поет потихоньку.

Задание 26. Среди существительных также есть такие, у которых слово и словоформа совпадают, несмотря на разное грамматическое значение. Определите грамматическое значение выделенной словоформы в следующих предложениях.

  • Такси подъехало к указанному дому.

  • Из такси вышел мужчина в темных очках.

  • К такси одновременно подбежали трое.

  • Ольга быстро поймала такси.

  • О такси нечего было и думать – в час пик они все переполнены.

  • Из аэропорта Сорокины долго не могли уехать – все такси были нарасхват.

Задание 27. Познакомьтесь с фрагментом Словаря трудностей Д.Розенталя и М.Теленковой.

Бесповоротный
бесподобный
беспозвоночный
беспокоить
беспокоиться
беспокойный
беспокойство

  • В какой форме даются слова в словарях?

  • Подберите к каждому из слов не менее двух словоформ.

Задание 28. В каждом ряду укажите лишнюю словоформу.

Гора, горю, горой, гору.
Гражданина, гражданину, гражданкой, гражданами.
Исправлю, исправишь, исправляем, исправят.
Водного, водяного, водному, водными.

  • Приведите варианты «лишних» словоформ.

Задание 29. Кто быстрее? Грамотно запишите словоформы с пропусками. При затруднениях обращайтесь к орфографическому словарю. Во всех ли случаях он поможет?

Бе_помощному, летн_ю (жару), на (о,а)каци_ (сидит), после пере(щ,сч)_та, из-за тяж_лого ож_га, нечаянно ож_г руку, в ож_говом центре, встрет_л на прос_к_, гру(д,т)ь нара_пашку.

Задание 30. Укажите начальные формы словоформ из данного текста.

Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень...…

(И.Бунин)

Задание 31. В данной записи превратите слова в словоформы, при необходимости используйте предлоги. У вас должен получиться отрывок из главы «Алмазный язык» повести К.Паустовского «Золотая роза». Какие существительные вы употребите в форме единственного числа, а какие – в форме множественного?

Весь, что существовать природа: вода, воздух, небо, облако, солнце, дождь, лес, болото, река и озеро, луг и поле, цветы и трава, – русский язык есть великий множество хороший слово и название.

§ 46. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОФОРМЫ И ИХ ВЫРАЖЕНИЕ

Задание 32. Даны грамматические формы существительного варежка, прилагательного беспрекословный, глагола декламировать.

Варежка

ед. число

мн. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

варежка,
варежки,
варежке,
варежку,
варежкой,
о варежке,

варежки
варежек
варежкам
варежки
варежками
о варежках

  • Полная это парадигма или частная? Почему?

Беспрекословный

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

беспрекословный,
беспрекословного,
беспрекословному,
беспрекословного,
беспрекословным,
(о) беспрекословном,

беспрекословная
беспрекословной
беспрекословной
беспрекословную
беспрекословной
(о) беспрекословной

  • Какие ряды словоформ прилагательного беспрекословный не указаны? Запишите их.

Декламировать

декламирую,
декламируешь,
декламирует,

декламируем
декламируете
декламируют

  • Какие грамматические значения словоформ глагола декламировать здесь представлены?

Сделаем выводы.

  • Что такое парадигма? А частная парадигма?

  • Какие общие грамматические категории имеют существительные, прилагательные, глаголы?

  • Как выражено грамматическое значение всех приведенных словоформ?

Задание 33. Запишите частные парадигмы слов телеграмма, тщательный, обожать. Как выражаются грамматические значения словоформ?

Задание 34. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Я (не)замет_л, как из-за леса нап_лзла туча. Она р_сла, подн_малась (серо)син_й тяж_лой стеной, без пр_светов, без трещ_нки и медленно и неотвр_тимо пож_рала с_н_ву неба. Вот туча краем нак_тилась на солнце. Ее кромка на мгн_вение св_ркнула ра_плавленным св_нцом. Но солнце не могло ра_т_пить всю тучу и бе_следно и_чезло в ее св_нцовой утробе. Луг пот_мнел, будто в сум_рки, налетел вихрь, подхв_тил гусиные перья и унес вверх.

(Е.Носов)

  • Какие грамматические значения имеют глаголы в прошедшем времени? Докажите примерами из текста.

  • Какая форма глаголов прошедшего времени не представлена в тексте? Запишите ее.

Задание 35. Докажите, что глаголы ощутить, убедить, дерзить, победить, дудеть в настоящем или будущем времени имеют неполные парадигмы.

Как поступить, если какие-то формы слова не образуются? В таких случаях нужно использовать описательные обороты: сумею победить, постараюсь убедить…... Подберите свои примеры выхода из этой ситуации.

Задание 36. Какие грамматические ошибки допущены во фразе А где солнышко живет? Она под землей схоранивается? Она что же, живая? (В.Вересаев)

Задание 37. Определите грамматические значения всех словоформ предложения.

Володя открыл глаза и увидел в окнах влажный пасмурный свет. (В.Крапивин)

  • Противопоставьте существительные по падежу, прилагательные – по роду, глаголы – по времени.

§ 47. ОМОНИМИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ АФФИКСОВ

Задание 38. Как мы уже выяснили, основным средством выражения грамматических значений словоформы является окончание. Вернитесь к заданию 31. Найдите омонимичные словоформы существительного и прилагательного, укажите их окончания.

Задание 39. Укажите омонимичные словоформы с окончанием -о, определите грамматическое значение каждой.

Было рано, солнечное спокойное утро вдруг огласилось шумом и свистом птичьей стаи. Я выскочил на крыльцо – никого. Вдруг свист и шум снова приблизились. И тут я увидел большого ястреба, который стремглав метнулся между домами. Ласточки, стрижи и синицы дружной стаей преследовали серого хищника.

(В.Белов)

  • Какие омонимичные окончания есть еще в тексте? Выделите их.

  • Укажите корень в слове с неполногласием, приведите его варианты.

Задание 40. Докажите, что машиной и машинной имеют окончания-омонимы. Определите грамматическое значение словоформы жесткими. Имеет ли эта форма омонимичные аффиксы? Восстановите частную парадигму слова, у которого встречается словоформа капель, укажите аффиксы-омонимы.

Задание 41. Докажите, что данная запись вовсе не бредовая и прилагательное злой не является неизменяемым. Определите грамматическое значение каждой словоформы. Сколько здесь рядов противопоставлений?

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

злой
злой
злой
злой
злой
злой

Задание 42. Волшебный квадрат. Даны существительные теннис, лабиринт, фарватер; прилагательные старательный, навязчивый, беспристрастный; глаголы обескуражить, гарцевать, навьючить. Все эти слова в одной из своих форм имеют омонимичное окончание -а. Найдите эти формы и запишите их в квадрат. Условие заполнения: по любой вертикали и диагонали должны находиться слова разных частей речи.

  • А как расположились слова по горизонтали?

Задание 43. Спишите текст. Укажите все словоформы мужского рода с нулевым окончанием, определите их грамматические значения. Докажите, что нулевое окончание нулевому окончанию рознь!

Валдай прыгал еще выше, ст_раясь л_знуть Федю в щ_ку. Так был рад. Пес устр_млялся в поле, возвр_щ_лся, ви(жж,зж,сж)ал и прыгал, бежал опять. Так любил х_дить в лес, что весь м_нялся, вся сонная лень одним махом сл_тала с него. В такие дни Валдай сразу ст_новился в_селым, стр_мительным и шумным.

(В.Белов)

§ 48. СИНОНИМИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ АФФИКСОВ

Задание 44. Сравните: весь в пыли и потемнел от пыли. Это одно и то же окончание? Почему? А в словосочетаниях весь в пыли и весь в краске? Грамматическое значение одинаковое – предложный падеж единственного числа. А окончания? Синонимы! Просто внутри частей речи есть свои словоизменительные типы! Вспомните некоторые из них.

Задание 45. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, укажите глагольные словоформы с окончаниями-синонимами. Определите их грамматическое значение.

Неподалеку от воды находим мы неб_льш_й глин_стый обрывч_к, наб_раем мешоч_к глины и возвр_щаемся к палатк_. Дядя г_товит подкормку для рыбы. Он дост_ет из палатк_ кусоч_к ф_неры и огромн_ деревянн_ коро(б,п)ку с пробитыми в крышк(е,и) дыр_чками. В коро_к_ хр_нятся длинные толстые черви. Они называются выпол(з,с)ками.

(Ю.Коринец)

Задание 46. Вставьте пропущенные буквы, докажите, что все окончания синонимичны.

Подошли к пасек_, просек_, каменоломн_, рощиц_, тренажер_, обсерватори_, расселин_, резервуар_, планетари_, площад_, филармони_, типографии_, плантации_, пирамид_; по неосторожност_, по просьб_, по громкост_.

Задание 47. Докажите, что перед вами глагольные формы с синонимичными суффиксами.

Жарь рыбу, пеки пирог, прыгай быстрее, дыши глубже, отрежь потолще, говори медленнее, приезжай почаще, познакомь меня со своим другом.

Задание 48. Прочитайте текст. Выпишите словоформы с окончаниями-синонимами, определите их грамматическое значение.

Кузнец сказал:
– Давайте мехи качать.
Это было счастье – увидеть, почувствовать и запомнить, как хрипло дышит порванный мех, как полоса железа равняется цветом с раскаленными углями, как выгибает шею загнанный в станок конь, и знать, что всех лошадей в округе подковал наш знакомый кузнец, мы его помощники и он уже разрешает нам браться за молот.

(В.Крупин)

§ 49. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Задание 49. Из предыдущих заданий мы знаем, что основным грамматическим способом выражения грамматических значений словоформы являются окончания (а у существительных зачастую совместно с предлогом) и реже – суффиксы и приставки (лелеять – лелеял, брить – сбрить). Но существуют и еще некоторые грамматические средства. Например, ударение.

Проанализируем парадигму существительного адрес:

ед.ч.

мн.ч.

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

адрес,
адреса,
адресу,
адрес,
адресом,
об адресе,

адреса
адресов
адресам
адреса
адресами
об адресах

  • Только ли окончаниями различаются противопоставленные формы числа? (На всякий случай прочитайте словоформы вслух.)

  • Докажите, что формы числа следующих существительных также противопоставлены двумя способами: доктор, парус, сторож, тенор, поезд, профессор, колокол.

Задание 50. У многих односложных существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение падает на окончание: бинт – бинтА, блин – блинА…...

Поставьте следующие существительные в этой же форме.

Винт, герб, гриб, зонт, ковш, линь, пласт, плод, пруд, след.

  • Какая закономерность в постановке ударения наблюдается в других формах этих существительных?

  • Составьте с некоторыми словоформами предложения и прочитайте их вслух.

Задание 51. Некоторые существительные женского рода 3-го склонения образуют формы либо с ударной основой, либо с ударным окончанием: мЕстность – мЕстностей, но дОлжность – должностЕй.

Поставьте данные существительные в родительном падеже множественного числа.

Дерзость, почесть, радость, прорубь, шалость; крепость, новость, ветвь, плоскость, горсть, скатерть, степень.

Задание 52. Внимание! Безударные формы!

– Какая нелепость! – скажете вы. – Безударных словоформ не бывает в русском языке.
Бывают. Формы существительных с предлогами – предлог «принимает удар», то есть ударение, на себя: бЕз вести (пропал), бЕз толку (сходил)…...

Прочитайте вслух следующие словоформы с предлогами, включите некоторые из них в предложения.

За волосы, за руку, за год, за нос, из дому, из лесу, на голову, на спину, на сторону, по морю, по полу, по полю, по уху, под гору, под ноги.

Задание 53. Определите закономерность в расстановке ударения в некоторых кратких прилагательных.

ВЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы; глух, глухА, глУхо, глУхи…...

Поставьте прилагательные в краткую форму.

Гордый, горький, грубый, долгий, дорогой, зеленый, жалкий, крепкий, редкий.

Но! В некоторых формах множественного числа допускаются варианты: блИзки – близкИ, врЕдны – вреднЫ, дрУжны – дружнЫ...

 

 

Задание 54. Похожее с краткими прилагательными распределение ударений происходит и во многих глагольных формах прошедшего времени: брать – брал – бралА – брАло – брАли; передАть – пЕредал* – передалА – пЕредало* – пЕредали*...Ударное окончание только в форме женского рода!

Образуйте формы прошедшего времени от данных глаголов, проговаривая их вслух.

Взять, начать, звать, плыть, придать, принять, проклясть, отбыть, занять.

Задание 55. С местом ударения в различных словоформах нередко связаны фонетические ошибки. Например, часто они допускаются в формах глагола звонИть. Обратите внимание: в этих формах ударение всегда падает на окончание (то есть оно неподвижно!). Нужно говорить звонИт, позвонИшь, позвонИм, позвонИте, позвонЯт, звонЯт, звонИшь...…

Придумайте несколько предложений (или две-три реплики диалога) с этими формами и озвучьте их (можно соседу по парте).

Задание 56. Еще одна распространенная ошибка – произношение прилагательного красИвее. В этой форме И всегда является ударным: наш цветник красИвее соседского, младшая сестра красИвее старшей...…

Придумайте и озвучьте несколько предложений с этой словоформой. Кто из вас красИвее это сделает?

И информация об ударении напоследок.

Нормы литературного произношения и ударения изучает наука орфоэпия. Поэтому не забывайте заглядывать в орфоэпические словари: в них вы найдете литературные нормы ударения или же получите сведения о том, как нельзя произносить то или иное слово или словоформу.

Задание 57. При изучении морфемики мы говорили о чередованиях фонем в морфеме и их закономерностях. Вспомним: возить – вожу, дремать – дремлю, хотеть – хочу, плясать – пляшу, пустить – пущу, сон – сна, день – дня, крепок – крепка...

  • Только ли окончание участвует в образовании этих словоформ?

  • Укажите чередующиеся фонемы в основах.

Задание 58. Докажите, что в образовании словоформ от данных слов участвуют и окончание, и чередование фонем. А ударение?

Набрать, ложь, послать, беречь, петь, ходить, хлопотать, сверчок, молоток, возить.

Задание 59. Контрольное задание (по выбору).

1. Составьте обобщающую таблицу «Способы выражения грамматических значений» и заполните ее своими примерами.

Способы выражения грамматических значений

Примеры

 

 

 

 

2. Лингвистическое изложение.

Грамматические способы

Грамматических значений в языках мира множество. А вот грамматических способов совсем немного...

Чаще всего используются специальные морфемы – их называют формообразующими. Это могут быть приставки: делать – Сделать; суффиксы: говорить – говориЛ, решАл – решИл; окончания: молчУ – молчИТ, рукА – рукЕ, дорогОЙ – дорогИЕ. В русском языке этот способ основной, причем употребляются преимущественно окончания.

В образовании формы слова время от времени участвует и корень. В нем могут чередоваться фонемы: возить – вожу, ухо – уши; он может даже полностью заменяться: говорить – сказать, иду – шел, человек люди. Такой грамматический способ называется супплетивизм. Важнейшее грамматическое средство для русского и многих других языков – служебные слова. Например, предлоги помогают выражать падежные отношения: отошел от стола... Использует русский язык и ударение (рУки – рукИ, нарЕзал – нарезАл), и интонацию (Он может быть прав и Он, может быть, прав).

(По Л.Петрановской)

Продолжение следует


* В «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык.1997 допус кается вариант нормы передал, передало, передали.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru